Не помню - рассказывали ли нам в школе, что автора "Войны и мира" и "Анны Карениной" в свое время отлучили от церкви. Скорее всего, нет. Как-то тогда такие темы не затрагивались или если только вскользь. Узнала об этом гораздо позже из какой-то статьи на сайте с электронными книгами. Подумала - поищу за что конкретно и забыла. Вообще, сам термин "отлучение от церкви" отдает чем-то средневековым, когда целые страны наказывали вместе с монархом из-за его "неправильного" поведения. За что можно было таким образом наказать Льва Толстого и как это вообще происходило - обсудим?
Что натворил
Если кратко - рассуждал. Но обо всем по порядку. Лев Толстой - не только великий писатель, но философ. Его труды касались социальных и религиозных проблем русского общества. Судя по всему, труды эти тщательно читались и изучались служителями церкви. Ну еще бы, в свое время Толстой, если уж говорить современным языком, был одним из самых влиятельных инфлюэнсеров. В 1901 году свет увидело "Определение и послание Святейшего синода о графе Льве Толстом". Вот так - все официально, а не просто на словах. Нам интересна вот эта часть документа.
"Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной".
Формулировки расплывчатые и никакой конкретики, но Толстого явно обвиняют в гордыне, отречении от основных постулатов православной веры и распространении среди своих поклонников мнений и учений, которые должны и их тоже от это веры отвернуть.
Но обвинения то есть и довольно четкие. Все взяты из трудов Толстого. Список небольшой, но с точки зрения церкви "убойный. Это непризнание:
- Святой Троицы
- непорочности Девы Марии;
- воскрешения Христа (и вообще его божественной природы).
Ну то есть Толстой отрицал "саму базу" православной религии. Для каждого пункта у него, конечно, было свое объяснение. Например, неприятие Святой Троицы он объяснял тем, что просто не понимает, почему именно троица, а не другое количество. Например 17,5. Верующие на то они и таковые, чтобы просто верить в то, что им сказали, логичные объяснения им не нужны. Да и божественную сущность Христа он отрицал, считая его пророком.
"...как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия..." (Из письма Льва Толстого)
Как видите, были и более крамольные мысли. В какой-то период своей жизни Толстой больше симпатизировал исламу. Чтобы лучше разобраться в положениях этой религии он долго вел переписку с муфтием Египта - Мухаммадом Абдо. Страшного, думается, в этом ничего нет, если бы не "публичные выводы", которые были не в пользу православия. Справедливости ради отмечу, что Толстой тщательно изучал и постулаты других религий - буддизм, конфуцианство.
Сам отрекаюсь
После появления Определения Святейшего Синода, Толстой написал письмо, в котором отмечал справедливость того, что сам он уже давно отрекся от учений не просто православия, но и христианства.
"То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо".
Надо отметить, что письмо было объемным, Толстой обстоятельно прошелся по всем пунктам обвинений. В том числе и по поводу своего отрицания церковных таинств. Например, крещение младенцев он считал извращением того смысла, которое заложено в самом смысле таинства. Он не отрицал необходимость крещения, но полагал - это дело взрослого, который идет на него осознанно. Удивительно современный подход к этому вопросу.
Не понимал и не принимал фактов венчания людей, что живут вместе до официального заключения брака или состоящих в разводе. Ну и практика отпущения грехов после исповеди...
"... вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением", - Лев Толстой.
Ну и итог - сама церковь исказила учение Христа и доверять ей в других вопросах писатель не считал возможным. Более того, он называл ее "грубой иудейской сектой". Если вдруг захотите узнать обо всем поподробнее, есть довольно интересная статья - "Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении".
Последняя капля
И все же - критика критикой, но ведь таким его рассуждениям к моменту появления Определения Святейшего Синода был не один десяток лет. С чего вдруг было решено официально "разорвать дипломатические отношения"? Считается, что последней каплей стал роман писателя "Воскресение", написанный в 1899 году. Казалось бы - о чем роман? О судебном процессе над 25-летней девушкой Катериной Масловой, которую судят за убийство клиента? И да, и нет. Важнее, конечно, то, как Толстой показал социальную панораму русской жизни конца XIX века от высших до низших слоёв.
Что интересно в этом романе для церкви? Глава 39-40 часть 1 - описание службы. Это не что иное как жесткая сатира как над самой религией, так и над таинством причастия. Роман стал популярным и, что более важно, начал переводиться на другие языки. Молчать уже было просто нельзя.
Кстати, и до этого момента церковь не молчала, но действовала не так прямо и явно. Хотя принимаемые решения были довольно интересными. Например, на фреске в храме иконы Божией Матери «Знамение» в селе Тазово Курской губернии в 1883 году был изображён Лев Толстой, горящий в аду. Но в каждой церкви такую фреску ведь не разместить. Поэтому представители церкви часто жаловались Правительству. И, надо отметить, в то время действовал ряд статей, который предусматривал уголовное наказание за преступления против религии. Но, видимо, состава такого преступления в рассуждениях писателя никто найти не мог.
Правда тут был и ще один важный момент, лежащий на поверхности - Толстой происходил из уважаемого дворянского рода, был мировой литературной звездой, если можно так назвать. И баламутить "прогрессивную общественность" России и даже мира ну никак не хотелось. Это бы привело к тому, что Толстой просто стал бы мучеником за свои убеждения и все.
"Я нисколько не намерен сделать из него мученика и обратить на себя всеобщее негодование. Если он виноват, тем хуже для него!", - Александр III
Отлучение от церкви случилось уже во время правления Николая II. И да, мы частенько путаемся с терминами - иногда пишут, что писателя "придали анафеме". У Толстого даже после Определения 1901 года оставалась возможность "помириться" с церковью. Достаточно было просто покаяться.
Но Синод уже закрепил то, что сложилось задолго до его документа - Толстой, разочаровавшийся в религии, уже давно не посещал храм. Но вера в нем была. Чуть иная, но все же была.
"Верю я в следующее: верю в бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Бог есть неограниченное всё, которого человек является ограниченной частью", - Из ответа Толстого Синоду.
Своему мнению он был верен до конца. Великий русский писатель Лев Толстой умер без покаяния и причастия. Пойти на сделку с совестью и помириться с церковью он не захотел.
Знали о конфликте писателя и церкви? Что думаете - делитесь! Спасибо, что нашли время прочитать статью. Буду благодарна за общение, лайки и подписку.