Найти в Дзене
КиноМария

50 фильмов Вуди Аллена: от лучшего к великому, 7 часть

Оглавление

Привет, киноманы!

Просмотрены все фильмы режиссера! Публикую последнюю часть отзывов на его фильмы. Это был увлекательный марафон. Можно сделать выводы: лучше всего смотреть фильмы от самого первого к последнему, чтобы проанализировать и оценить, как менялся почерк автора, темы сюжетов, актерский состав, номинации и полученные награды и тд. Огромным открытием стало то, что просмотренные относительно новые фильмы больше не находятся на вершине личного хит-парада. Их сместили старые картины Аллена, где он проявлял талант и широту сценарного искусства во всей красе. Готова выделить личный ТОП-10 любимых фильмов режиссера! Делитесь в комментариях вашими любимыми фильмами Вуди.

1«Нью-Йоркские истории» (1989), США

  • Моя оценка на КП 6/10
  • Рейтинг КП 6.8/IMDb 6.4
Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

З великих режиссёра современности (Вуди Аллен, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе) создали 3 разные истории, которые объединяет одно - Нью-Йорк. События каждой части разворачиваются в мегаполисе, где каждому герою найдется свое место под солнцем. Каждый из творцов поет личную оду большому городу.

Вуди-невротик воспевает любимый город почти в каждом фильме, живо и ярко передавая кварталы и улицы города, снимая архитектуру, помещая героев в разные локации. Героем его новеллы становится он сам и, конечно, смотрит страхам в лицо. Образ матери буквально нависает «большим оком» над маленьким человечком и делает достоянием города все его комплексы, неудачи, секреты и подробности личной жизни.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Коппола погружается в изучение атмосферы внутри семьи. Детки из богатых семей Манхэттена предстают во всей красе. Бал-маскарад - конкурс оригинальных костюмов и идей для праздника.

А Скорсезе изучает взаимную выгоду отношений в суматохе и высокой конкуренции «большого яблока». Художнику нужна муза и объект любви. Начинающей художнице - учитель, покровитель, гарант развития карьеры. Он пишет шедевры, творит в агонии ревности под громкую музыку и является Богом для праздной публики - тусовки, которая перемещается с одного модного мероприятия на другое. Она терпит его намеки и притязания, но смотрит на других мужчин. Кто из них больше обманывает себя и партнера по творчеству и сожителя по совместительству? Исход предсказуем, как и дальнейшее развитие событий. Большой город диктует свои правила!

2.«Преступления и проступки» (1989), США

«Комедия - это трагедия по прошествии времени»
  • Моя оценка на КП 8/10
  • Рейтинг КП 7.2/IMDb 7.8
Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск

Вуди Аллен ни раз обращался к изучению преступлений своих героев: их мотивы, совершение проступка, моральные терзания после, но редко давал им оценку и наказание по заслугам. Скорее, люди сами загоняли себя в угол внутренними противоречиями или попадали в непреднамеренные ситуации с их уходом со сцены. Согласитесь, тема интересная не с точки зрения вынесения приговора при нарушении юридических норм и законов, а больше со стороны божьей кары и личного осуждения: «тварь я дрожащая или право имею?»

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Здесь же две сюжетные линии ведут героев: одного к прямому участию в убийстве, другого просто по собственным необдуманным шагам. Естественно, второй - вечно сомневающийся и неуверенный в себе герой-невротик в исполнении самого режиссера. Он ищет любовь, способы самореализации, признание и методы, которые приведут его к успеху с женщинами и в сфере документалистики. И тут будут интересны вставки рассуждений, которые он отсматривает внутри фильма: философские зарисовки на простые вопросы, на которые все мы ищем ответы. Герой-преступник же, наоборот, смело берет на себя роль вершителя, громко заявляет о божьем провидении и чутком взоре свыше, нарушает заповеди и даже закон, будучи уверенным, что все это во благо и без нанесения вреда кому-либо. Совесть - вот центральный герой сюжета. Ей уделено центральное место. Способна ли она оправдать человека или вынести приговор, спасти или наказать? Есть ли счастье у человека с высокими моральными убеждениями и религиозным воспитанием после совершения проступка и преступления? И способны ли внутренние рассуждения человека привести его к выходу из личных загонов, терзаний, сомнений, комплексов? Или они только губят изнутри?

