Китай может извлечь наибольшую выгоду от тарифной политики президента США Дональда Трампа, сообщил телеканал Sky News.
"Если склонность Трампа к протекционизму и изоляционизму приведет к тому, что США замкнутся в себе, кто будет готов шагнуть в пустоту? Китай", — говорится в публикации.
Отмечается, что каждой стране придется искать способ противостоять Вашингтону, поскольку введение Трампом пошлин затронет почти все развитые государства без исключения. КНР, уже ответившая на тарифы Трампа, имеет еще несколько преимуществ в борьбе за глобальное первенство, указывается в статье.
Подчеркивается, что Пекин, в отличие от Вашингтона, может представить себя как надежного и стабильного торгового партнера для стран Глобального Юга, которые стремятся поддерживать хорошие отношения с обеими сторонами.
Торговая война
На прошлой неделе Трамп подписал указ о введении пошлин на товары из Мексики и Канады в размере 25 процентов, а также на продукцию из Китая — десять процентов. При этом документ предусматривает возможность повысить эти показатели в случае ответных мер.
В ответ на это комитет тарификации и классификации при Государственном совете КНР сообщил о введении с 10 февраля дополнительных пошлин в размере 15 процентов на уголь и сжиженный природный газ (СПГ), а также в размере 10 процентов на нефть, сельскохозяйственную технику, автомобили с большим рабочим объемом двигателя и пикапы из США. Кроме того, минкоммерции Китая сообщило о подаче жалобы на налоговые меры США в механизм разрешения споров ВТО.
Как писала газета Wall Street Journal, новые пошлины могут подорвать глобальную торговую систему и нанести серьезный ущерб основным отраслям американской экономики, включая автомобильную промышленность, тем самым открывая новые возможности для КНР на международных рынках.
Подготовка к войне
Торговые меры президента Дональда Трампа в отношении Китая свидетельствуют о подготовке США к войне с КНР, считает бывший американский морпех Брайан Берлетик.
"Совершенно очевидно, что цель состоит в подготовке к войне с Китаем, включая блокаду китайского морского судоходства", — написал он в социальной сети Х.
Берлетик считает, что введение пошлин на товары из Канады и Мексики также направлено на дальнейшее дистанцирование США от Китая, а борьба с наркотрафиком и нелегальными мигрантами — лишь предлоги.
Вопрос Тайваня
Китай, равно как США, не хочет упустить ситуацию с Тайванем, поскольку у Пекина не остается инструментов для мирного воссоединения, а Вашингтон не может упустить союзника в лице Тайбэя, такое мнение высказал в беседе с РИА Новости директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России Василий Кашин.
Ранее Марко Рубио, вступивший в должность госсекретаря США 21 января 2025 года, во время выступления в сенатском комитете по иностранным делам, посвященных утверждению его кандидатуры, заявил, что Китай может решить силой вопрос воссоединения с Тайванем до конца 2030 года. Этот прогноз почти совпадает со вторым президентским сроком Дональда Трампа.
"Китай не может отказаться от идеи воссоединения Тайваня с материком", - сказал Кашин в интервью РИА Новости и отметил, что стратегия политического воссоединения с Тайванем не дала результатов, причем чем дальше, тем у Пекина меньше для нее инструментов.
"Демократическая прогрессивная партия, которая выступает против сотрудничества Китая и острова, третий срок подряд сохранила за собой президентство. В тайваньском парламенте сохраняется примерно равное распределение сил, ни у кого нет твердого контроля. При этом Тайваньская народная партия из оппозиционной коалиции сейчас подвергается давлению со стороны силовых структур. В самом Гоминьдане (вторая оппозиционная партия - ред.), который всегда считался якобы более дружественно настроенным к Китаю, за несколько лет произошла смена поколений руководства, и теперь они выступают за гораздо более враждебную политику в отношении КНР. Прежние гоминьдановские политики, как бывший президент Ма Инцзю, который встречается с руководством КНР, ездит в КНР, - они уже являются внутри партии аутсайдерами", - подчеркивает Василий Кашин.
Экономическая зависимость Тайваня от материкового Китая очень сильна, но сама по себе не играет решающей роли, подчеркивает эксперт.
"На материковый Китай приходится 40 процентов внешней торговли и практически все, что Тайвань делает, связано с участием в совместных с КНР технологических цепочках. Но это то, что мы проходили на своем опыте на постсоветском пространстве. Очень высокий уровень экономической зависимости достижим, это рычаг, но в отрыве от всего остального он не работает. И ... никакую политическую силу, которая бы выступала за воссоединение с КНР, они пока предоставить не могут".
По его словам, чем дольше Китай ждет, тем больше остров отдаляется от материка: "Там происходит смена поколений. Людей, которые еще когда-то бежали с материка от коммунистов в конце Гражданской войны, осталось мало, потому что это фактически поколение ветеранов Второй мировой или чуть моложе, но даже их дети - это уже пожилые люди, которых тоже немного. А следующие поколения уже довольно слабо ощущают связь с материком, и там совершенно определенным образом голосуют".
"С другой стороны, США ... не могут допустить перехода Тайваня под контроль КНР, потому что это будет иметь очень большие региональные и глобальные последствия. Помимо того, что Тайвань - монополист в производстве микрочипов, он еще занимает важное стратегическое положение, он контролирует морские артерии, связывающие с внешними рынками. Помимо этого, Тайвань - старейший союзник США, то есть его утрата, неспособность его защитить может повлечь за собой пересмотр политики всех остальных американских партнеров в Азии", - считает эксперт.
"Все это в сумме создает ситуацию, когда у сторон нет выхода, то есть ни один из них не может пустить ситуацию на самотек", - подчеркивает Кашин.
Проблема с Тайванем
Ситуация вокруг Тайваня значительно обострилась после визита на остров в начале августа 2022 года Нэнси Пелоси, занимавшей тогда пост спикера палаты представителей США. Китай, считающий остров одной из своих провинций, осудил визит Пелоси, увидев в этом шаге поддержку Соединенными Штатами тайваньского сепаратизма, и провел масштабные военные учения.
Официальные отношения между центральным правительством Китая и его островной провинцией прервались в 1949 году после того, как потерпевшие поражение в гражданской войне с Компартией Китая силы Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на Тайвань. Деловые и неформальные контакты между островом и материковым Китаем возобновились в конце 1980-х годов. С начала 1990-х годов стороны стали контактировать через неправительственные организации - пекинскую Ассоциацию развития отношений через Тайваньский пролив и тайбэйский Фонд обменов через пролив.
Пекин считает Тайвань неотъемлемой частью КНР, а соблюдение принципа "одного Китая" - обязательным условием для других государств, желающих установить или сохранить дипломатические отношения с КНР. Принцип "одного Китая" и непризнание независимости Тайваня соблюдают в том числе и США несмотря на то, что они поддерживают с Тайбэем тесные контакты в разных сферах и поставляют острову оружие.
Россия нас сделала: главные хитрецы попали в расставленную ловушку
СВО закончилась: Путин перешел от слов к делу. С адского удара "Калибрами" теперь уже начали по-настоящему
Как думаете, для чего на самом деле Трамп это все затеял? Пишите в комментариях