«Что она опять задумала?» — мелькнула мысль у Зои, едва она увидела входящий вызов на экране телефона. На часах было восемь утра воскресенья — святое время, когда можно без зазрения совести поваляться в постели.
— Алло? — голос Зои звучал ещё сонно.
— Зоенька, дорогая, привет! — раздался бодрый голос свекрови. — Вы дома? Я тут неподалёку, заеду к вам на часок.
— Мы… э-э… да, дома, — растерянно моргнула Зоя. Сбоку завозился муж, Слава, сонно пробормотал что-то вроде «кто вообще может звонить так рано» и накрыл уши подушкой.
— Отлично, тогда жди, я уже в такси. Буду минут через пятнадцать.
«Пятнадцать минут?!» — Зоя испуганно вскочила с кровати. За это время можно разве что успеть запаниковать. Но привычка включать турбо-режим при приближении свекрови сделала своё дело: Зоя выскочила из постели, рванула на кухню, спрятала неудавшийся вчерашний пирог подальше в холодильник, торопливо вытерла пыль на комоде и отдала мужу приказ «немедленно просыпайся, у нас гости».
Свекровь, Светлана Борисовна, была особой женщиной: статная, уверенная в себе и шумная в своём присутствии. Любое её появление становилось событием, сравнимым с торжественным парадом. Зоя только успела переодеться в более-менее приличный домашний костюм и наспех расчесать волосы, как в дверь позвонили.
Визит при полном параде
Уже в коридоре, с порога, Светлана Борисовна заявила о себе, громко произнеся:
— Ой, как у вас тут тепло, а на улице, между прочим, сумасшедший ветер!
Она с шумом стянула с плеч яркую шаль. За ней маячил худенький таксист с пакетами, которые свекровь, по своему обыкновению, таскала с собой: «Никогда не знаешь, что понадобится в дороге», — говорила она.
— О, мам, привет, — сказал Слава, протирая глаза. Он всё ещё не до конца пришёл в себя.
— Какой ты растрёпанный! — набросилась на него мать, мгновенно оценив его мятую футболку и растрёпанные волосы. — Что, невестка за тобой не следит?
Слава хотел съязвить: «А что, я в детском саду, чтобы за мной следили?», но вовремя прикусил язык. Зоя вскинула брови, но улыбнулась. Что ж, это стандартная программа действий свекрови — начать с лёгкого упрёка.
— Проходите, Светлана Борисовна, — сказала Зоя, — давайте я помогу вам с пакетами.
— Ой, не надо, я сама справлюсь, — ответила свекровь с героическими нотками в голосе, но всё же позволила забрать у неё пару сумок.
В гостиной Зоя машинально убрала со стола беспорядочно разбросанные рекламные буклеты и предложила свекрови чай или кофе.
— Чёрный чай, но только без сахара, — тут же сориентировалась Светлана Борисовна, опускаясь в кресло, словно готовясь к долгому разговору. — Славочка, сделай мне, пожалуйста. У тебя вода уже закипела?
Слава обречённо побрёл на кухню, а Зоя осталась стоять напротив свекрови, пытаясь понять, в чём цель этого внепланового визита. Обычно Светлана Борисовна не звонила просто так. У неё всегда был какой-то план.
— Ну что, Зоенька, как ты? Как у вас дела? — официально спросила свекровь, цепко оглядывая комнату.
— Всё хорошо, работаем с утра до вечера, но справляемся, — осторожно ответила Зоя.
— А у Славочки как на работе? Его собираются премировать?
— Может, и собираются… — Зоя не любила эти допросы. Но при свекрови лучше не огрызаться.
Через пару минут Слава вернулся с двумя чашками чая, поставил их на журнальный столик и сел рядом с Зоей, всем своим видом демонстрируя готовность к беседе.
— Мама, — сказал он, — что случилось? Ты ведь не стала бы приезжать так рано в воскресенье…
— Ах, сынок, — вздохнула свекровь и посмотрела на него с наигранной печалью, — тут такая… э-э… ситуация.
— Какая ситуация? — уточнила Зоя, стараясь говорить дружелюбно, хотя внутри у неё всё кипело от любопытства.
Светлана Борисовна деловито оглядела комнату, словно проверяя, нет ли подслушивающих. Потом громко прошептала:
— Мне нужны деньги, дети.
Семейное «совещание»
— Деньги? — переспросил Слава, искоса взглянув на жену. — Сколько?
— Ну, много, — неопределённо пожала плечами свекровь и отхлебнула чаю. — Ты же знаешь, у меня сейчас сложности…
— С чем сложности? — поинтересовалась Зоя.
— Да, — вздохнула женщина, — помнишь мою соседку тётю Люду? Она сказала, что есть возможность вложиться в отличный бизнес. Практически готовая франшиза! Якобы она сама получила хорошую прибыль. И только через неё можно зайти в дело на выгодных условиях.
Зоя и Слава переглянулись. Зоя вскинула брови. Инвестиции через соседку — это уже звучит подозрительно.
— Мам, — спокойно начал Слава, — ну ты же не первый год живёшь на свете, ты должна понимать, что «чудо-бизнес» обычно заканчивается «чудо-долгами».
— Да, конечно, я понимаю, — слишком быстро заговорила свекровь, — но здесь всё надёжно, всё по документам. Просто мне нужно быстро внести взнос, чтобы закрепить за собой место.
Она шмыгнула носом, делая вид, что ей обидно, что сын не доверяет её предпринимательской жилке. Слава тоже шмыгнул носом, как бы намекая, что ситуацию стоит обдумать ещё раз.
— И сколько нужно внести? — осторожно спросил он.
— Пятьсот тысяч, — сказала свекровь и тут же добавила: — Это минимум, так сказать, «стартовый пакет».
Зоя от изумления чуть не вылила свой чай на штаны. Пятьсот тысяч! Это же их сбережения на отпуск плюс ремонт в ванной.
— Мама, — начал Слава, стараясь говорить мягко, — у нас таких денег нет. Вернее… они у нас есть, но это семейная заначка. Мы не можем вот так просто взять и отдать всё.
— Что значит «просто»? — тут же повысила голос свекровь. — Это же инвестиции! Деньги вернутся, да ещё и с прибылью! Разве я стала бы к вам обращаться, если бы не была уверена?
Зоя чувствовала, как нарастает напряжение в комнате. Свекровь уже пустила в ход «тяжёлую артиллерию» — упрёки и мелкие нападки. Если Слава откажется, ему припомнят все грехи, начиная с пятого класса.
— Сколько времени нужно на принятие решения? — примирительно спросила Зоя.
— Очень мало! — сказала свекровь, всем своим видом показывая, как она волнуется. — Ну, максимум день-два, иначе место достанется другим людям.
Подозрения и переполох
Когда свекровь ушла в ванную «попудрить носик», Слава и Зоя, пользуясь моментом, перешёптывались на кухне.
— Это точно какой-то лохотрон, — шёпотом сказала Зоя. — Никогда твоя мама ничего такого не предлагала.
— Да я и сам понимаю, — вздохнул Слава. — Но если мы откажем — она обидится.
— Обидится — это ладно, лишь бы потом не плакалась, что потеряла все сбережения.
— Может, попробую аккуратно узнать у отца, в курсе ли он этого «бизнеса», — предложил Слава. — Позвоню ему позже.
Пока они шептались, появилась свекровь с загадочным видом:
— Вы там тайное совещание устроили? Я знаю, вы думаете, что я ввязываюсь в авантюру. Но я уже узнала ответы на все вопросы у тёти Люды.
Тут зазвонил мобильный Светланы Борисовны, и она, быстро пробормотав: «Извините, важный звонок», — вышла в коридор. Слава взглядом показал Зое, мол, давай, звони отцу.
— Алло, пап, привет! — зашептал он в трубку, когда отец взял её.
— Что-то случилось? — заволновался отец.
— Да вот, мама у нас просит полмиллиона на какую-то франшизу у тёти Люды. Ты что-нибудь об этом знаешь?
— О да, — вздохнул отец, — я ей уже говорил, что это похоже на финансовую пирамиду. Но она не слушает, упрямится. Я ей денег не дал, так что она, видимо, пытается у вас… У тебя же приличная зарплата, она, наверное, думает, что вы с Зоей откажете ей реже, чем я.
— Понятно. Ладно, спасибо. Постараюсь, чтобы она не вляпалась.
Слава закончил разговор. Зоя, скрестив руки на груди, покачала головой:
— Ну, теперь всё понятно.
Они вышли в гостиную, где свекровь, притихнув, быстро что-то писала в телефоне. Увидев их, она улыбнулась:
— Я понимаю, что сумма большая. Но вы же хотите когда-нибудь улучшить жилищные условия? Представьте, если дело пойдёт, то можно будет купить новую квартиру, машину, путешествовать!
— Мам, всё не так просто, — Слава сел в кресло напротив неё. — А как насчёт гарантий? Ты хоть видела реальную документацию, отчёты, контракты?
— Разумеется! Тётя Люда всё показывала. И она ничего не смыслит в бизнесе? Она вообще-то больше двадцати лет проработала в торговле!
