Как угодно можно относиться и к «Машине времени», и к Андрею Макаревичу*, и к самому «Повороту»... Но вряд ли можно оспорить тот факт, что именно эта песня вывела группу в ранг звёзд первой величины, известных на всю страну. Фразы из неё вошли в повседневный обиход наподобие поговорок, мелодию подхватит любой. С ней связаны воспоминания, чувства, чаяния и разочарования целого поколения.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Одной из причин популярности «Поворота» является её стопроцентная эстрадность. Для кого-то настоящая «Машина времени» — рокеры-подпольщики с многократно переписанных катушек, а 1980-е и далее — уже чистая попса. Но парадоксальным образом «Поворот» и замысливался в качестве попсовой мелодии, доступной для всех.
И здесь мы подходим к вопросу авторства, который много лет не даёт покоя ни участникам «Машины времени», ни её поклонникам. Кто и в какой степени писал «Поворот»? Кого хвалить, а кто, условно говоря, просто стоял рядом?
Для начала стоит вспомнить роковой 1979 год, когда группа «Машина времени» рисковала не вписаться в очередной поворот своей истории.
Одна из самых громких групп в стране распалась. Накопились обиды и разногласия, Андрей Макаревич* стремился вывести коллектив на официальное положение, Евгений Маргулис и Сергей Кавагоэ были против... Кроме того, участников группы не устраивало, что основное внимание уделяется одному Макаревичу*, хотя музыку писали все вместе.
Кризис удалось преодолеть привлечением новых лиц. К Андрею Макаревичу* присоединились участники «Високосного лета» Александр Кутиков и Валерий Ефремов. А также Пётр Подгородецкий — единственный в группе профессионал, умевший читать ноты и способный сыграть практически что угодно.
Пётр Подгородецкий родился 12 февраля 1957 года. Выпускник дирижёрско-хорового отделения в Музыкальное училище при Московской консерватории, он отслужил во Внутренних войсках МВД СССР. В те давние времена и появилась гармоническая прогрессия, ставшая годы спустя «Поворотом».
В книге «Машина с евреями» и в некоторых интервью Пётр Подгородецкий утверждает, что написал основу для «Поворота» в казарме воинской части в Александровке Белгородской области. Ориентировался при этом на распевные итальянские хиты: «До сих пор тешу себя надеждой, что найдется какой-нибудь италоязычный поэт, который придумает к ней стихи».
Послушать, как звучал этот медленный и лиричный ранний вариант, можно в этом забавном видео, в котором Пётр Подгородецкий с фирменным юмором рассказывает историю песни. Финал особенно фееричный!
Все участники событий более-менее сходятся во мнении, что гармоническую прогрессию предложил товарищам Пётр Подгородецкий.
Александр Кутиков поделился воспоминаниями: «Песня была написана под влиянием большого количества дешёвого вина в студии ГИТИCа весной 1979 года.... Петя Подгородецкий заиграл что-то лирическое на пианино, я услышал интересную гармоническую последовательность и попросил сыграть её еще раз, и у меня сразу родилась мелодия».
По словам Подгородецкого, его сочинение сначала никто не оценил. Да и вообще в медленном варианте песня не складывалась. Пока в результате проб и ошибок не возникла более динамичная аранжировка. Которая тоже понравилась не всем. Слово Валерию Ефремову: «Я послушал, сморщился, говорю: «Что это?» А это как раз и был вариант, который теперь всем известен. Не то, что он мне не понравился, но звучал неожиданно».
Теперь требовались слова... Тут в дело вступил Андрей Макаревич*, который, судя по собственным воспоминаниям, во время посиделок в кафе под пиво и креветки написал сразу два текста: «Поворот» и «Ах, что за луна».
Вариант, записанный в сентябре 1979 года в студии ГИТИСа, официально не издавался.
Получается, что гармонию предложил Подгородецкий, мелодию — Кутиков, слова — Макаревич*. Пусть история и запутанная, но зато результатом стала песня-сенсация, которая даже официально ещё не была издана, а лишь исполнялась в концертной программе «Маленький принц».
В первые годы «Поворот» ходил на магнитоальбоме, записанном в студии «Мелодии» в 1980 году. На этой записи песня идёт второй. Именно в этом варианте помнят её те, кто переписывал «Машину времени» с кассеты на кассету в ранние 1980-е.
Это уже потом начнутся споры, рок это или не рок. Помог ли «Поворот» самоопределению целого поколения — или способствовал распаду государства и потому подлежит забвению... А в то время простая, понятная миллионам песня с вокалом Александра Кутикова катком прокатилась по стране и протаранили все существовавшие таблицы популярности.
На первой строчке хит-парада «Московского комсомольца» хит «Машины времени» продержался аж полтора года. Неплохо для группы, у которой ещё не было ни официального статуса, ни права выступать в столице, ни показов по телевидению! Зато были преданные фанаты, которые заваливали редакции газет письмами с названиями любимой группы и любимой песни.
Лишь в 1987 году «Поворот» — в обновлённом, подчищенном, перезаписанном виде — вышел на пластинке «Десять лет спустя». С тех пор песня о неизбежности изменений и крутых жизненных виражей прочно вошла в репертуар «Машины времени», практически не меняясь с годами. Классика не стареет! Да и зачем мудрить с аранжировкой, если зрительный зал подпоёт каждому слову?
*Андрей Макаревич включен Минюстом РФ в реестр иноагентов.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!