Найти в Дзене

Многогранный мир Николая Домашенко, выставка памяти художника в СПбСХ .

Выставка работ Николая Ивановича Домашенко погружает в мир тонкой графики, отражающей не только художественное мастерство автора, но и дух эпохи. Родившись в 1946 году в Иркутске, Домашенко с юных лет проявлял яркий талант, получивший профессиональное развитие в Иркутском художественном училище, которое он окончил в 1967 году под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Дмитриевича Воронько. Дипломная работа – иллюстрации к «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара – стала манифестом его индивидуального стиля. Выбор техники прорезной аппликации с ограниченной цветовой палитрой (белый, чёрный и красный) был не случайным. Он отражал характерные черты советской иллюстрации 1960-х годов – отказ от излишней детализации в пользу лаконичных, стилизованных образов, стремление к выразительности и условности графического языка. Это было время поиска новых форм, осмысления роли книжной графики, как самостоятельного вида искусства. Но тала

Выставка работ Николая Ивановича Домашенко погружает в мир тонкой графики, отражающей не только художественное мастерство автора, но и дух эпохи. Родившись в 1946 году в Иркутске, Домашенко с юных лет проявлял яркий талант, получивший профессиональное развитие в Иркутском художественном училище, которое он окончил в 1967 году под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Дмитриевича Воронько. Дипломная работа – иллюстрации к «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара – стала манифестом его индивидуального стиля. Выбор техники прорезной аппликации с ограниченной цветовой палитрой (белый, чёрный и красный) был не случайным. Он отражал характерные черты советской иллюстрации 1960-х годов – отказ от излишней детализации в пользу лаконичных, стилизованных образов, стремление к выразительности и условности графического языка.

-2

Это было время поиска новых форм, осмысления роли книжной графики, как самостоятельного вида искусства. Но талант Домашенко не ограничивался книжной иллюстрацией. Уже в 1969 году на выставке Союза художников СССР он представил серию работ «Декабристы», выполненных в технике цветной автолитографии. Эта серия стала важным этапом в его творчестве, демонстрируя глубину исторического осмысления и виртуозное владение печатной техникой. Особый интерес представляет цикл «Вне разряда», посвященный пяти повешенным декабристам: Сергею Муравьеву-Апостолу, Петру Каховскому, Михаилу Бестужеву-Рюмину, Кондратию Рылееву и Павлу Пестелю.

Из серии "Поставленные вне рядов" - Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол. Сухая игла.
Из серии "Поставленные вне рядов" - Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол. Сухая игла.

Выполненные в технике «сухая игла», портреты отличаются особой экспрессией и глубиной психологического проникновения. Художник не просто изображает исторических личностей, он передает их внутренний мир, трагизм их судьбы и величие их поступков.

-4

Домашенко был активным участником выставок с 1966 года, представляя свои работы на областных, региональных, республиканских, всесоюзных и международных площадках. Его участие в выставке «Графика Сибири» в Подмосковье вскоре после окончания училища свидетельствует о раннем признании его таланта. Однако, творчество Домашенко выходит за рамки только представленных на выставке работ. Необходимо исследовать весь его художественный путь, изучить другие его серии и циклы, чтобы получить полное представление о его вкладе в советское и постсоветское искусство. К сожалению, информация о нем в открытом доступе довольно ограничена, что делает изучение его биографии и творчества задачей для будущих исследователей. Тем не менее, даже доступная информация позволяет нам оценить его талант и оригинальность художественного почерка.

-5

Его творчество, многогранное и глубокое, представляет собой уникальный синтез различных техник и жанров, где особую роль играют экслибрисы – миниатюрные произведения искусства, рассказывающие целые истории о своих владельцах. Экслибрисы Домашенко не разгаданные книжные знаки, это сюжетные миниатюры, достигшие своего расцвета в XX веке. Мастер лаконично и образно передает интересы, профессию владельца библиотеки или же характер собранных им книг.

-6

Для воплощения своего замысла Домашенко виртуозно владеет разными графическими техниками: сухая игла, офорт, резцовая гравюра, гравюра бором – каждая избирается в зависимости от задуманного эффекта. Часто оттиски дорабатываются акварелью, придающей им законченность и неповторимую красочность. Иногда колорит основан на гармонии сближенных или дополнительных цветов, иногда – на скупой, но выразительной подцветке, подчеркивающей глубину и эмоциональность рисунка.

Однако творчество Домашенко не ограничивается миром экслибрисов. Он плодотворно работал в станковой и книжной графике, создавая произведения, заслужившие широкое признание. Среди наиболее известных его работ – серии «Декабристы» (1969), «Трагедии декабря» (1973), «Хлеб Сибири» (1979), иллюстрации к произведениям классической русской литературы: «Вий», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя (1971—1997), «Петербургские повести» Гоголя (2002), «Каменный гость» А.С. Пушкина (1999), «Гадкие Лебеди» братьев Стругацких (2000) и «Повесть о Ходже Насреддине» Л. Соловьева (2005).

Из серии: Конный спорт - "Скачка", 1970 год
Из серии: Конный спорт - "Скачка", 1970 год

Гравюры Домашенко отличаются романтической приподнятостью, совершенством формы и изысканностью рисунка. В них чувствуется глубокое понимание художественного языка, умение передать настроение и эмоции с помощью тончайших штрихов и изысканной композиции. Его работы отличаются не только техническим мастерством, но и глубиной философского понимания изображаемого.

С 2009 года Николай Домашенко сотрудничал с редакцией иркутского детского литературно-художественного журнала «Сибирячок», ведя рубрику, посвященную 200-летию Отечественной войны 1812 года. Это подтверждает его широкий диапазон творческих интересов и способность находить общий язык с разной аудиторией. Выставка "Моногогранный мир Николая Домашенко", проходит с 11 по 23 февраля 2025 года в Санкт-Петербургском союзе художников, и уже стала важным событием в мире искусства, позволив широкой публике оценить масштаб и разнообразие творческого наследия художника.

"Михаил Фонвизин" и "Герасим Курин", акварель, 2012 год
"Михаил Фонвизин" и "Герасим Курин", акварель, 2012 год

Работы Домашенко хранятся в музейных коллекциях, свидетельствуя о признании его вклада в развитие российской графики. Его имя заслуженно входит в историю российского искусства как мастера, создавшего уникальный и неповторимый художественный мир. Выставка работ Николая Ивановича Домашенко – знакомство с мастерством художника, возможность погрузиться в исторический контекст, почувствовать дух времени и оценить глубину его художественного видения.

-11

Адрес: Санкт-Петербургский союз художников, Большая Морская ул., 38

Посещение можно совместить с выставкой Антона Ломаева: искусство иллюстрации, "Карлик нос" и другие произведения автора.