В операционных порой происходят настоящие чудеса, которые удивляют даже опытных медиков. С таким случаем недавно столкнулись ростовские медики, когда один из бойцов поступил в госпиталь после атаки дронов. Ранение казалось врачам стандартным, а сам пациент был в сознании и даже разговаривал. Однако после обследования оказалось, что жизнь военного висит на волоске и может закончиться от любого движения.
ВЫГЛЯДЕЛ БОДРО, А САМ — КРАЙНЕ ТЯЖЕЛЫЙ
В конце прошлого года боец СВО получил ранение, попав под обстрел дронов противника. На первой линии ему оказали необходимую помощь и отправили в Ростовский госпиталь. Мужчина был в сознании, разговаривал - казался достаточно бодрым. При первичном осмотре невозможно было даже предположить, что боец — в крайне тяжелом состоянии. Вот только еще в прифронтовом госпитале доктора обратили внимание на небольшую шишку на шее. Врачи стали выяснять, как появилась гематома.
Пациенту выполнили ангиографию - специальную процедуру для исследования сосудов. Она показала, что всего в пяти сантиметрах от дуги аорты в общей сонной артерии осколок пробил сквозное пятимиллиметровое отверстие. Из-за этого кровь из общей сонной артерии попадала в гематому.
Ситуация оказалась неординарной: на артерии выросла гигантская ложная аневризма размером в 15 сантиметров. Это полость, которая образуется при повреждении сосуда и сообщается с его просветом. Из-за ложной аневризмы сосуд мог разорваться или расслоиться в любую минуту.
«НЕ ЗНАЛИ, КАК ПОВЕДЕТ СЕБЯ ПОВРЕЖДЕННЫЙ СОСУД»
У врачей отделения уже был опыт лечения ранений наружной сонной артерии. Тогда сосуд «отключили», а пациента прооперировали. Но с помощью операции добраться до поврежденной части общей сонной артерии слева было невозможно. В этом случае хирургическое вмешательство задело бы грудную клетку и ключицу.
Принимать решение нужно было срочно.
— Пациента невозможно было эвакуировать в крупный медицинский центр, его вообще нельзя было двигать. Никто не мог предположить, как поведет себя поврежденный крупный сосуд при транспортировке. Артерия могла в любой момент расслоиться, а ложная аневризма — разорваться. В этом случае кровь из сосуда хлынула бы в загрудинное пространство. Все эти варианты развития событий влекут за собой летальный исход, — объяснил главный хирург госпиталя Вячеслав Панов.
«ПАЦИЕНТОВ НЕ УСПЕВАЮТ ПРООПЕРИРОВАТЬ»
Решать вопрос стали сообща. Заведующий отделением рентген-эндоваскулярных методов диагностики и лечения с группой анестезиологии и гематологии 1602-го военного клинического госпиталя Министерства обороны РФ Сергей Кобелев позвонил коллеге - заведующему отделением рентген-хирургических методов диагностики и лечения клиники РостГМУ Евгению Косовцеву.
Кандидат медицинских наук не сталкивался с подобными случаями за два с лишним десятка лет практики. Но с ходу предложил эндоваскулярно - через прокол - восстановить поврежденный сосуд. А именно - установить специальную конструкцию, которая обычно используется для коррекции просвета сосудов, - стент-графт. По словам доктора, описание такого опыта сложно найти в сосудистой хирургии — и в отечественной, и в мировой.
- Пациентов с повреждением левой общей сонной артерии просто не успевают прооперировать – они погибают, - говорит Евгений Валерьевич. - Но тут у нас был шанс, если провести операцию в кратчайшие сроки. Дело в том, что стент-графт покрыт материалом, который полностью «создает» внутри сосуда другой сосуд. За счет металлического каркаса он плотно прилегает к стенкам сосуда, при этом остается нормальной проходимость артерии. Я был уверен, что вместе с Сергеем Львовичем мы сможем провести эндоваскулярную операцию и перекрыть стент-графтом поврежденные стенки артерии, тем самым снять угрозу кровотечения и разрыва ложной аневризмы.
«ОТКЛЮЧИЛИ» НА ДВА ДНЯ
Вот только для спасения бойца требовался стент-графт нужного нестандартного размера. Такого в тот момент не было ни в госпитале, ни в клинике медуниверситета. Начальник военного госпиталя Валерий Кокоев и главный хирург Вячеслав Панов подключились к решению вопроса: в течение двух суток стент-графт необходимого размера нашли и доставили в Ростов.
Но как эти два дня прожить бойцу, когда любое движение и даже переживания могли привести к гибели? На время ожидания пациента поместили в реанимацию: врачи погрузили его в медикаментозный сон, восполняли кровопотерю и держали давление в безопасных пределах.
Операция прошла успешно. После этого бойца транспортировали в Санкт-Петрбург для дальнейшего лечения. Пациент постепенно идет на поправку.
Автор: Татьяна ТИХОНОВА