Многие говорят, что практика письма под диктовку давно устарела, а применение при изучении иностранного языка и вовсе в диковинку. Но если вдуматься, такое занятие позволяет развивать не только знание правописания, но и конечно восприятия речи на слух, т.е. человек, учит, как пишется и запоминает, как произносится.
Есть несколько способов включить написание текста под диктовку в повседневные занятия.
1. Диктант как основа для работы с текстом
А) Как и классический вариант диктанта, этот его вид предполагает, что вы зачитаете обучающимся связанный текст. Важно, чтобы он был коротким и обязательно по теме занятия. После написания диктанта, вы даете им самим проверить правильность написания и найти и выявить ошибки, так у них сработает невольно зрительная память и они запомнят правописание еще лучше. Далее, вы можете дать ряд упражнений, которые превратят письменное задание в тренировку устной речи. Например – ответ на вопросы и постановка вопросов друг другу, пересказ содержания текста, выражение собственного мнения.
Б) более сложный вариант: например, разбить текст на предложения и продиктовать их в случайном порядке, чтобы, записав, ученики расположили их в логической последовательности.
2. Диктант как основа для развития устной речи
Темы для обсуждения в классе также продиктуйте, а не записывайте на доске. Таким образом, они лучше запомнят, о чем именно предстоит говорить, и потренируют навыки письма, не только по тексту.
3. Диктант как источник информации
Чтобы оживить интерес ваших учеников к иностранному языку, а заодно снабдить их новой, актуальной информацией, выберите аудио- или видеоматериал по интересной для них теме и используйте его в качестве основы для диктанта. Чтобы избежать возможных затруднений, дайте группе прослушать всю запись целиком и лишь после этого начинайте собственно диктант, останавливая воспроизведение после каждого предложения. После окончания диктанта обязательно поинтересуйтесь, какие сведения показались ученикам особенно ценными.
4. Диктант-соревнование
Разделите учащихся на группы. В одном конце класса на столах разложите задания для каждой из них – небольшие предложения на иностранном языке, напечатанные на отдельных пронумерованных карточках. Первому участнику от каждой команды нужно подбежать к столу, взять первую карточку, прочитать написанное, а затем, вернувшись к команде, продиктовать предложение следующему ученику. Записав услышанное, тот бежит к столу за очередным заданием, и так далее. Доверьте проверку команде-сопернику, предоставив в качестве эталона использованные карточки, чтобы сделать упражнение еще более полезным.
5. Диктант-проверка произношения
Дать понять насколько важно произношение в иностранном языке, можно попросить одного из учеников выступить в роли того, кто читает диктант остальным. Выберите небольшой текст и предоставьте нескольким ученикам возможность продиктовать группе по абзацу. Напомните, что от их усилий зависит, насколько правильно другие учащиеся запишут услышанное.
6. Диктант-проверка активной лексики
Вариантов такого диктанта может быть несколько. Например, вы можете попросить учеников записать начало предложений, а когда диктант завершится – закончить их, используя для развития идеи слова, включенные в список текущей лексики.
7. Языковая догадка
Диктант может также использоваться в целях обучения студентов навыкам языковой догадки, используя контекст. Возьмите небольшой текст и удалите из него несколько слов. Они могут быть случайными или конкретный класс слов, например, глаголы. Продиктуйте текст аудитории, а вместо пропущенных слов говорите «пробел». Студенты должны использовать контекст, чтобы вставить подходящие слова.
Это, конечно же, не все способы диктантов, а наиболее известные, полезные и продуктивные.
Как уже упоминалось, диктант должен быть коротким, он должен занимать не более 7-10 минут.
Назовем причины использования диктанта в обучении иностранному языку:
– студенты активны в данном виде деятельности;
– диктант способствует бессознательному мышлению;
– диктант подходит для групп студентов с разным языковым уровнем;
– диктант используется для работы с большими группами студентов;
– диктанты способствует установлению рабочей атмосферы в аудитории;
– диктант является технически полезным видом деятельности;
– диктант развивает все навыки речевой деятельности;
– диктант может быть переходом к интересному тексту;
Итак, письмо под диктовку способствует:
-развитию восприятие речи на слух;
-улучшению правописания;
-увеличению словарного запаса;
-тренировке зрительной и слуховой памяти;
-улучшению разговорной речи;
Улучшению качества чтения;
Отсюда следует, что диктант, развивает все аспекты речевой деятельности, кроме умения говорить – говорения (произношения). Но если вы самим обучающимся поручаете читать диктант остальной группе поочередно или хаотично, то у них развивается и навыки произношения. Таким образом, получается, что диктанты развивают все навыки речевой деятельности: письмо, чтение, аудирование (восприятие на слух) и говорение.
В итоге, диктант является не только очень важным и эффективным средством обучения языку иностранному и, конечно же, родному, а также действенным инструментом контроля знаний у обучающегося и никак не устаревшим средством изучения языка.