Рядом с камбоджийским городом Сием Реапом, располагается самая известная достопримечательность этой страны – храмовый комплекс Ангкор-Ват.
Ангкор– это обширный храмовый комплекс в Камбодже, который в IX-XIII веках, во времена Кхмерской империи, был её столицей. На территории около 200 кв. км расположены около двухсот культовых сооружений, включая храмы, дворцы, водохранилища и каналы. Заброшенный комплекс был поглощен джунглями, и его очистка от растительности, обеспечение безопасности для туристов, а также борьба с дикими животными и змеями потребовали значительных усилий. Кроме того, территория Ангкора представляет опасность из-за наличия большого количества неразминированных противопехотных мин, оставшихся после правления красных кхмеров.
В 1861 году французский натуралист Анри Муо случайно обнаружил руины Ангкора, заблудившись в джунглях севернее озера Тонлесап. Редьярд Киплинг, участник той же экспедиции, немного позднее написал знаменитую «Книгу джунглей» о гармонии во взаимоотношениях человека и природы, где и рассказал о заброшенных в джунглях храмах.
Посещение этого места было одной из основных целей нашего путешествия по Юго-Восточной Азии. В Сием Реап мы приехали накануне вечером, 1-го декабря 2024 года. Как мы добирались сюда самостоятельно на автобусах из Паттайи, можно прочитать в статье:
Ещё с вечера мы также договорились с тук-тукером, который доставлял нас от автостанции в отель, что он будет нас возить по храмам в течении двух дней. Сошлись на цене в 22 доллара в день. Хотя изначально тот запрашивал по 25 долларов.
С утра, 2-го декабря мы встали в 6.40. В 7 утра у нас завтрак, но уже к этому времени подъехал наш водитель тук-тука. Сегодня, правда, оказался другой, друг вчерашнего. Мы попросили подождать 15 минут, пока завтракали. Поели быстро – ибо на завтрак подали всего лишь пару сандвичей с яичницей внутри, чай и арбуз. Ну и ладно.
В 7.20 выехали. По пути заехали ещё за одним парнем из России, Артёмом, с которым познакомились вчера, добираясь до Сием Реапа от границы с Таиландом. Он тоже путешествует по Юго-Восточной Азии, но его трип составляет полтора месяца. Вместе с нами он поехал на осмотр храмов Ангкор-Вата по Малому Кругу.
Стандартная программа для туристов предлагает объезд храмов по очереди, и есть два основных маршрута: Малый Круг и Большой Круг.
Маршрут Малого круга Ангкорадлиной около 30 км предполагает знакомство с самыми яркими храмами кхмеров. Обычно туристы смотрят храмы в такой последовательности: храм Ангкор Ват (при желании здесь можно встретить рассвет), храм Байон (храм Тысячи лиц), храмы Ангкор Тхом (Бапуон, Пимеанакас, Террасы Слонов и Прокаженного короля), Ворота Победы и статуи с нагами, Храмы Томманом и Чау Сай Тевода, Храм Та Кео, Храм Та Пром. Заканчивается маршрут на холме Пном Бакенг, откуда смотрят закат.
В отличие от Малого круга, Большой круг очень гибок. Предполагается, что турист, уже осмотревший храмы Ангкора, входящие в Малый круг, захочет увидеть на следующий день и остальные достопримечательности Ангкора. Длина его – до 35 км. Здесь туристам предлагается посмотреть такие храмы: Преа Кхан, Неак Пеан, Храм Та Сом, Восточный Мебон, Бантей Самре, Пре Руп, Бантей Кдей, Сра Сранг (Барай), Прасат Краван. Но если храмы вам начали налоехать, то что-то можно и пропустить.
Покупка билетов в Ангкор-Ват
Но прежде всего нам нужно было купить билеты для доступа в этот храмовый комплекс. Так ка храмы разбросаны на обширной территории, то и центр по продаже билетов стоит особняком. Он располагается рядом с перекрёстком 60 Srteet и Apsara Street, по координатам N 13 22.600 E 105 52.825. Водитель нас сюда и привёз в первую очередь. Билеты в Анкор Ват довольно дорогие. Можно купить билет на 1 день, и он будет стоить 37 USD(использовать его можно в ближайшие три дня); можно купить билет на 3 дня, он стоит уже 62 USD, посещать храмы можно в течении 10 дней после покупки; и ещё можно купить билет и на 7 дней за 72 USD, который действует в течении месяца. Касса работает ежедневно 05:00-17:30.
Мы купили билеты на 3 дня по 62 USD. Расплатились долларами старого образца, которые тут у нас прияли без проблем. Таким образом разменяли две сотки. Билет именной, при его оформлении вас фотографируют на камеру и потом ваше фото печатается на билете. Вот такие вот чудеса! Билет проверяют регулярно, при входе в каждый храм!
