Найти в Дзене
bdimka

Национальное освободительное движение в Индии 1905-1908 гг.

1899 г. - вице-король Индии - лорд Керзон (1899-1905 гг). Во время его правления: Репрессивная политика Керзона лишь усилила антиколониальные настроения. В Махараштре оживилась деятельность левого крыла националистов. Полиции не удалось полностью их разгромить. В Бенгалии также возникли кружки левых националистов. Они критиковали умеренную оппозицию лидеров Национального конгресса и вели агитацию за свержение английского колониального режима в Индии. В 1902 г. в Калькутте было созвано тайное общество, ставившее своей целью подготовку вооруженного восстания. Таким образом, сложилось два центра националистов – Бенгалия и Махараштра Колониальные власти провели раздел Бенгалии в 1905 г. Но Бенгальцы были наиболее сформировавшейся нацией в Индии, и их национальное единство составляло важный элемент в развитии национально-освободительного движения в этой части страны. Против раздела выступили все слои бенгальского общества. О разделе колониальные власти официально объявили в июле 1905 г., а
Оглавление

Вы узнаете:

  1. Политика лорда Керзона и её последствия;
  2. Развитие национально-освободительного движения;
  3. Раскол в национальном движении;
  4. Репрессии колониальных властей и ответные действия националистов;
  5. Итоги и значение этапа 1905-1908 гг.

1899 г. - вице-король Индии - лорд Керзон (1899-1905 гг). Во время его правления:

  • Грубо подавлялось национальное движение. Поощрялась расовая дискриминация;
  • Администрация поддерживала английских предпринимателей и открыто чинила препятствия индийским промышленникам. Был издан закон, облегчавший английским монополиям разведку и освоение природных богатств Индии;
  • Сокращении индийского состава муниципалитета Калькутты;
  • 1904 г. - университетская реформа: повышена плата за обучение, университеты контролировали колониальные власти. Рассчитывали преградить доступ к высшему образованию «индийским разночинцам»;
  • Намерен «содействовать его мирной смерти» - так Керзон говорил Национальный конгресс. Он открыто выражал свое презрение к индийской культуре;
  • Спешно провел реорганизацию армии и полиции. Резко увеличились военные ассигнования (выделение денежной суммы). Строительство ж\д на северо-западе.

Репрессивная политика Керзона лишь усилила антиколониальные настроения.

Тилак – лидер левого крыла национального движения.
Тилак – лидер левого крыла национального движения.

В Махараштре оживилась деятельность левого крыла националистов. Полиции не удалось полностью их разгромить. В Бенгалии также возникли кружки левых националистов. Они критиковали умеренную оппозицию лидеров Национального конгресса и вели агитацию за свержение английского колониального режима в Индии.

В 1902 г. в Калькутте было созвано тайное общество, ставившее своей целью подготовку вооруженного восстания. Таким образом, сложилось два центра националистов – Бенгалия и Махараштра

Колониальные власти провели раздел Бенгалии в 1905 г.

  • Большинство крестьян Восточной Бенгалии исповедовали ислам, а индуизм - помещики, крупные купцы, ростовщики. В Западной Бенгалии преобладал индуизм.
  • Англичане стремились противопоставить бенгальцев-индусов бенгальцев-мусульманам. Внешне англичане демонстрировали благожелательность в отношении мусульман. В итоге раздел должен был способствовать еще большему разжиганию религиозной и национальной розни.

Но Бенгальцы были наиболее сформировавшейся нацией в Индии, и их национальное единство составляло важный элемент в развитии национально-освободительного движения в этой части страны. Против раздела выступили все слои бенгальского общества.

О разделе колониальные власти официально объявили в июле 1905 г., а в начале августа в Калькутте уже состоялись массовые митинги, на одном из которых было принято решение начать бойкот английских товаров (оно же "свадеши"). Также развертывалась агитация за поощрение отечественного производства.

Осенью 1905 г. митинги вышли за пределы Бенгалии. Движение было активно поддержано Тилаком и его сторонниками. Повсюду открывались лавки и промышленные предприятия свадеши, участники движения бойкотировали и пикетировали магазины, торговавшие иностранными товарами.

16 октября 1905 г., когда закон о разделе Бенгалии вступил в силу, было объявлено днем национального траура в Бенгалии. В Калькутте огромная демонстрация с пением национального гимна «Банде матарам» («Привет тебе, Родина-мать!») направилась к священному для индусов берегу Ганга, чтобы принести клятву борьбы за воссоединение родины. В городе приостановилась деловая жизнь. В знак клятвы бенгальцы повязывали вокруг запястья полоску материи — символ единства бенгальского народа.

Движение свадеши распространилось и в сельские местности. Нарушители бойкота подвергались общественному остракизму. В городах Бенгалии были созданы организации национальных волонтеров, опиравшиеся на тайные общества. Волонтеры были главными организаторами массовых демонстраций и митингов.

с 1906 г. экстремисты усилили свою деятельность. Создаются революционные организации. Тайные общества активизировали агитацию в особенности среди учащейся молодежи и студенчества.

