Найти в Дзене
Ольга Иорданская N5020622247

"Пролетарий умственного труда", блудный сын, дважды приговорен к смерти, прототип тургеневского Рудина.

В 90-е годы открыла для себя Бакунина и была удивлена, что он ещё в 70-е годы 19 века предсказал диктатуру пролетариата, которой будет управлять коммунистическая партийная элита. И ничего хорошего из этого не получится.

Немного забегу вперёд, Карл Маркс и Михаил Александрович Бакунин были старыми друзьями, но не идейными. Они оба ценили талант друг друга, оба стремились к созданию справедливого общественного устройства, где все люди будут равны в правах и имущественном положении. Но они и враждовали друг с другом потому, что каждый имел свои представления об этом обществе будущего.

Именно Маркс принял Бакунина в "Интернационал". И каждый из них хотел чтобы именно его взгляды были приняты большинством членов "Интернационала".

Диктатура пролетариата считал Бакунин вновь приведет к неравенству и несправедливости, ибо зло таится в самом государстве. Бакунин считал, что все государственные учреждения должны быть ликвидированы, земли и заводы переданы тем, кто на них работает, а весь мир должен стать союзом небольших трудовых объединений - общин. Такое учение называется АНАРХИЗМОМ.

Что по-гречески значит безвластие. Так Бакунин стал апостолом анархизма.

Александр Михайлович родился в незнатной, но интересной семье. Его матерью была Варвара Александровна, урождённая Муравьева. Воспитывался Миша в уютной дворянской усадьбе Премухино, в Тверской губернии. Любимым семейным чтением были книги о путешествиях и Миша представлял себя их героем.

И вдруг после семейной идиллии на подростка обрушилась муштра николаевской армии. Мишу отдали в кадеты. В 1833 году Михаил получил первое офицерское звание. Но служить он попал в глухое местечко в Белоруссии, Картуз-Береза. И тут его ужаснула "боевая* практика офицер расстреливать крестьян, прихожан местной церкви, которые противились насильственному обращению из униатского вероисповедания в православное. Для своих сослуживцев он был чужой, вместо карт и попоек зачитывался книгами. Долгими вечерами Бакунин зачитывается в оригинале немецкими философами, он начинает задумываться о своем месте в мире и приходит к выводу, что недостойно жить только для себя. Но и жить на благо другим, без глубокого образования невозможно. А свое образование Бакунин считал недостаточным.

В 1835 году он уезжает домой в отпуск и уже в армию не возвращается. Отец хочет, чтобы он пошёл на гражданскую службу, однако семь лет в армии навсегда отвратили Михаила от послушания. Бакунин понимает, что его мечте заниматься немецкой философией в имении не сбыться. Увещевания отца заставили его бежать в Москву. Отец удивленный таким "бунтом" шлёт ему вдогонку шубу и пироги.

В Москве Бакунин входит в кружок Станкевича, в один из самых образованных кружков того времени. Он был в кружке новичок, но к нему стали прислушиваться, даже Герцен назвал себя его учеником по классу гегелевской философии. И не только Герцен, Белинский не знал немецкого, так что много почерпнул из разговоров с Мишелем, так называли Бакунина. А Аксаков даже посвятил ему стихи. Не случайно Бакунин станет первым переводчиком Фихте и Гегеля на русский язык.

После отъезда Станкевича заграницу кружок через пол года фактически распался. Бакунин решает уехать в Берлин, чтобы осуществить свою мечту: учиться в Берлинском университете. В Берлине он исправно посещает философские лекции, прослушал курс лекций Шеллинга, но понимает что ничего нового для себя не открыл.

Бакунин решает от теории перейти к практике. Он пишет статью, где призывает разрушить, сломать старое общество. "Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть"! Пишет Бакунин. Эжен Потье эту идею возьмёт для гимна "Интернационала" именно у Бакунина. "Весь мир насилия мы разрушим, затем мы наш, мы новый мир построим..."

Царское правительство объявляет Бакунина в 1844 году государственным преступником и заочно приговаривает его к пожизненной ссылке в Сибирь.

Однако, чтобы отправить Бакунина в Сибирь надо его возвратить в Россию, но он предпочитает остаться заграницей.

Бакунин становится известной личностью в Европе, благодаря своим выступлениям. В его круг друзей входит молодой Маркс, анархист Прудон, польские эмигранты.

Бакунина начинают бояться правительства в Германии, Швейцарии, Франции. Ему грозят арестом, ходят невероятные слухи, что он подослал Николаю I поляков отравителей.

23 февраля 1848 года в Париже вспыхнула революция, предсказанная Бакуниным. Он пешком из Брюсселя идёт в Париж и участвует в восстании. Тургенев в своем произведении "Рудин" "убьёт" Рудина именно на парижских баррикадах. Бакунин послужил прототипом Рудина, но реальный персонаж Бакунин станет отправной точкой всех революций в Европе.

Бакунин устремляется в Прагу и выступает на конгрессе за создание независимой славянской республики, в Праге вспыхивает восстание 12 июня 1848 года, Бакунин принимает участие. Говорят, что это он выстрелил из окна отеля "Голубая звезда" и дал сигнал к восстанию. После поражения восстания он возвращается в Германию. И в Дрездене неожиданно вновь оказался вовлеченным в восстание в 1849 году.

Его выбирают как военного специалиста командовать на баррикадах, ходит легенда о том, что Бакунин распорядился повесить на городскую стену "Сикстинскую Мадонну" Рафаэля из Дрезденской галереи, чтобы немецкие солдаты прекратили обстреливать город.

Когда временное правительство разуверившись в успехе бежало, Бакунин сумел организовать отступление повстанцев из города. После ухода из Дрездена, войско было распущено, а Бакунина арестовали жандармы, он ждал расстрела.

