Найти в Дзене

Секреты Тауэрского моста

Оглавление

Тауэрский мост.
Тауэрский мост.

Сегодня уже сложно представить Лондон без его знаменитого Тауэрского моста, который давно стал визитной карточкой Великобритании. Многие даже считают, что это и есть сам Тауэр, поскольку мост носит имя старинной английской тюрьмы-крепости.

Попробуем заглянуть в тайны главного лондонского моста и узнать, что скрывается за его готическими стенами.

Тауэр и Тауэрский мост

Первый секрет Тауэрского моста состоит в том, что он – не замок Тауэр, а речная переправа через Темзу. Она представляет собой две мостовые башни-близнецы, которые внешне напоминают башни средневекового замка и зрительно составляют единый архитектурный ансамбль с древней английской крепостью Тауэр, расположенной на северном берегу Темзы. 

Именно соседство со знаменитой крепостью и дало мосту одноименное название. Северное мостовое крыло переправы плавно переходит в шоссе, которое как раз идет вдоль восточной стены древней крепости. Можно сказать, что мост является естественным продолжением старого замка – так органично он вписался в пейзаж набережной.

Уникальное сооружение представляет собой универсальный подъемно-разводной мост, возведение которого было начато в 1886 году, а окончено в 1894 году. 

Тауэрский мост – единственный разводной мост на Темзе, который первым встречает корабли, поднимающиеся по ней из Северного моря.

Необходимость в строительстве нового моста

Начиная с XVIII века, через Темзу перекинулось около 30 мостов, включая самый старый из них – Лондонский мост. Но к 1750 году он уже безнадежно обветшал и стал катастрофически шатким. На мосту то и дело возникали пробки из телег и экипажей, а под мостом толпились корабли со всего мира в ожидании свободного места в переполненной гавани. 

В середине XVIII века Темза была так забита всевозможными кораблями, что можно было запросто пройти несколько километров, переходя с одной их палубы на другую.

Чтобы решить эту проблему, в 1876 году власти Лондона объявляют конкурс на лучший проект нового моста. Будущий мост призван был разгрузить остальные мосты от скопления людей и экипажей, а также иметь достаточную высоту, чтобы под ним могли проходить грузовые суда. На конкурс было подано около 50 различных проектов.

Большинство авторов проектов предлагали стандартные чертежи мостов, проезжая часть которых была поднята очень высоко, чтобы обеспечить проход судов с высокими мачтами, что делало заезд на мост невозможно крутым для лошадей, запряжённых в телеги и экипажи, но при этом высота их все равно была недостаточной для самых высоких корабельных мачт. В одном из проектов предлагалось поднимать людей и лошадей на мост на гидравлическим лифте, а в другом – заезжать по кольцевому подъему, что было одинаково громоздко и неудобно.

Проект Горацио Джонса признан лучшим

Выбор комиссии остановился на проекте главного архитектора Лондона - сэра Горацио Джонса, который предложил подъемно-раскрывающуюся модель моста, которая сочетала бы в себе внутреннюю стальную опорную конструкцию с внешней каменной кладкой в готическом стиле, что и придало мостовым башням облик средневекового замка.

В 1886 году началось возведение сенсационного моста, но на следующий год Джонсон неожиданно скончался, так что проект пришлось продолжать его помощнику – инженеру Джону Вольфу Бэрри. Он пригласил ещё одного известного архитектора того времени – Джорджа Стивенсона, вместе с которым они приступили к реализации грандиозного проекта.

Строительство Тауэрского моста было начато в 1886 году и продолжалось 8 лет. На возведение колоссального объекта было затрачено 1,184 миллиона фунтов стерлингов (при пересчете курса 2014 года -114 миллионов фунтов стерлингов). Длина моста составила 244 метра, высота каждой башни 65 метров. 30 июня 1894 года в присутствии Его Высочества принца Уэльского Эдуарда и его супруги принцессы Александры состоялось торжественное открытие нового моста.

Механизмы Тауэрского моста

Изначально разводной механизм Тауэрского моста приводила в движение сложная система паровых и водяных двигателей.

Под южной башней моста были расположены 4 паровых котла. В то время они работали на угле, в результате чего вырабатывался пар под давлением 5-6 кг/см², тем самым, производя нужную энергию для работы гигантских насосов.

Насосы приходили в движение и начинали заканчивать воду в гидро-аккумуляторы под давлением 60 кг/см². Всего под мостом находилось 6 таких аккумуляторов с постоянным запасом воды. Из них вода поступала в 8 гидро-моторов, которые приводили в движение коленчатые валы, валы начинали вращать огромные шестерни, а шестерни уже начинали крутить зубчатые сектора. Их движение заставляло поворачиваться гигантскую ось, диаметр которой составлял 50 см, и крылья моста поднимались. Чтобы развести мост, уходила всего одна минута!

Сегодня на смену сложной гидравлической системе моста пришло электричество. Раздаётся предупредительный звонок, шлагбаумы опускаются, останавливая поток машин, несущихся к мосту. Только после того, как последняя машина покидает мост, вахтенные подают сигнал в машинное отделение, что мост свободен. Бесшумно выдвигаются четыре соединительных болта, и крылья моста взмывают вверх. Судно, ожидающее прохода, неторопливо направляется в освободившийся проем.

Каждое мостовое крыло весит около 1200 тонн и раскрывается на угол в 86°, благодаря чему под мостом свободно может пройти судно грузоподъемностью до 10 000 тонн. 

Как только судно благополучно пройдёт мост, раздается новый звонок, и полотна моста снова принимают горизонтальное положение. Шлагбаумы поднимаются, и поток машин снова устремляется вперёд, пока не подойдёт следующее судно, желающее пройти под мостом.