Купив билеты поехали в Ангкор Ват .
Ангкор Ват
Ангкор Ват - самый крупный из кхмерских храмов, построенный в ХІІ веке и считающийся чудом света. Этот город-храм поражает воображение не ярким убранством и блеском куполов, а внутренним величием и гармонией. Он имеет форму трехступенчатой пирамиды, со всех сторон окруженной мощными стенами и опоясанной глубоким рвом. Ширина рва – 190 метров !!!
На стенах двух нижних террас, в каменных нишах и на встроенных колоннах - богатое скульптурное оформление и изящные настенные барельефы, изображающие всю кхмерскую историю: здесь и апсары - небесные танцовщицы, хранительницы Камбоджи, и сюжеты индусского эпоса, и страницы из многочисленных ангкорских войн, где кхмеры, например, воюют с чамами, символически перетягивая Нага - змея, обитающего на дне морском.
Здесь же боевая конница и боевые слоны, атакующие врага, и бытовые картинки из жизни монархов и простого народа. Причем с восточной стороны - рождение и созидание, а с западной - разрушения, войны, смерть. И все это - тщательная резьба по камню, и если приглядеться к каменным воинам, то трудно не заметить, что у них разные лица, разные фигуры, на них разные украшения. Очень трудная, филигранная и изумительная ручная работа!
Венец храма Ангкор Ват - пять свечевидных башен. Высота центральной - 65 метров.
На верхнюю террасу к этим башням ведет очень крутая лестница, как у пирамид майя, с узкими и высокими ступенями, выщербленными временем. Не каждый рискнул бы подняться наверх, но старания поднявшегося будут вознаграждены - отсюда Ангкор Ват выглядит иначе, ещё величественней.
Недаром верхняя терраса была доступна лишь королям и монахам. Но мы тоже поднимались на террасу– сейчас для туристов сделали отдельную металлическую лестницу с деревянными ступенями.
Вид сверху просто великолепен. Да и вообще там интересно побродить по каменным галереям, украшенным резьбой.
Ангкор-Ват мы осматривали 2 часа. А нам водитель пока дремал на стоянке в теньке.
Ангкор Тхом
Недалеко от Ангкор Вата, на расстоянии чуть больше километра, находится храмовый комплекс Ангкор Тхом. Этот город-храм, последняя столица великой кхмерской империи, во время своего могущества был крупнее любого европейского города. Есть сведения, что его население составляло тогда около миллиона человек!
Территория Ангкор Тхома имеет форму квадрата и занимает площадь 900 гектар. Его пересекают осевые дороги, делящие город на четыре равные части. К городским стенам примыкал мост, украшенный фигурами богов и демонов, причем слева - 54 фигуры спокойных и безмятежных богов, справа - 54 фигуры устрашающих демонов в военных шлемах. Сколько уж минуло столетий, но и сегодня кажется, что город охраняют боги вместе с покоренными демонами.
Ангкор Том построил кхмерский король Джаяварман VII. На вершинах пяти ворот, ведущих в город, возвышаются башни в виде человеческих лиц, смотрящих на четыре стороны света, в основании ворот - трехголовые слоны, на которых восседает индусский бог Индра. Рядом - церемониальные постройки Террасы Слонов и Террасы Прокаженного Короля - это некое подобие современных трибун, откуда древние вожди наблюдали за лицедейством своего народа и всячески его поощряли.
Пройти мимо великолепнейшего буддистского храма Байон - главного достоинства Ангкор Тома - невозможно. Интересно, что издалека не воспринимается все его великолепие, и вид его на первый взгляд не вызывает ничего, кроме сожаления об утраченном, но, попадая внутрь храма, начинаешь словно растворяться во времени, ощущая на себе его очарование, его взгляд и его дыхание. Это неудивительно, потому что за тобой наблюдают с пятидесяти четырех башен более двухсот ликов буддистского божества Авалокитешвара.
Поговаривают, что все эти лики - точная копия портрета камбоджийского короля, правившего в то время. Эти лица, независимо от того, чьи они, придают храму таинственный характер. На них - улыбка Ангкора. В зависимости от освещения эта улыбка может быть ироничной или приводить в ужас.
Любопытно, что нагромождение каменных глыб друг на друга во время строительства храма происходило без какого-либо связующего раствора, и только потом зодчие вырезали на камне фигуры и создавали скульптурные композиции. На стенах этого храма, как ни на каких других, много картин из повседневной жизни. Есть и уникальные в своем роде мотивы; например, полторы тысячи апсар (небесных танцовщиц), изящно парящих над распустившимися цветками лотоса.