3.«Элис» (1990), США

  • Моя оценка на КП 7/10
  • Рейтинг КП 6.7/IMDb 6.6
Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск

Алиса устала жить в роскоши и утопать в изобилии богатой жизни. Алиса устала ждать с работы эгоистичного и давно изменяющего ей мужа. Алиса устала быть никчемной и не приносящей пользы обществу. Впав в меланхолию от безделья и тоски, она обращается к целителю-травнику, не подозревая, что гипноз и порошки изменят ее и перевернут жизнь с ног на голову.

Вуди Аллен вновь создает увлекательный сценарий, но не получает за него Оскар. Режиссер наделяет некогда музу и жену чертами характера, надеждами и страхами своего героя. Но в отличие от постоянно сомневающегося невротика она находит решение своих проблем и силы все изменить.

Кадр/ Кинопоиск
Кадр/ Кинопоиск

Джазовая музыка делает банальную историю о благоверной жене немного игривой и азартной. У Элис появляется любовник, она погружается в воспоминания о бывшем любимом мужчине. Роскошные декорации, походы по дорогим магазинам и салонам красоты идеально подчеркивают праздную жизнь избалованных жен, главные новости которых сплетни и пересуды. А ей хочется творить добрые дела, нести пользу миру и реализовывать потенциал, который засиделся дома.

Немного театральных сцен добавляют душевности, поэзии и магии этой истории. Мечтать и фантазировать полезно в любом возрасте и социальном статусе, а уж решаться кардинально изменить наскучившую жизнь тем более.

4.«Ханна и ее сестры» (1986), США

  • Моя оценка на КП 9/10
  • Рейтинг КП 7.5/IMDb 7.8
Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск

Большой шедевр Вуди Аллена получил Золотой глобус за Лучший фильм из 5 номинаций и сразу 3 Оскара в 7 заявленных категориях (Лучший сценарий, Лучшие женская (Дайэнн Уист) и мужская роль (Майкл Кейн) второго плана). Для меня этот фильм встает на одну полку рядом с картиной Аллена «Мужья и жены», по которой зритель может изучать взаимоотношения мужчин и женщин, семейных пар и родственников.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Начавшаяся и закончившаяся Днем благодарения картина повествует о трех сестрах, разных по характеру, деятельности, поведению, положению в обществе. Их судьбы переплетаются не только родственными узами, но и любовными отношениями, которые закручиваются на экране. Яркие женские и мужские персонажи - глубоко прописанные образы, в которых одновременно столько жизни, боли, грусти, радости, неудач и успехов, сомнений, поиска себя и спутника жизни.

«Любовь воистину неисповедима» - говорит один из героев. Непредсказуемый сценарий Аллена, на самом деле, жизненный и реалистичный. При каких обстоятельствах мы встретим судьбу, никто не может предсказать и предугадать. Это может быть семейное застолье, знакомство через близких и друзей, бывший муж или любовник сестры, в конце концов. И Вуди разворачивает перед нами события нескольких историй так, что мы проникаемся мотивами и устремлениями героев, а не осуждаем и порицаем их за поступки. Прожить маленькую жизнь с экранным героем, почувствовать его, сопереживать - большое достижение режиссёра, ведь не всегда удается затронуть нужные струны души.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

«Три сестры» по Вуди Аллену великолепны не только сценарием и актерской игрой. В фильме прекрасен каждый кадр (увы, Оскар за Лучшие декорации ушел другому фильму). Много интересной и необычной архитектуры, ведь один из героев устраивает целую экскурсию по городу двум героиням. Главное музыкальное сопровождение - джаз, как неотъемлемая часть картин режиссера. При этом, герои обсуждают классическую музыку (Баха), посещают панк-концерты в клубе и слушают игру на фортепиано в небольшом ресторане. Помимо житейских, бытовых, семейных проблем и рабочих задач Аллен шикарно вплетает в диалоги героев упоминание философов (Сократ, Ницше, Фрейд). На заднем плане всегда стоят книги, будь то полки в медкабинете или книжные стеллажи в квартире, что добавляет глубины не только кадру, но и образованности, интеллигентности персонажам. Людям высшего общества не чужды простые проблемы, как бы говорит Аллен. Есть и другие виды искусства: скульптуры, картины маслом, наброски карандашом. Неотъемлемая часть жизни класса, представители которого обнажают душу перед нами.

Не забыл Аллен и о любимом герое в его собственном исполнении. 

Ипохондрик с воображаемой опухолью в мозге, который мечется на работе, затем ходит по больницам, пытаясь выяснить, чем он болен. 

Ищет ту самую религию, в которой найдет успокоение.

А когда останавливается, оглядывается по сторонам, то встречает то, что ему нужно.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Диалоги и фразы Аллена по-прежнему на высоте. Они добавляют перчинки в будни героев, разбавляют разговоры о любви или беседы членов семьи, которые друг от друга устали (и это нормально).

«-Приставание к детям - сальная тема.
-Почитайте газеты. Полстраны делают это!
-Вы называете имена!».

«Поварское агентство имени Станиславского».

«-Может ты сам себя испортил интенсивным онанизмом?
-Будешь критиковать мое хобби?»

«Я прекрасно провел время. Словно посетил Нюрнбергский процесс».
Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Цельная режиссерская и сценарная работа доставит удовольствие при просмотре не только искушенным киноманам, но и зрителям, которые ищут хорошую крепкую драму с комедийным привкусом на вечер. Вам захочется погулять по городу и поднять голову вверх, чтобы рассмотреть фасады домов, встретиться с подругами и посплетничать о спутниках, собрать всю семью за большим праздничным столом, выбраться на мероприятие (театр, концерт, выставка, даже библиотека), чтобы окультуриться и прикоснуться к разным видам искусства. Это прекрасный фильм, который на титрах хочется включить снова!

5.«Бродвей Денни Роуз» (1984), США

  • Моя оценка на КП 7/10
  • Рейтинг КП 7.2/IMDb 7.4
Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Менеджер в шоу-бизнесе - настоящая легенда в узких кругах. А на самом деле продюсер никому неизвестных артистов: от музыкантов на стаканчиках и фокусников с игрушками из надувных шариков до исполнителей кабаков и ресторанов и звезд, которые чуть встав на крыло, улетали из-под его опеки. Он называет себя сухопутным евреем. Но однажды ему удается возродить мало кому известного эстрадного певца и вывести под лучи славы и софиты популярности. Его девиз: «3 волшебных У: успех, удача, улыбка». В его арсенале риторические фразы: «Одной задницей на двух кобылах не усидишь». Но он остается верен себе и скрупулезно считает каждый цент, приговаривая: «8,5$ на чаевые? За эти деньги я бы официантку в койку затащил».История успеха и провала продюсера, который влюбился не в ту женщину и схлопотал (нет, не пулю от гангстеров) приключений на голову, бесперебойно генерирующую идеи продвижения. И речь идет о непревзойденном Вуди. Он выдает актерский перфоманс, сценарные изюминки и режиссерские находки, не перестающие удивлять на 4 десятке просмотренных картин.

Настоящий козырь фильма - это муза Миа Фэрроу, которая предстает в кардинально непохожем на другие ее роли амплуа. Дерзкая, бесстрашная штучка, разбивающая сердца мужчинам, оставляет нотку загадочности, чтобы мы мучились вопросом: почему же героиня меняла мужчин и остановила свой выбор в финале на том, с кем сразу стала беззащитной и скромной.

6.«Другая женщина» (1988), США

  • Моя оценка на КП 7/10
  • Рейтинг КП 7.0/IMDb 7.2
Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск

В жизни каждого человека наступает период, когда он оборачивается назад и оценивает свою жизнь: чего он достиг? Для главной героини Марион - это 50 лет. Черта, после которой она уже не сможет сглаживать углы, обходить стороной волнения, уходить из жизни людей или делать другим больно. Ей предстоит обернуться в прошлое, чтобы взглянуть на саму себя глазами окружающих, оценить свои поступки и изменить отношение ко многим вещам и жизненным принципам. Рубеж, после которого или продолжаешь жить тем же человеком, но все глубже убеждаешься, как же несчастен, или начинаешь новую жизнь, но с теми, кто дорог, с разрешением себе чувствовать разные эмоции, любить, писать книги, мечтать и работать. Быть искренним с самим собой, в первую очередь. Судьбоносные встречи, случайные знакомства, решающие события, непродолжительные, но значимые эпизоды. Так много знаков, нужно лишь увидеть их.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Ирония фильма не в едких диалогах и шуточках, придуманных Алленом, который остается за кадром, а в том, что нас всех ждет этот возраст или период в жизни, когда понимаешь, что недостаточно любил, ценил, творил, путешествовал, говорил, наслаждался (подчеркните или добавьте свой вариант) и нужно срочно наверстывать упущенное.

