Интервью с Ольгой Лукиной, основателем туроператора "Лукоморье" (г.Петрозаводск, Республика Карелия). Читать продолжение - Часть 2
Надежда Макатрова: Республика Карелия – это, безусловно, бренд на российском туристическом рынке еще с советских времен. Что радует тебя как Профессионала туриндустрии, а что огорчает в том, как сегодняшние туристы воспринимают Карелию?
Ольга Лукина: Очень радует, что турист становится моложе, что в целом людям интересен наш регион! И замечательно, что авиакомпании ставят регулярные рейсы в Петрозаводск — значит Карелия стала еще доступнее.
Больше всего огорчает то, что люди, приехав на один или два дня, говорят, что они посмотрели всю Карелию. Республика огромная, и северная Карелия совершенно другая, не такая, как южная либо центральная. К сожалению, появились компании, которые предлагают маршруты из серии «Вся Карелия за три дня», и они формируют такой миф.
Также огорчает, что постепенно пропадает ощущение, что у нас край непуганых птиц, потому что турпоток в некоторых местах огромный. Например, горный парк «Рускеала» иногда принимает по несколько тысяч человек в день, и из-за этого пропадает весь кайф единения с природой. Когда в 1999 году мы только начинали работать, туристы нам говорили: «Господи, как у вас хорошо! Тишина, покой, на островах и в заповедниках нет связи!» Теперь все это уже в прошлом.
Надежда Макатрова: А какой образ или несколько образов региона тебе хотелось бы закрепить в головах российских и не только российских туристов? Есть ли что-то, что, на твой взгляд, сейчас проседает в имиджевом плане?
Ольга Лукина: Мы всегда делали акцент на наши природные богатства и достопримечательности, а также на наши три святыни – Валаам, Кижи, Соловки, которые всегда привлекали внимание туристов. Это та курочка, которая летом каждый день несет нам если не золотые, то простые яйца.
Если размышлять, что можно было бы усилить, то, пожалуй, я назову наши национальные парки и особо охраняемые природные территории. Но тут проблема не в имидже. Они, может быть, себя и рекламировали бы более активно и продвигали свои маршруты, но там есть трудности с размещением. А когда туристу негде жить, то, как ты ни продвигайся, увеличить поток гостей не получится.
Надежда Макатрова: Раньше считалось, что Карелия – это край для любителей активных туров с рюкзаками и байдарками. Позднее к ним присоединились любители снегоходов и квадроциклов. Этот сегмент рынка сейчас уходит на второй план?
Ольга Лукина: Это однозначно ушло даже не на второй, а на более далекий план. Мы действительно раньше смеялись, что Карелия – это «костры и кеды». Я даже помню, что одна из моих рекламных статей в популярном журнале называлась «Нам бы жить километрами, а не квадратными метрами». Но теперь все с точностью до наоборот. Туристы голосуют за квадратные метры, за хорошие, комфортабельные гостиницы, за кемпинги и глэмпинги с панорамными видами на Белое море, на Ладожское озеро и т.д. Жизнь изменилась, люди изменились, туристы изменились. Всем хочется даже в природе быть в комфортных условиях. Если туалет, то как минимум биотуалет в домике. Конечно, еще много людей, которые предпочитают активный отдых в лесу и живут в палатках, но их гораздо меньше.
Наверное, любовь к такому отдыху передается из поколения в поколение. Кто-то своих детей водил в походы, теперь эти выросшие дети везут уже своих детей. Они знают, что это такое. А те, кто никогда этим не занимался, делают круглые глаза и говорят: «Не-не-не, мы даже на однодневный сплав боимся ехать».
Надежда Макатрова: Расскажи, пожалуйста, чуть подробнее про северную Карелию. Это менее раскрученная часть региона у туристов, а компания «Лукоморье», наверное, одна из немногих, кто сейчас активно продвигает это направление. Что туристы должны узнать про северную Карелию?
Ольга Лукина: Поездка на север — это возможность понять, как велик и разнообразен мир. Отсюда люди увозят с собой воспоминания о природной красоте и понимание того, что здесь живут совсем другие люди! А также ощущение хрупкости северной природы: не сорвать, а понюхать, не взять для гербария, а сфотографировать на память. Ведь наша жизнь как часть природы: это только капля в море, поэтому важно ничего не испортить.
Я очень люблю Калевалу, Калевальский район. Но дорога от съезда с федеральной трассы до Калевалы ужасная! Каждый раз, разговаривая с местными, я интересуюсь, когда же, наконец, выполнят многолетние обещания и сделают эти 150 км. А мне отвечают: «Слушай, эта дорога – наш оберег. Мы боимся, что как только будет идеальная дорога, сюда хлынет неконтролируемый поток туристов, и они затопчут и испортят всю нашу красоту».
Вот такое противоречие между традициями, которые архи-важны для местных жителей, и возможностью для них же заработать лишнюю копеечку на туризме. Повторюсь, что здесь удивительно красивые места, это сложно описать словами, нужно просто приехать и увидеть все своими глазами.
Надежда Макатрова: По опыту компании «Лукоморье», как за последние 10 лет изменился турист, приезжающий в Карелию?
Ольга Лукина: Очень много людей приезжают на своих машинах, причем едут издалека, потому что трасса к нам великолепная. Северный отрезок Р-21, который проходит по Кольскому полуострову вошел в рейтинг самых красивых трасс России. Люди теперь бронируют услуги напрямую. Из-за этого нам стало сложнее работать с отелями, потому что их владельцы говорят: «Если вам как туроператорам мы должны давать скидку, то турист приезжает и никакой скидки не просит, он просто живет, а мы получаем дополнительную прибыль».
