Побывав недавно на Рождественском фестивале в Доме музыки с удивлением обнаружила, что портретов композиторов, которые всегда украшали арки вдоль стен в фойе - нет!
Есть новые фото старинных музыкальных инструментов. А где же портреты?
И вот, проходит совсем немного времени и к своему изумлению и радости встречаюсь с ними на выставке в РОСИЗО " Дмитрий Жилинский. Личное", которую продлили до 30 марта 2025 г.
Во-первых, теперь знаю, кто автор этих портретов. Дмитрий Жилинский! Во-вторых, - историю создания, в-третьих,- они продолжают радовать публику.
Ни с одним из композиторов художник Дмитрий Жилинский (1927-2015) при жизни не встречался.
Заказ поступил от Московского международного Дома музыки в 2004-2005 году. Художник писал портреты только с натуры, а здесь пришлось долго и вдумчиво работать над биографией, фотоматериалами, слушать музыку, чтобы передать в портрете индивидуальность.
Фон у каждого портрета свой. И настроение тоже. Сергей Рахманинов- тоскующий по России в эмиграции; Дмитрий Шостакович - пишущий 7-ю симфонию в блокадном Ленинграде; Альфред Шнитке - на монохромном вибрирующем фоне, как его и музыка; Александр Скрябин - неразрывно связан с Москвой.
А вот таким изобразил себя на автопортрете молодой художник Дмитрий Жилинский в 1946 году, в возрасте 19 лет. В этом твердом и скорбном взгляде читается нелегкая судьба молодого человека. Он родился 1927 году, в коммуне (Сочи, Краснодарский край).
Детская образовательная Коммуна возникла не в советские годы, а гораздо раньше. В 1882 году. В ней воспитывались дед и бабушка Жилинского. Дед - Константин Николаевич, сын польских политзаключенных, бабушка - будущая художница Надежда Васильевна Немчинова-сводная сестра Валентина Серова. Их сын Дмитрий (1900 г.р.) - тоже родился в коммуне, продолжал жить с семьей там же и после женитьбы на Анастасии Федоровне - матери Дмитрия Дмитриевича Жилинского.
Жизнь в коммуне была организована так, что её участники изучали науки, искусство: организовывали спектакли, литературные и музыкальные вечера, рисовали, воспитывали интеллигентных и разносторонних людей. После установления советской власти дед и отец художника были репрессированы. Расстреляны в 1929 и в 1938 годах. В 1958 году оправданы и реабилитированы.
В 1943 году был призван на фронт и погиб старший брат художника- Василий.
О боли утрат близких у Дмитрия Жилинского много картин. Все они - философские размышления о смысле жизни, о смене поколений, о семейных ценностях.
Вот одна из самых известных "Под старой яблоней". Здесь изображены мать художника, согнувшаяся под тяжестью прожитых лет, как и старая яблоня. Она остается духовной опорой семье и сыну. Рядом внуки - дочь художника Ольга и сын Василий. Они - продолжение. В раме, которую художник выполнил сам - портреты отца и брата. Картина - судьба.
Мать художник очень уважал и почитал. Восхищался её стойкостью и мудростью.
Способности к рисованию и желание учиться дальше у Дмитрия Жилинского проявились рано.
В 1944 году он стал студентом Московского института прикладного и декоративного искусства, а затем перевелся в Художественный институт им. В.И. Сурикова. Его учителя П. Корин и В. Яковлев приобщили Жилинского к эстетике эпохи Возрождения. А Н. Чернышов - к древнерусскому искусству. Синтез искусств проявился в дальнейшем в работах зрелого мастера.
Портреты Н. Чернышова представлены на выставке. Из было три. Казалось, сюжет один: художник с женой, верной спутницей жизни, рядом семья, но смысл и герои выглядят по-разному.
Особое влияние на молодого Жилинского оказали и другие учителя: В. Фаворский и И. Голицын.
В 1954 году Дмитрий Жилинский женился на молодой художнице и скульпторе Нине Кочетковой (1926-1995) и прожил в ней в счастливом браке 47 лет.
Он часто писал портреты своих близких, детей и жены.
За картину "В Метро" получил первую награду - серебряную медаль на III молодежной выставке Фестиваля молодежи и студентов и премирован поездкой за границу.
В семье подрастали дочь Ольга и сын Василий. Они становятся героями его портретов и рисунков.
Нина Жилинская ушла из жизни на 20 лет раньше мужа. Во время долгой болезни они не расставались, и когда Жилинскому в 90-е годы поступило предложение написать портреты датской королевской семьи, его условием был совместный выезд с женой. Его выполнили. И он выполнил свои. Королева лично позировала художнику несколько сеансов.
Жизнь распорядилась так, что художник на склоне лет встретил молодую музу- Венеру Николаевну Арутюнян, кандидата технических наук. Она стала ему верной спутницей. В семье в 2000 году родился сын - Николай.
В настоящее время Венера Жилинская сохраняет и исследует, проводит большую работу по популяризации творческого наследия мужа.
За долгую профессиональную жизнь Дмитрий Жилинский преподавал рисунок в институте им. С.И. Сурикова, был членом Союза художников СССР, провел персональные выставки в Италии, Голландии, ФРГ, Испании, Дании, заведовал кафедрой рисунка, живописи и композиции в Полиграфическом институте. Получал звания, награды и государственные премии.
Мне кажется, картиной Dios con nosotros (С нами Бог) можно охарактеризовать весь творческий путь художника.
Судьба подарила ему длинную жизнь и он ее прожил сполна... за всех.