Зоя фыркнула. «Торговала цветами у метро — тоже мне стаж!» — подумала она, но вслух ничего не сказала.
Неожиданные меры предосторожности
На кухне за обедом свекровь продолжала рассказывать об «уникальных возможностях», о большом спросе на их «товары». Слава и Зоя молча слушали, изредка уточняя детали. Постепенно становилось ясно, что у свекрови нет никаких конкретных сведений и документов: всё со слов «тёти Люды».
— Ну так что, дадите деньги? — наконец свекровь поставила вопрос ребром, когда они перешли к чаю с печеньем.
— Нам нужно подумать, — ответил Слава, стараясь выглядеть непоколебимым.
— И поговорить ещё раз с «экспертами», — добавила Зоя.
— Какими ещё экспертами? — всплеснула руками свекровь. — Я вам не эксперт?!
Тут в дверь позвонили. Зоя пошла открывать и увидела на пороге… тётю Люду — ту самую соседку свекрови, «великого гуру бизнеса», худенькую женщину в яркой куртке и с сумкой, из которой торчали брошюры.
— О, а вот и я! — с улыбкой сказала тётя Люда и, поздоровавшись, вошла в прихожую без приглашения. — Светлана Борисовна, я уже договорилась о новой партии товара. Нужно только подписать предварительный договор и, разумеется, внести предоплату!
Зоя застыла с открытым ртом. Как ловко всё подстроено. Это уже похоже на что-то очень серьёзное. «Может, они вдвоём ходят по квартирам, выманивают деньги?» — мелькнула у неё мысль. Свекровь, увидев Люду, сначала смутилась, а потом оживлённо замахала рукой:
— Люда! Какими судьбами! Я думала, ты в офис поехала.
Тётя Люда быстро прошла в гостиную, огляделась и сразу же разложила по столу стопку листов, украшенных яркими логотипами. Она затараторила:
— Вот, ознакомьтесь, всё легально, всё документально подтверждено. Смотришь — и не доверяешь родной матери, Светлана Борисовна мне жаловалась! А ведь когда деньги-то пойдут, кто первым на юг поедет? — она лучезарно подмигнула.
Слава растерялся от такой наглости. Зоя покраснела:
— Вообще-то мы ещё не решили, будем ли вкладываться.
— Да нет, решайте быстрее, мест ограниченное количество, — вмешалась Люда.
Ситуация накалялась. Слава хотел было сказать что-то грубое, но в последний момент сдержался. Свекровь тем временем нервно барабанила пальцами по столу.
— Ладно, Люда, я с тобой чуть позже свяжусь. У нас ещё семейный разговор, — наконец проговорила она.
— Как знаешь, — тётя Люда убрала бумаги в сумку. — Но не стоит затягивать!
Она сверкнула глазами на Зою и Славу и вышла. В прихожей Люда ещё долго что-то бурчала в телефон, потом громко хлопнула дверью.
Разрыв шаблонов
В гостиной повисла напряжённая тишина. Свекровь смотрела в окно, Слава и Зоя переглядывались. Наконец Зоя решилась заговорить:
— Светлана Борисовна, вам не кажется, что Люда очень агрессивно пытается выбить из нас деньги? Мы переживаем, что это афера.
— И даже если это не афера, — добавил Слава, — мы сейчас не готовы рисковать своими средствами.
Свекровь, стиснув губы, резко развернулась. На её лице отразилась смесь обиды и раздражения.
— Значит, вы не дадите? Ясно. Не верите в мою деловую хватку? В мою способность разобраться в документах? Думаете, ваш отец лучше меня?
Слава только вздохнул. Он знал, что, когда мать заводится, переубеждать её бесполезно.
— Мы не хотим становиться врагами, — мягко сказал он. — Но я, например, могу занять у банка часть суммы, только это будет на моё имя, и я должен буду выплачивать проценты, если что-то пойдёт не так. Пойми…
— Понимаю, — свекровь упрямо поджала губы. — Ладно, хоть что-то. Но тогда давайте скорее, сегодня же оформим.
Зоя устало закрыла глаза. Всё, теперь эта ситуация требовала радикального решения.
И тут зазвонил телефон свекрови. Звонил, как выяснилось, свекор. Светлана Борисовна вскочила с первого же слова, заволновалась и разразилась эмоциями:
— Что?! Да ты что?! Серьезно? Какой участковый?
Она замолчала, слушая. Потом коротко бросила: «Всё, я еду!» — и положила трубку. Секунду она сидела молча, широко раскрыв глаза.
— Что-то случилось? — осторожно спросила Зоя.