К комплексу Ангкор Тома относится и храм Бапуон, расположенный всего в 200 метрах Байона. Как и Ангкор Ват, Бапуон был преобразован в буддийский храм в 16 веке. Поскольку Бапуон был построен на неустойчивой почве, он не оказался таким прочным, как другие близлежащие храмы и подвергся более значительным разрешениям. Но, менее величественным он от этого не стал. Тоже грандиозное сооружение.
А ещё, в районе храмов Байон и Бапуон обитаем довольно много макак. Туристы их регулярно подкармливают.
Ворота Победы
Выезжая из Анкор Тома, мы проехали под Воротами Победы. Здесь также сделали небольшую остановку и поднялись на остатки стены. Оттуда открывается неплохой вид.
Ворота Победы– это впечатляющий элемент древней архитектуры. Перед ними находится ров с каменной дамбой, украшенной перилами в виде нагов (мифических змей). Эти перила удерживают 54 каменных гиганта, изображающих асуров (демонов) и дэвов (богов), символизирующих вечную борьбу между добром и злом и отсылающих к мифу о «Пахтании Молочного Океана» из индуистской мифологии. До наших дней сохранились немногие головы асуров и дэвов, но особенно хорошо сохранившиеся перила из нагов можно увидеть на южных воротах.
Храм Та Кео
Затем мы приехали к храму Та Кео. Строительство этого храма начато в 975 году в период правления Джаявармана V. Сейчас трудно представить, что Та Кео, стоящий в окружении высоких вековых деревьев, мог стать одним из самых ярких сооружений Ангкора.
В период строительства к храму шла широкая церемониальная дорога, от которой остался лишь разрушенный каменный мост в лесу. Та Кео, как и большинство храмов района, открывается нам в полуразрушенном виде. К тому же его стены абсолютно чисты: нет штукатурки, резных рисунков, скульптур апсар или стражей. Но Та Кео не разрушен, а скульптуры его не украдены – храм просто не достроили, хотя попытки предпринимались неоднократно.
Строительство было прекращено еще в период правления Джаявармана V, согласно найденным записям, после того как в храм ударила молния – знак по тем временам недобрый.
И всё же храм-гора Та Кео, пусть и недостроенный, остаётся одной из самых высоких построек района – 44 метра. Несомненно, если бы храм был достроен, он был бы одним из лучших творений кхмерских архитекторов. Здесь, впервые в Ангкоре, появились крестообразные прасаты, а для освещения стали использоваться открытые окна, заменившие фальш-окна. Отсутствие художественного оформления придает храму чистоту и свежесть.
Та Кео, типично для архитектуры империи, является точной копией священной горы Меру, с прямоугольным основанием и пятью квадратными башнями. Большая часть верхней платформы занята башнями.
Храм Та Ней
После храма Та Кео, по небольшой дороже чуть отклонились от основного маршрута и проехали около 1 км на север, к храму Та Ней
Хотите увидеть Ангкор, как его нашли полтора века назад европейцы? Здесь ещё стоят огромные баньяны, территории не очищена для хождения от руин, сами камни покрыты изумрудным мхом, а надверные барельефы можно рассмотреть на расстоянии вытянутой руки…
Та Ней - храм в стиле Байон находится глубоко в лесу в 800 метрах на север через лес от Та Кео и в 200 метрах от Восточного Барая. Наш тук-тукер, однако, прекрасно знал, как до него доехать (хотя туристы до него добираются реже остальных).
Храм был построен в конце двенадцатого века во время правления Джаявармана VII, посвященного буддизму Махаяны. Храм был первоначально построен 35 на 26 метров. Потом он был расширен сначала на восток до размеров 46 на 26 метров, а затем ещё увеличен до 55 на 47 метров с тремя маленькими гопурами (надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов) на севере, западе и юге с большой восточной гопурой, которая является, по существу, частью внутреннего окружения, ограниченного галереями. Как и в Та Прохм, городские стены были начаты, но не были закончены. На сегодня остались только две гопуры на западе и востоке.
Центральное святилище также имеет форму креста, но дополняется четырьмя маленькими четырехярусными вестибюлями, открытые на все стороны и соединяющиеся с северной гопурой проходом.
Помещение святилища имеет форму квадрата со стороной 2,75 метра. Около южной стороны осталась единственная разваленная «библиотека» и галерея, соединяющая святилище с северной гопурой.
На территории храма тоже выстелите местных обитателей: многоножку и жабу
Далее мы заехали в кафе на обед. Несколько кафе и сувенирных лавок располагаются рядом с парковкой (N 13 26.075 E 105 53.715), от которой идет дорожка к комплексу Та Пром.
Наш водитель подвез к одному кафе, и сказал, чтобы мы шли туда. Мы зашли, посмотрели на цены, и они нам не очень понравились. Цена блюда начиналась от 5 USD. Пошли в другое. Здесь ценник был поменьше, но всё равно обед на двоих нам обошелся в 10 USD. Обедали и отдыхали в теньке около часа. Туалеты тут тоже есть, чистые и бесплатные.