Первое время мост разводили до 50 раз в день, в наше же время – всего 4-5 раз в неделю или 1000 раз в год.

Интересно, что управление мостом очень похоже на управление кораблем: у моста есть свой капитан и команда специальных матросов, которые отбивают склянки и стоят на вахте, словно на военном судне.

Галереи на высоте 42 метра над Темзой

Особое внимание стоит обратить на пешеходные переходы уникального британского моста. Дело в том, что вопреки традиционным проектам классических мостов, на которых пешеходная зона расположена параллельно с проезжей частью и лишь отгорожена от нее в целях безопасности, Тауэрский мост в этом смысле является полной противоположностью своих собратьев. 

Мост был спроектирован так, что движение пешеходов предусматривалось даже во время его развода. Для этого пешеходные дорожки были подняты над проезжей частью на высоту 34 метра над землей и 42 метра над поверхностью воды и протянулись от одной мостовой башни до другой, образовав своего рода мост над мостом.

Внутри обеих башен были построены специальные винтовые лестницы в 300 ступеней, которые вели на верхний ярус моста, где находились пешеходные галереи. Также в башнях имелись два лифта, способные принять сразу 30 человек. Один лифт предназначался для подъёма, а второй – для пуска людей. И, таким образом, пешеходы могли спокойно переходить Темзу даже во время разведенного моста.

Однако, эту часть моста очень быстро облюбовали карманники, девицы лёгкого поведения и самоубийцы, превратив галереи в своего рода притон, и в 1910 году власти города закрыли переходы.

С 1982 года в этих галереях был расположен музей и смотровые площадки. Многие туристы с удовольствием поднимаются на лифте в северную башню, чтобы увидеть экспозицию машинного зала викторианской эпохи, то есть, старинные механизмы, приводившие в движение мост сразу после его открытия.

Старинные фотографии раскрывают секрет моста

С этой грандиозной стройкой связана очень необычная история. Во время сноса старого здания в районе Вестминстера один из жителей обнаружил в одном из мусорных контейнеров целую пачку старых, пожелтевших от времени фотографий 1892 года, на которых как раз были запечатлены моменты возведения этого гигантского сооружения.

Вместе с фотографиями мужчина нашёл ещё старые бухгалтерские книги, скорее всего, содержащие расходы, связанные со строительством этого грандиозного объекта. Мужчина поспешил передать бесценную находку в музей Тауэрского моста, однако, у него взяли только бухгалтерские записи, а от фотографий отмахнулись, сказав, что их и так хватает. Выбросить фотографии у мужчины не поднялась рука, и тогда он просто сложил их в чемодан и задвинул под кровать до лучших времен, где они и пролежали долгих пять лет.

К счастью, их обладатель поделился своей находкой со своим соседом по имени Питер Бердхуд, который работал экскурсоводом в Вестминстере. Едва взглянув на фотографии, Бердхуд понял, что это уникальные снимки, которым нет цены.

-2

-3

-4

-5

Именно благодаря этим фотографиям видно, что внутри мостовые башни состоят из стальной арматуры, о существовании которой многие люди даже не подозревают, поскольку снаружи башни облицованы корнуоллским гранитом и портлендским камнем, которые создают впечатление, что перед взорами изумленных прохожих предстают башни средневекового замка. Так что, благодаря этим фотографиям, стал известен еще один секрет знаменитого сооружения.

Интересные факты о Тауэрском мосте

Как и всякая уважающая себя достопримечательность, Тауэрский мост имеет свои легенды и удивительные истории.

В 1968 году американский бизнесмен из штата Миссури Роберт МахКаллох пожелал приобрести дряхлеющий Лондонский мост, пришедший в негодность и подлежащий сносу. Аварийный мост разобрали и перевезли в Америку, где он был установлен над каналом возле города Лейк-Хавасу-Сити, штат Аризона. Городская легенда утверждает, что МакКаллох решил приобрести Лондонский мост, так как принял его за Тауэрский – символ Британской столицы, хотя сам МакКаллох решительно отрицал подобный исторический конфуз. 

В 1912 году лётчик Фрэнк МакКлин совершил полёт на своём биплане под Тауэрским мостом.

-6

В 1968 году его трюк рискнул повторить лейтенант Королевских ВВС Алан Поллок в знак протеста против отмены руководством Военно-Воздушных Сил воздушного парада в честь 50-летия их образования. Алан решил устроить одиночный парад и пролетел на своём самолёте под Тауэрским мостом. Правда, после такого подвига он был арестован и уволен из ВВС Великобритании.

В 1952 году разводной механизм моста сработал раньше времени, и на проезжей части остался пассажирский автобус. К счастью, его водитель Альберт Гантер не растерялся, до предела разогнал машину, в результате чего автобус "перепрыгнул" с одного раскрывающегося крыла моста на другое. Прыжок окончился благополучно, и пассажиры отделались лёгким испугом. Корпорация лондонского Сити наградила мужественного водителя премией в 10 фунтов стерлингов (по курсу 2014 года - 263 фунта стерлингов).

Знаменитый "прыжок" автобуса.
Знаменитый "прыжок" автобуса.

В 1997 году развод моста разорвал пополам правительственный кортеж Президента США Билли Клинтона. Вышло так, что растянувшийся кортеж не укладывался в график, а баржа «Глэдис» шло точно по расписанию. Поскольку в приоритете у моста всегда находится речной флот, мост был разведен, чтобы пропустить судно.

Так что, Тауэрский мост не так прост, как кажется на первый взгляд, и способен, если что, отстоять честь своей страны. Ведь не зря же он носит имя старинной королевской крепости – Тауэра.