Стало очень много индивидуальных групп, например, семьи, которые просят ни с кем их не объединять: едут на микроавтобусе или минивэне с индивидуальным гидом. Они готовы за это доплачивать, но ехать строго по заранее согласованному маршруту. С одной стороны, это не может не радовать, но с другой, есть минус - в сезон у фирмы не всегда есть большой выбор гидов, потому что мы работаем только с проверенными профессионалами. Кстати, поэтому снова открыли курсы гидов-экскурсоводов: готовим в современном формате проводников по Карелии, которые не «мучают туристов историей и цифрами», а рассказывают о регионе, как своим друзьям. Это дает совсем другой эффект.
Надежда Макатрова: Вы открываете школу гидов на базе туроператора «Лукоморье»?
Ольга Лукина: Да. Раньше учили ежегодно, начиная с 2003-2004 года, т.е. у нас уже очень много выпусков. Но люди, к сожалению, не молодеют, многие из тех, с кем мы начинали работать 20 лет назад, уже вышли на пенсию, кто-то устал, выгорел, кто-то поменял сферу деятельности. Сегодняшние туристы хотят видеть в качестве экскурсоводов современных, умных, молодых, красивых, ярких. Но из-за сезонности мы не можем предложить им круглогодичную загрузку, поэтому проблема с нехваткой экскурсоводов присутствует.
Обычно туркомпании не берут гидов-экскурсоводов в штат или берут единицы, а в основном работают в партнерстве на регулярной основе. Сейчас, пока не вступила в действие обязательная аккредитация гидов-экскурсоводов, на рынке вольница: работает очень много людей, которые, мягко говоря, недостаточно подготовлены и ведут экскурсию из разряда: «Здравствуйте, я Катя. Готова сделать для вас любой маршрут по Карелии». Они делают ставку на низкую цену и тем самым портят рынок профессиональным экскурсоводам. Но хуже то, что они портят впечатление туристов от Карелии.
Надежда Макатрова: Люди, которые приходят к вам в школу, платят за обучение? Или они должны отработать какое-то время с вами?
Ольга Лукина: Они оплачивают обучение. При этом мы не просто даем знания, мы говорим о том, что это должен быть человек новой формации. Сейчас как часто бывает? Человек говорит, что у меня есть волшебная коробочка, с помощью которой я могу в Гугле найти информацию про любую достопримечательность, почитать и пересказать. И наша задача – дать понять будущим экскурсоводам, что ни Гугл, ни любая другая поисковая система не даст тебе того объема знаний в том формате, который требуется.
Нужны же не просто описания объектов. Ты как экскурсовод должен рассказать необходимый объем информации в спрессованном виде, выбрав самое интересное и вкусное. При этом я не хочу, чтобы экскурсии превращались в то, что мы называем «шарики-фонарики», т.е. в некую анимацию в плохом смысле этого слова, когда людей забавляют всякими легендами, мифами и побасенками, не давая фундаментальной основы. Этим часто грешат новоиспеченные экскурсоводы. Уверена, что с легкостью теряется серьезный смысловой пласт. Очень зыбкая грань между тем, чтобы рассказывать интересно важные вещи и не скатываться в популизм.
Надежда Макатрова: Как изменился турпродукт по Карелии, который вы продавали 20-25 лет назад и продаете сейчас?
Ольга Лукина: Кижи-Валаам-Соловки – это «наше вечное». Когда я предлагала убрать из нашего ассортимента этот тур, тут же начинались звонки из агентств с требованием его вернуть, поскольку на него есть стабильный спрос. Получается, что этот тур существует уже сам по себе и не зависит от того, хотим мы его делать или не хотим. Но знаешь, когда я вспоминаю, каким был этот тур в 1999 году, мне хочется плакать. Мне кажется, я была просто сумасшедшая, когда во все это ввязалась, поскольку туризма тогда толком и не было. Проживание было ужасным, питание таким же, автобусы, на которых мы возили гостей – слезы. Мы выезжали на энтузиазме, наших природных красотах, уникальных достопримечательностях и то, что люди видели вокруг, приводило их в восторг.
Сейчас все совершенно по-другому: во-первых, изменилось наполнение маршрута, появилась хорошая отельная база (мы на этом никогда не экономим). Да, путевки стали дороже, но мы предоставляем комфортабельные автобусы, даем гидов, в которых уверены. За рестораны нам тоже не стыдно, они готовы предлагать туристам что-то особенное, лишь бы мы работали с ними. А раньше ведь как было: «Мы одну свадьбу обслужили, денег на неделю заработали, поэтому туристы не особо и интересны». Сейчас это все ушло в область преданий. Есть конкурентная борьба за обслуживание туристов.
Если кто-то был в Карелии в конце 90-х-начале 2000-х и сейчас решит повторить свою поездку, например, со своими детьми или внуками по маршруту «Кижи-Валаам-Соловки», то он просто обалдеет. Все изменилось: и инфраструктура, и объекты, и острова, и даже монастыри. Музей на острове Кижи предлагает новые услуги, Валаамский архипелаг и Соловки тоже меняются и развиваются.
Что касается создания новых маршрутов, то, с одной стороны, классно, что они появляются. Но, с другой, эти новые маршруты не просто надо описать и продвигать, но еще надо доказать, что они имеют право быть! Это непросто. Именно поэтому я так люблю туристов, которые звонят и говорят, что они изучили на нашем сайте все базовые маршруты и хотят что-то свое. Я в таких случаях говорю: «Милые, родные, вы еще не приехали, а я вас уже люблю!» Потому что мне нравятся люди, которые хотят выйти за привычные рамки. Они все равно поедут по тому маршруту, который я им в итоге предложу, но это будет что-то нестандартное.
Читать продолжение - Часть 2