Грустное, но реалистичное кино одновременно дарит надежду, что зрители еще могут все изменить. Отдельные диалоги напоминают нам о самом важном и пробивают искреннюю слезу. Идеальное кино для осени, когда пожухлая листа под ногами мокнет под дождем, хочется согреться у камина с самым близким тебе человеком.

7.«Эпоха радио» (1987), США

  • Моя оценка на КП 9/10
  • Рейтинг КП 7.5/IMDb 7.4
Постер: Кинопоиск
Постер: Кинопоиск

Волшебное семейное кино о временах, когда над умами людей властвовало радио. Оно было их главным досугом, новостным источником, способом вдохновения, объединяющей за ужином родственников с причудами силой, средством для заработка и мечтой для работы. Вдохновляющая история рассказана и показана глазами самого младшего члена семьи. Вместе с разными по характерам и профессиям домочадцами мы проживем целую эпоху: от времен джаза до Второй Мировой войны, от первых свиданий до празднования Нового года, от развлекательных передач в духе «Угадай мелодию» и «Умники» до радио-спектаклей и инцидентов, за которыми следит вся Америка, от простых анекдотов, слухов и сплетней до мировых новостей.

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Вуди оставляет знаки и символы эпохи повсюду. Джазовый саундтрек, узнаваемые мелодии («Мой Чайнатаун», «Танец в темноте», «Матросский танец»), упоминание известных имен тех времен (Кэри Грант, Хэмингуэй, Кларк Гэйбл, Рита Хэйворт и др.). Режиссер связывает жизнь простых людей со звездами, которых они мечтали встретить, вдохновлялись и восхищались. А декорации меняет от скромных непримечательных кварталов, где соседи знают про тебя все и даже у стен есть уши, до ресторанов с живой музыкой, баров для богачей и бульваров, где мерцают огромные вывески («Camel», «Chesterfield» в одно время и «No smoke» в другое), завлекают яркие витрины и все играет огнями и иллюминацией. Мы то попадаем в сказку, то возвращаемся к обычной жизни. Зритель вместе с героями слушает передачи (до смешного: спустя столько десятилетий интересы обывателей не изменились, сменился формат), тут тебе и спортивный эфир игры в бейсбол, чревовещатели, сентиментальные песни и музыка для ритмичных танцев, передача «Чувства и переживания» о простых людях. Богачи и звезды стильно курят в кадре, танцуют, крутят интрижки на крыше («Весь в огнях! Какой потрясающий город»).

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

И все это волшебство приправлено в лучших традициях Аллена политическими событиями и комментариями, сатирическими подколами, ироничными шутками и ремарками. Режиссер вписывает в сюжет сбор денег на создание нового государства в Палестине и помощь еврейскому фонду (кино не теряет остроты, заметьте!). Потрясает страну новостью о вторжении инопланетян. Не забывает коммунистов, ведет некоторых героев рука об руку с религией, в уста других вкладывает обсуждение нацистов. И почему сценарий получил лишь номинацию на премию Оскар?

Некоторые фразы восхищают остротой ума и тонким чувством юмора Аллена:

«-Почему он не в армии?
-У него плоскостопие, но это его единственный недостаток!
-Неужели ты могла полюбить парня с плоскостопием?»

«Их дочка верит в свободную любовь. Она вернулась с вечера народных песен с цветным парнем!».

«-Почему наши соседи не постятся?
-Они же коммунисты!
-Но они же евреи и верят только в Сталина!».

Зная фильмографию режиссёра, удивляешься, сколько оммажей он делает самому себе в поздних работах и другим культовым персонажам. Шумное празднование Нового года в финале картины мы увидим в «Все говорят, что я люблю тебя», ружье случайно выстрелит в «Великой иронии». А убийство в ночном клубе совершается в лучших традициях гангстерских боевиков эпохи. Не обходится в фильмах Вуди без упоминания любимых писателей. Антон Павлович, наше вам почтение!

Кадр: Кинопоиск
Кадр: Кинопоиск

Это - потрясающе продуманная до мелочей работа, когда нужно знать и понимать контекст эпохи, чтобы открывать ключами комнаты с историческими событиями, политическими новостями, литературными источниками, музыкальными исполнителями, кинематографическими событиями и другими сферами, которые волновали и будоражили режиссёра. Пересмотреть и насладиться ни один раз!

***

Что из перечисленного смотрели?

Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить ТОП-10 любимых фильмов Вуди Аллена.