Дорога от Саяногорска, через Черемушки, заканчивается Саяно-Шушенской ГЭС, вот туда, мы и едем
Саяно‑Шушенская ГЭС расположена на Енисее, в горах системы Западный Саян, на границе Красноярского края и Хакасии. Одна из крупнейших гидроэлектростанций мира, 6400 МВт - электрическая мощность Саяно-Шушенской ГЭС, является самой мощной электростанцией России: она снабжает энергией всю Хакасию, Туву, Красноярский край и Кемеровскую область.
Для её строительства в 1960‑е было затоплено более 36 гектаров земли, перенесено или разрушено свыше 2,5 тысячи построек. Название гидроэлектростанции пошло от Саянских гор и села Шушенское.
Дорога заканчивается большой парковкой, рядом, тут же небольшой парк
С погодой не фортануло, поднялся сильный ветер, моросил противный дождь, потом еще и туман начал застилать все над водой.
И вот она махина! Высота - 242 метра, длина с учётом береговых частей - 1074 метра. Конструкция способна выдержать поток воды весом около 30 миллиардов тонн и устоять при землетрясении интенсивностью до 8 баллов.
Строительство шло 37 лет. Активный этап строительства начался с 1968 года, подготовительные работы велись с 1963 г. - строительство дорог, домов для рабочих и организации инфраструктуры. Завершилась стройка в 2000 г., а официальное название «Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С Непорожнего» объекту присвоили через год. В 2008 году станция вошла в состав «РусГидро».
П. С. Непорожнев — это министр энергетики и электрификации СССР в годы строительства и крупнейший энергетик того времени.
В состав гидроэлектростанции входит сама плотина ГЭС, здание с корпусами, береговой и эксплуатационный водосброс, распределительное устройство. Вниз по течению реки Енисей находится Саяно-Шушенское водохранилище и одноименный государственный природный заповедник.
Надпись на Саяно‑Шушенской ГЭС
Огромное слово «Россия» в цветах российского флага на стене плотины видно издалека. Считается, что это самая большая в мире надпись с названием нашей страны: её длина - 570 метров, а высота - 52 метра.
Рисунок наносили 15 художников вместе с работниками станции. Всего на надпись ушло больше тысячи литров краски и 7 дней.
Работали художники на высоте, стоя на промышленных люльках, которые подвесили к двум подъёмным кранам на верхней площадке плотины. Дополнительные сложности создавали размеры надписи. Чтобы правильно расположить люльку и «навести» художников на цель, был привлечён наблюдатель. Он находился примерно в 1500 метрах от плотины и использовал специальную оптику, чтобы корректировать положение рабочих на ГЭС
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на всю гидроэлектростанцию. Площадка облагорожена - есть лавочки, уличное освещение, проложены дорожки для прогулок. Вдоль них высажены деревья. Ночью, на ГЭС включается подсветка.
Информационный щит
Хорошо видна и конструкция берегового сброса гидроэлектростанции, но сброс воды нам не посчастливилось увидеть
Конструкция состоит из туннеля и каскада бетонных ступеней. Когда начинался паводок, береговой водосброс безопасно отводил поток от ГЭС: так нагрузка распределялась более равномерно и водобойный колодец не подвергался разрушениям.
Памятник покорителям Енисея
Установлен на смотровой площадке в 2008 году. Это красивый монумент из мрамора и бронзы, высота - более 8 метров. Его открытие приурочили к тридцатилетию запуска первого гидроагрегата на гидроэлектростанции. Дизайн памятника был разработан архитекторами из Москвы.
На памятнике изображены семь профессионалов, которые принимали ключевое участие в строительстве сооружения - геодезист, геолог, проектировщик, инженер, сварщик, строитель и энергетик
Аварии на Саяно-Шушенской ГЭС
Первая - к началу 1979 года не был готов водослив (конструкция для избавления от излишков воды). В результате мощного паводка нагрузка на станцию резко возросла, одна из площадок ГЭС был затоплена, а часть оборудования уничтожена.
Вторая - 17 августа 2009 года. И явилась одной из крупнейших в России техногенных катастроф, тогда погибло 75 рабочих. Причиной трагедии стало внезапное разрушение гидроагрегата № 2, который вышел из строя и был выброшен со своего места напором воды. В результате аварии серьезно пострадало оборудование и помещения. Восстановительные работы были окончены лишь в 2014 году. Полностью работа на станции была восстановлена только к 2017 году.
В результате аварии был нанесен серьезный вред экологии региона. Из-за катастрофы в акваторию Енисея попали масло и иные техногенные жидкости, что привело к загрязнению воды. Масляное пятно растянулось на 130 километров, убрать его смогли лишь к 24 августа. Загрязнение воды привело к гибели 400 тонн промышленной форели в рыбоводческих хозяйствах, которые расположены ниже по течению Енисея. Примечательно, что в самой реке не было отмечено случаев гибели рыб.
На данное время экология полностью восстановлена
Экскурсии
Саяно-Шушенская ГЭС - это стратегический объект, находящийся под охраной. Раньше экскурсии проводились, но надо было заранее подавать заявку на рассмотрение. Но, с нынешней ситуацией на территорию станции попасть нельзя и она закрыта для посещения. На подъездной дороге, ведущей к объекту, стоит КПП и пройти за его пределы можно только по пропуску
Что я там еще не увидела?
Черёмушкинский трамвай! Да, да и это прям для меня небольшое разочарование. Как бы стоит такая мощь и тут катается такой маленький красненький трамвайчик, думаю все их помнят. Временной промежуток у них - час, а может и чуть больше, вот как раз на него я и попала.
При строительстве ГЭС сюда протянули немаленькую железнодорожную линию для доставки грузов и рабочих. После сдачи объекта линия оказалась не нужна, её стали разбирать, но кто то предложил оставить финальный шестикилометровый кусок и организовать пассажирское движение.
И в 1991 году по бывшей железнодорожной ветке пустили трамвай!
Создавалась она для проезда работников ГЭС, но трамваем пользуются все, кто хочет, и на абсолютно безвозмездной основе.
На линии используется оригинальный подвижной состав. Вагоны под названием 71-88Г были изготовлены ограниченной серией специально для эксплуатации здесь. Кабины с двух сторон, так как разворотных колец или треугольников в Черёмушках не предусмотрено. Всего их 6 штук, все на ходу и в отличном состоянии. Ещё несколько таких же есть, в Петербурге.
И я конечно же, его когда нибудь увижу!
Почему я должна еще раз сюда вернуться? Первое - это трамвай, а второе - на противоположном берегу есть смотровая площадка с фееричным видом на ГЭС (она даже отмечена на картах).
Эх, время, время, времечко, жизнь не пролетела зря
Трамвай пятёрочка, вези в Черёмушки меня.
/группа "Любэ"/
И вы думаете на этом все? Не тут то было! На обратном пути заедем еще в одно место, в котором вы можете просто пропасть! Имеется ввиду время, ха-ха.
А до этого мы уже посетили: