В далеком 1997 году мне на книжном лотке попалась новая тогда еще книга Виктора Суворова «Выбор». Я тогда был под впечатлением его первых двух книг «Ледокол» и «День М» - сугубо публицистических, но оказалось, что этот роман – чисто беллетристический. Прочел его запоем и с удовольствием гораздо большим, чем первые две книги, но через некоторое время оказалось, что это вторая часть дилогии из цикла «Жар-птица». Я очень быстро нашел первую книгу – «Контроль», и тоже прочел ее запоем, и на волне полного восторга тут же перечитал и «Выбор» еще раз, и с еще большим удовольствием, потому что я уже знал предысторию второго романа. Поэтому мой совет тем, кому попадется случайно второй роман без первого – читайте обе книги только подряд, иначе как минимум не поймете основных мотивов главной героини этого просто шикарного произведения класса бестселлер.
Вообще-то я не люблю творчества Виктора Суворова (он же – Владимир Резун), даже не потому, что в своих публицистических романах он наворотил кучу самых нелепых врак. Просто я, как запойный читатель, знаю, что когда начинаешь крупно врать – совсем нельзя хайповать. Это правило, но вот мимо Суворова это правило прошмыгнуло мимо, и поэтому читать все его «документальные» опусы быстро становится просто противно.
А прочитал я почти всё, что этот писатель написал, и по роду своего главного в жизни хобби (история войн) могу хоть как-то на уровне любителя судить его творчество. В его книгах много интересного, но это то же самое, что налить в бочку меда стакан керосина – в качестве такого керосина выступает типичный хайп В. Суворова, без него я бы к этому беглому предателю Родины относился немного получше.
Но вот есть у Виктора Суворова книга, которую я просто обожаю и считаю ее чуть ли не самым крутым образцом жанра политического боевика за последние треть века, и перечитываю ее чуть ли не каждый год. Это дилогия «Контроль»/«Выбор», которая вообще-то не дилогия, а трилогия, но я третью часть «Змееед», во-первых, пока еще не прочитал, а, во-вторых, это не продолжение дилогии, а приквел, не имеющий с главным героем дилогии ничего общего.
И, что самое главное – «Контроль»/«Выбор» совсем не документально-публицистическое произведение, а чисто художественное, то есть, беллетристическое, и хоть в нем хайпа тоже хватает, но так как автор в нем своему читателю ничего не собирается доказывать, то этот хайп как раз уместен.
Тем более что в целом оба романа хоть и на серьезную тему, и часто на их страницах происходят ужасные вещи, можно назвать юмористическими. Но этот юмор не в стиле журнала «Муризилка», а в стиле Курта Воннегута – короче, это просто прекрасный образец черного юмора, хоть и основан он на циничном отношении не только ко всем героям произведения, но и к читателям.
И уж совсем цинично, что обе книги этой дилогии (плюс приквел «Змееед») были переиздана в 2015 году в московском издательстве «Добрая книга», которое и до этого, и после занималось изданием исключительно сказок для детей («Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Как медвежонок солнце искал» и прочее подобное)…
Да уж, «добрее» книги я не читал – сплошные заговоры, интриги, убийства, массовые расстрелы и прочее подобное, совершенно не доброе чтение, а уж и вовсе не детское.
(Фото обложек этого «доброго» издания 2015 года я привел вверху, а фото комплекта из трех книг - внизу).
Короче, роман «Контроль»/«Выбор» - это просто шикарная эпопея времен сталинского «Большого террора», главные герои – хоть отрицательные, хоть положительные – все настолько яркие, что аж глаза застит как от атомных взрывов, причем это не в переносном смысле – а в прямом. Герои книги – просто Гераклы, и даже главная героиня – молодая девушка Анастасия Стрелецкая («Жар-птица»), дочь врага народа, которую Сталин приказал превратить в бессердечного диверсанта-убийцу, наделенного аналитическими способностями высочайшего уровня.
И тут я опять-таки не могу удержаться от того, чтобы не привести чужую аннотацию, которая мне очень понравилась – так красиво я ни за что бы не смог написать:
«Роман «Контроль» - смелая сказка про Идеального Тирана, его соратников и врагов. Про жутковато-прекрасный тридцать восьмой год. Про парашютный спорт, и про массовое смертоубийство, и про похищение Кольца Всевластия.
Блестящая книга, один из лучших триллеров во всей русской литературе. Лихо закрученный сюжет, отличный русский язык, яркие, колоритные герои. Чудесная, чудесная, чудесная главная героиня.
Второй роман о «Жар-птице» - «Выбор» - так же как и первый-роман - альтернативная история с фантастическим уклоном.
И эта книга интересна, динамична, и страшна в своей циничности. Главные герои - крепкие, умные, жестокие, сильные люди. Но этот роман, как и первый, я рекомендовал бы читать только людям с устоявшимися взглядами, умеющим критически осмысливать прочитанное»…
На этом я свои похвальбы этому произведению хочу закончить, чтобы бесконечно не повторяться. Скажу только, что хоть эти две книги были изданы на русском языке всего несколько раз, причем ограниченными для такого бестселлера тиражами (10-50 тысяч экз.), тем не менее, они мне за последние треть века встречались на каждом шагу. Я их видел и в магазинах, и на барахолках, и на Интернет-площадках, и цены на них довольно низкие.
Сдается мне, что они постоянно допечатывались, чуть ли не каждый год, и я не удивлюсь, если реальные тиражи у обоих романов были многомиллионные. В принципе, это было бы справедливо, потому что хорошие книги должны читать все нормальные люди.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ: