Найти в Дзене
Терапия души

Штурвал на себя

Дедушка моей знакомой, летчик-ас, ненавидел управлять автомобилем. Казалось бы, почему? По сравнению с самолетом – автомобиль очень простая техника. Чтобы научиться водить – нужно каких-нибудь 3 месяца, и ты получишь права, даже если ты домохозяйка с девятью классами образования и искренне веришь, что Земля – плоская. А вот чтобы тебе доверили самолет, нужно иметь богатырское здоровье, холодный и быстрый ум, 5 лет обучения в летной академии, 150 часов налета и высокий уровень знания физики, картографии, маршрутизации и аэродинамики. Наша домохозяйка сдалась бы еще на этапе подачи документов в институт. Так почему же высококлассный летчик так не любил ездить за рулем автомобиля? Все просто – в сложных ситуациях на дороге он… тянул руль на себя. Да-да, не пытался вывернуть руль, чтобы обойти препятствие справа или слева, не давил на тормоз, чтобы избежать столкновения, а мертвой хваткой вцеплялся руль и что есть мочи тянул на себя. Это абсолютно бессмысленное действие на земле, но оно мн

Дедушка моей знакомой, летчик-ас, ненавидел управлять автомобилем. Казалось бы, почему? По сравнению с самолетом – автомобиль очень простая техника. Чтобы научиться водить – нужно каких-нибудь 3 месяца, и ты получишь права, даже если ты домохозяйка с девятью классами образования и искренне веришь, что Земля – плоская.

А вот чтобы тебе доверили самолет, нужно иметь богатырское здоровье, холодный и быстрый ум, 5 лет обучения в летной академии, 150 часов налета и высокий уровень знания физики, картографии, маршрутизации и аэродинамики. Наша домохозяйка сдалась бы еще на этапе подачи документов в институт.

Так почему же высококлассный летчик так не любил ездить за рулем автомобиля? Все просто – в сложных ситуациях на дороге он… тянул руль на себя. Да-да, не пытался вывернуть руль, чтобы обойти препятствие справа или слева, не давил на тормоз, чтобы избежать столкновения, а мертвой хваткой вцеплялся руль и что есть мочи тянул на себя. Это абсолютно бессмысленное действие на земле, но оно многократно выручало его в небе.

Представьте, что вы – самолет. Ваши руки – это крылья. А ваш нос – это нос самолета. Если вы хотите «притормозить», то вам следует задрать нос, линия вашего полета пойдет вверх, а скорость начнет падать. Если вы хотите нырнуть под препятствие, то нос нужно опустить, тогда самолет начнет смещаться вниз, а его скорость – увеличится. Эти действия регулируются штурвалом. Когда летчик тянет штурвал на себя, нос задирается кверху, когда толкает от себя – нос опускается. Эти манипуляции могут спасти жизни экипажу и пассажирам.

Но у автомобиля другой принцип управления, никуда нырнуть он не может, подняться ввысь тем более, а скорость сбрасывается тормозом или коробкой передач, и руль тут никак не поможет. Но привычка, тренируемая годами, намертво прописалась в нейронах головного мозга летчика и выскакивала там, где была губительной, а не полезной.

В ситуации опасности интеллектуальные способности человека снижаются, его реакции становятся не тонкими, шаблонными. Поэтому мозг выдает выученные стереотипы действия, которые были помечены им в прошлом как эффективные.

К сожалению, так же мы поступаем и в отношениях с людьми. Если в прошлом вы многократно переживали ситуацию, где «тянуть штурвал на себя» было единственным способом выжить, вы будете его продолжать тянуть, как бы глупо или бессмысленно это ни было в настоящем.

Именно поэтому взрослые люди порой ведут себя в отношениях очень странно: годами закрывают глаза на подлость и обман партнера, влюбляются в совершеннейших оторв, прохиндеев и безнадежных эгоистов, не выходят из отношений, где радость давно уже не живет. Мозг врубает такие траектории полета в отношениях, которые когда-то помогали сохранять себя.

Именно поэтому люди действуют неуместно: приказывают там, где надо бы просить, пресмыкаются там, где надо бы требовать, замалчивают там, где надо бы говорить, переходят все границы там, где надо бы остановиться, лгут и фальшивят, там где нужна искренность и прямота, выставляют штыки там где надо бы раскрыть объятия. Мозг выделывает такие кренделя, потому что в прошлом только так можно было не сломаться.

Если в вашей семье ссориться было не принято, значит все недовольство заметалось под ковер, и вы будете делать то же самое, потому что вы приспособились «держать курс», подавляя свои эмоции.

Если в школе вы были жертвой буллинга и спасались высокомерием, то будете презирать всех потенциальных партнеров, чтобы не дай бог «не потерять высоту полета».

Если от влияния подавляющий матери вы сбегали во внутренний мир, то ваш способ тянуть штурвал на себя - погружаться в сладкие фантазии. И теперь ваша склонность сбегать от неприятностей так и норовит толкнуть вас то в алкоголь, то в игроманию, то в адюльтер: взмыть над тягостной реальностью с помощью приятных иллюзий.

У каждого из нас есть «штурвал», который мы тянем на себя в отношениях, если мерещится опасность. От него нельзя избавиться, стереть его из сознания ластиком или заставить себя силой воли действовать по-другому. Но его можно опознать и осознать: изучить до мелких деталей, сделать прозрачным и доступным для внутреннего наблюдения. И тогда у вас появится выбор – тянуть штурвал на себя, врезаясь во все препятствия, или настойчиво обучать себя новым способам "рулить".

Текст:
Галина Соколенко