Храм Та Пром
Следующим у нас был уникальный заброшенный комплекс Та Пром. Ряд длинных и низких зданий вокруг главного храма города образуют некий лабиринт. Нагромождение каменных блоков создает ощущение хаоса.
Остатки башен и колонн, раздавленные гигантскими стволами деревьев, и крыши зданий, просевшие под тяжестью их огромных корней, представляют абсолютно нереальную, фантастическую картину.
Некоторое время назад здесь был буддистский монастырь, и из летописных источников известно о его былом богатстве. Кроме полутонны золота, алмазов, жемчуга и драгоценных камней, достоянием монастыря считались также 512 шелковых постелей и 523 зонтика от солнца. Вот такое смешанное богатство!
После падения империи Ангкора Та Пром, как и другие опустошенные города, быстро зарос джунглями. Быстро, потому что в этих местах растут баньяны - деревья-паразиты, семена которых, попадая на твердую поверхность, прорастают, и выпущенные корни спускаются вниз, к земле. Они обвивают древние строения своими гигантскими корнями, словно щупальцами.
Между прочим, на фресках храма есть изображения динозавров! Смотрите фото и найдите на нем древнего ящера!
Здесь снимались эпизоды фильмов «Маугли» и «Лара Крофт - расхитительница гробниц». Мы специально накануне перед посещение этого храма, пересмотрели кино про Лару Крофт. А потом искали места, мелькавшие в кадрах фильма.
Ходить по многочисленным переходам храма опасно из-за угрозы падения на голову камней. Деревья неумолимо разрушают храм…
Поторопитесь – есть мысль спились эти деревья! Если победит идея спасения храма, то деревья будут уничтожены, и фантастический пейзаж исчезнет навеки. Если же храм останется в нынешнем состоянии, он может вскоре исчезнуть сам, уступив место окружающим его джунглям.
После храма Та Пром заехали на берег пруда Сра Сранг. Сра Сранг - искусственный водоем, служивший купальней для короля Джаявармана VII (Jayavarman VII) и его семьи, был создан в середине X – конце XII вв. Его размеры внушительны и составляют около 750 м на 350 м.
Храм Пном Бакенг
Последнее, что мы посмотрели в это день, был храм на холме Пном Бакенг. Храм расположен недалеко от Ангкор Вата и Ангкор Тома и построен в 889-907 годах при правлении Ясовармана I. Став королем в 889 году, Ясоварман перенёс столицу из Ролуоса в место, известное сейчас как Ангкор, назвал Ясодхарапура (город, приносящий славу) и построил храм Бакенг. Главный храм новой столицы иногда называют первым Ангкором. Название Ангкор происходит от санскритского слова нагара, что означает город. Первоначально город, остатки которого едва различимы сегодня, был больше, чем нынешний Ангкор Том и слыл одним из крупнейших городов мира. Город окружала стена со стороной 4 км, т.е. площадь его равнялась 16 кв. км.
Сам Бакенг был частично построен, частично выдолблен из скалы, на которой находится. Храм служит самым ранним примером расположения пяти башен в шахматном порядке (позднее это будет использовано в Ангкор Вате) и здесь же впервые активно используются небольшие башни-прасаты на нижних уровнях.
Кирпичные башни (из песчаника) на различных уровнях представляют 12-летний цикл животного гороскопа, а все 108 башен комплекса отображают в символической форме 4 лунных цикла с 27 днями в каждом. Продолжение сходства: в индийских чётках (мала) – 108 бусин, а у Шивы столько же основных имён. В главном прасате когда-то хранилась линга, важный элемент тогдашнего мировозрения.
Как и все храмы, посвящённые Шиве и его земному наместнику, Бакенг был окружён рвом с водой.
Верхние площадки Бакенга – одно из рекламируемых мест наблюдения заката и Ангкор Вата: людей всегда очень много. На вершину холма ведет широкая кольцевая дорожка. Когда мы поднялись на холм. Пришлось поискать место, для наблюдения за закатом. На площадке было человек 300, не меньше. Некоторые люди сюда приходят за час – полтора и сидят в ожидании, заняв самые хорошие места на западном краю комплекса.
А нам же пришлось поднимать руки вверх, чтобы в кадры попадало поменьше народу.
Здесь можно посмотреть видеосъемку того заката:
Как только солнце скрылось за горизонтом, мы побыстрее поспешили вниз, чтобы опередить основную толпу.
На этом наш осмотр храмов Ангкор-Вата на этот день закончился. Ну, а на следующий день поехали на Большой Круг, о чем я расскажу в следующей статье.
Продолжение следует: Большой Круг вокруг Ангкор-Ват. Продолжение путешествия
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!