Появились новые органы печати левого направления. Печатались и распространялись брошюры о народном восстании 1857—1859 гг., о русской революции и т.д.

Массовые митинги поддержаны рабочими. Осенью 1905 г. несколько мощных стачек произошло на хлопчатобумажных фабриках Бомбея, в результате которых рабочие добились некоторого ограничения рабочего дня. В 1906 г. центр стачечной борьбы переместился в Бенгалию. Летом вспыхнули две крупные забастовки железнодорожников. В середине и конце 1906 г. здесь же вспыхнуло несколько крупных забастовок на принадлежавших англичанам текстильных фабриках.

Колониальные власти делали ставку на раскол движения и широко использовали для этого разжигание индусско-мусульманской религиозно-общинной розни. В 1905-1906 гг. им не удалось спровоцировать индусско-мусульманские столкновения. Но англичане испытывали благожелательность к мусульманам. Было объявлено, что мусульмане в Восточной Бенгалии при заполнении вакансий в административном аппарате пользуются привилегиями.

В декабре была создана реакционная проанглийская организация Мусульманская лига, которая ставила своей целью «содействовать развитию у мусульман Индии чувства лояльности к английской власти». Индусская реакция при поддержке властей создала свою религиозно-общинную организацию «Шри Бхарат дхарма мандал» («Общество славной религии Индии»).

Крайние еще не шли на открытый разрыв с умеренными. Осенью 1906 г. на пост председателя Национального конгресса крайние выдвинули Тилака. Но умеренные провели на пост Д. Наороджи.

На Калькуттской сессии Конгресса под давлением крайних впервые в истории НОД Индии было выдвинуто требование свараджа (самоуправления).

Усугубление разногласий среди националистов. Раскол Национального конгресса

  • Умеренные требовали протекционизма, ограничения иностранного капитала и расширения самоуправления, в то время как крайние выступали за полную независимость и федеративную республику;
  • Крайние националисты не имели общеиндийской организации и работали в основном внутри провинциальных организаций Национального конгресса;
  • Крупная буржуазия и умеренные националисты призывали к компромиссу с колониальными властями из-за подъёма забастовочного движения;
  • Бенгальские заминдары выпустили манифест против массовой борьбы, а Тилак совершал поездки по стране, призывая к полной независимости.

На сессии Конгресса большинство делегатов принадлежало к правому крылу. Тилак обвинил умеренных в отходе от программы борьбы за сварадж. Сессия закончилась потасовкой, и обе фракции провели отдельные заседания. Умеренные капитулировали перед империализмом, а крайние призвали к дальнейшей борьбе. Раскол Конгресса стал свершившимся фактом.

Нарастание массовой борьбы. Бомбейская политическая стачка

После капитуляции умеренных массовое движение в Бенгалии пошло на убыль, а деятельность тайных обществ свелась к индивидуальному террору. Центр борьбы переместился в Южную Индию.

Весной 1908 г. вспыхнули серьезные волнения, переросшие во всеобщую политическую забастовку. Выступление было жестоко подавлено английскими войсками.

  • В Бенгалии были запрещены организации национальных волонтеров;
  • Каралось ношение одежды с вышитыми национальными лозунгами;
  • 1907 г. - закон о бунтовщических сборищах, по которому разгонялись митинги и демонстрации,
  • 1908 г. — закон о печати, на основании которого любую газету можно было закрыть по обвинению в «подстрекательстве к мятежу. Используя это закон, арестовали Тилака.

Арест вызвал массовые демонстрации и митинги протеста по всей Бомбейской провинции. Тилак был осужден к крупному штрафу и шести годам каторги (позднее замененной тюремным заключением). После оглашения приговора крайние призвали население Бомбея провести в знак протеста всеобщую стачку в течение шести дней — по числу лет каторжных работ.

23 июля началась всеобщая политическая стачка. Бастовали рабочие всех предприятий Бомбея, были закрыты все лавки, не функционировали учебные заведения. Повсюду были расклеены патриотические лозунги и портреты Тилака. Колониальные власти оказались бессильными подавить забастовку. Она окончилась по истечении назначенного шестидневного срока.

Таким образом, события 1905—1908 гг. показали:

  • Слабость национального движения. Сказались раскол национальных сил и отсутствие общеиндийской организации;
  • Подавляющее большинство основной части населения Индии — крестьянство еще не пробудилось для политической борьбы;
  • Историческое значение этого этапа национально-освободительного движения заключалось в том, что началось политическое пробуждение тех классов и слоев индийского общества, которые составили основную движущую силу антиколониальной борьбы в период революционного натиска 20-х годов.

Литература:

К. А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г. Г. Kотовский История Индии (краткий очерк). - изд. - Москва: Мысль, 1973. - 558 с.

Задания для самоконтроля:

1.Какие события происходили в эти даты?

  • 1899–1905 гг.
  • 16 октября 1905 г.
  • 1906 г.
  • 1908 г.

2. Дайте определения следующим терминам:

  • Свадеши –
  • Сварадж –
  • Мусульманская лига –

3. Какую роль сыграло движение свадеши в национально-освободительной борьбе?