Михаила Александровича два раза приговаривали к расстрелу. Первый раз 6 апреля 1850 года саксонским судом за восстание в Дрездене , второй раз 15 мая 1851 года за деятельность по освобождению славян. Саксонцы казнь заменили пожизненным заключением и выдали Бакунина австрийцам, а те решили, что есть наказание пострашнее смертной казни и выдали Бакунина российскому царскому правительству.

Организовали поезд для одного единственного пассажира и отправили в Россию. Бакунин знал, что после казни декабристов, смертную казнь в России отменили, значит его будет ждать пожизненное заключение. Его садят в Петропавловскую крепость, в тот самый Алексеевский равелин из которого, никто никогда не убегал.

Помогла Бакунину случайность. Граф Орлов передал Михаилу Александровичу, что император Николай I желает получить "исповедь духовного сына духовному отцу" и Бакунин сочинил.

Свою "исповедь" Бакунин написал в виде раскаяния и подписал: кающийся грешник Михаил Бакунин. Казалось блудный сын вверяет себя в руки родителя. За эту исповедь, кто только не упрекал Бакунина, его обвиняли в отсутствии воли, беспринципности, и даже низости. Все поверили в исповедь Бакунина, кроме одного человека.

Не поверил лишь человек, к которому была адресована исповедь, то есть царь Николай. Он воскликнул: " Но я не вижу здесь никакого раскаяния!"

Бакунину разрешили свидания. Мать, сестры, братья, друзья, как Иван Тургенев и Лев Толстой хлопотали об облегчении участи узника, но император был непреклонен.

Александр II ещё будучи цесаревичем по настоянию своего отца читал "исповедь" и поверил. Она произвела на него огромное впечатление. Поэтому видимо когда Александр стал императором, он подписал указ выслать Бакунина в Сибирь на поселение.

В 1857 году Бакунин покинул обжитую камеру с двумя канарейками и отправился в Сибирь. И вот в связи с тем, что Михаил Александрович потерял здоровье, (от цинги выпали все зубы), Бакунину разрешают жить не в глуши Сибири, а в губернском городе Томске.

Там он женится на дочери бедного дворянина Антонине Квятковской, а посаженным отцом на свадьбе будет сам граф Муравьев - Амурский, могущественный генерал-губернатор всей Восточной Сибири!

Бакунин перебирается поближе к родственнику в Иркутск, устраивается на работу к золотопромышленнику Бенардаки и вдруг в 1861 году в запрещённой в России газете "Колокол" появляется сообщение: Михаил Александрович Бакунин в Сан-Франциско.

Детская мечта о увлекательных путешествиях начала сбываться самым необычным способом.

Из Иркутска Бакунин едет за Байкал до Читы, оттуда до Шилки и по Амуру до Николаевска, а потом якобы с коммерческими целями до поста Де-Кастри, оттуда пересел на американское судно до японского города Хакодате и все "по делам торговли".

Когда русский посол требовал у японцев выдать Бакунина, тот уже пересекал Тихий океан, из Сан-Франциско он отправился в Нью-Йорк, через прерии Дикого Запада и уже Новый год он встречал в Лондоне.

И тут он с удивлением слушает Герцена, который рассказывает о спокойствии Европы. Для Бакунина как будто прошли 13 дней, а не 13 лет. Бакунин в замешательстве, что делать? Ехать в Персию или Индию?

Бакунин начинает писать письма в разные города и страны и вступает в переписку со знаменитым Гарибальди в надежде объединить итальянцев и славян в борьбе за свободу, вместо империй - свободные федерации. Бакунин был уверен, что обманутые реформой русские крестьяне обязательно восстанут, появится новый Пугачев.

Затем он делал ставку на Польское восстание, но оно было подавлено, тогда он отправился в Италию на встречу с Гарибальди.

Герцен ему казался отступником. Вернувшись в Лондон в 1864 году Бакунин вступает в "Интернационал", и с этого времени у него начинается новый этап жизни.

Последнее восстание во французском Лионе, где участвовал Бакунин было подавлено за один день. Бежал Бакунин из Лиона сбрив бороду и надев синие очки.

Затишье в Европе после поражения Парижской коммуны в 1871 году означало, что буржуа победили. Интернационал раскололся на сторонников Бакунина и Маркса и фактически прекратил свое существование.

Настало время теории. Бакунин пишет лучшее свое произведение " Государственность и анархия". Фактически это программа для деятельности русских революционеров. К Бакунину в Локарно приезжают многие русские народники, они переносят его книги и мысли в Россию. Не без агитации Бакунина начинается "хождение в народ".

Однако не только народники посещали Бакунина, каждый русский стремился побывать у него. Он стал своеобразной достопримечательностью Локарно.

Бакунина считали глубоким стариком, а ведь ему было всего 60.

Друзья итальянцы купили Бакунину виллу " Баронату", которая фактически была местом встречи итальянских революционеров и складом оружия. А сам Бакунин мечтал погибнуть посреди "великой революционной бури" как погиб Рудин у Тургенева.

7 августа 1874 года восстание в Болонье потерпело крах, заговор был раскрыт, начались аресты, Бакунин назначил себе смерть на 4 утра.

Друзья не дали умереть, переодели в сельского священника дали в руки корзину яиц и в этом маскарадном костюме он вернулся в Швейцарию.

Только теперь Бакунин понял, что в массах нет революционной мысли и страсти, а значит и хлопотать не нужно.

Два года до смерти в Берне в 1876 году М.А. Бакунин провел в созерцании.

" Раз зло восторжествовало и я не в силах помешать этому, я принялся изучать его эволюцию..."