— Люду арестовали! — ахнула свекровь. — Оказывается, на неё завели дело за мошенничество! Там уже десятки людей пострадали, участковый сейчас придёт к нам или… Да что же это такое?!
Она схватилась за голову, а Слава и Зоя изумились. «Ну вот, — подумала Зоя, — как раз подтверждение всем опасениям».
— Мама, — тихо сказал Слава, — видишь, хорошо, что мы всё-таки не успели подписать никаких бумаг.
— Ох, дети, а я… Господи, как же хорошо, что я к вам пришла, а то отдала бы Люде все свои накопления и ещё влезла бы в долги…
Надувшийся было драматический пузырь лопнул, оставив после себя гремучую смесь облегчения и стыда. Светлана Борисовна, переведя дыхание, вдруг тихо рассмеялась над собственной наивностью:
— Вот дура-то я, дура… Повелась на рассказы о красивой жизни.
Зоя облегчённо похлопала свекровь по плечу, Слава улыбнулся:
— Мам, главное, что всё обошлось.
Неожиданная развязка
Тут в дверь снова позвонили. «Что за день сегодня?!» — подумала Зоя. На пороге стоял их общий знакомый — участковый, который работал и у свекрови в районе. Он подтвердил, что задержана группа мошенников, среди которых была и тётя Люда. Участковый спросил, не потеряла ли Светлана Борисовна деньги, но, к счастью, она призналась, что не успела вложить ни копейки.
— Теперь вы понятые, подтвердите, что она приходила к вам с предложением? — уточнил участковый.
— Конечно, подтвердим, — быстро ответили Слава с Зоей.
Когда дверь за участковым захлопнулась, все трое переглянулись, и напряжение окончательно спало. Светлана Борисовна чуть не расплакалась от переполнявших её чувств:
— Простите, дети, я что-то совсем… Не знаю, куда подевались мои мозги. Спасибо, что не дали мне натворить глупостей.
Зоя тронула свекровь за локоть, улыбнулась:
— Всё хорошо, Светлана Борисовна. Мы все можем попасться на удочку «лёгких денег». Главное, что всё закончилось благополучно.
Свекровь выглядела растерянной и в то же время облегчённой. Она закусила губу:
— Я ведь, честно говоря, с Серёжей поругалась, с твоим отцом. Он меня отговаривал, говорил, что это «развод», а я его не слушала… Я и решила, что попрошу у вас, вы же не откажете. Вот как всё обернулось.
— Ничего страшного, мы же одна семья, — сказал Слава. — Правда, позвони папе. Он волнуется.
Свекровь тяжело вздохнула, подняла телефон и набрала номер. Когда на том конце ответили, она тихо произнесла:
— Серёженька, извини… Ты был прав. Я сейчас у ребят, всё хорошо. Да, скоро приеду домой.
Слава и Зоя поняли, что для Светланы Борисовны это болезненный урок: не всё, что «ярко упаковано», приносит счастье. Разговор с отцом был примирительным: по голосу свекрови было слышно, как гора сваливается с её плеч.
Закончив разговор, она повернулась к детям:
— Ладно, поеду я домой. Спасибо, вы молодцы, что держались, что не позволили мне ввязаться в авантюру.
— Мама, мы всегда готовы помочь, просто хотелось понимать, на что пойдут деньги, — сказал Слава.
— Ну, теперь-то я точно без вас ничего такого не подпишу, — усмехнулась свекровь, скрывая лёгкую грусть. — Всё, хватит с меня приключений.
Зоя достала из шкафа банку мёда — недавний подарок от подруги из деревни, чтобы передать свекру и угостить домашними лакомствами.
— Держите, передайте от нас папе. Скажите, что это «извините за стресс», — подмигнула она.
Свекровь улыбнулась. Было видно, что она уезжает с тёплыми чувствами, и обиду как рукой сняло. Прощание вышло тёплым и даже немного весёлым: Светлана Борисовна отшутилась, что «вот если захочу на юга, то точно сначала проверю, нет ли там какой-нибудь Люды».
Слава закрыл за ней дверь, и Зоя, обняв мужа, облегчённо вздохнула:
— Ну что ж, бывает и так.
— Главное, что всё закончилось хорошо, — ответил Слава. — И никто не лишился наших кровных полмиллиона.
Они рассмеялись. Словно камень с души свалился. В этот момент Зоя подумала, что иногда семьи сближаются именно благодаря таким суматошным историям: они учатся вместе противостоять странным людям и безумным аферам. И, в конце концов, всегда можно найти что-то хорошее — даже в неожиданном воскресном визите свекрови.
Понравился вам рассказ? Тогда поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории из жизни.
НАШ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ - ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ.