Казнь мятежного Шехзаде Мустафы — самый большой грех, приписываемый Хюррем-султан. Ладно, прибрала к рукам падишаха, ладно, изменила многовековые устои великих Османов, но казнь молодого красивого и всеми любимого старшего сына султана — это не укладывается в головах многих зрителей да и самих турков, как я понимаю.
Хотя чисто технически — Хюррем сама была матерью 4-х шехзаде (хоть Джихангира можно и не брать в расчет) и выбирая между своими сыновьями и чужим, естественно, выбрала первых. Тут без комментариев, потому что не дай Бог никому оказаться на ее месте. Хотя, уверена, многие не постесняются во всеуслышание заявить, что поступили бы так же и будут ждать восторженных возгласов похвалы силы их материнских чувств.
Но в сериале акцент сделан не на силе материнских чувств, а на силе воспитания. А чтобы воспитать ребенка правильно, нужно быть умной и осознанной женщиной, каковой и была Хюррем-султан.
Если оценивать ее как мать с точки зрения современных требований, то она однозначно плохая мать — нарциссичная, холодная. Но если задуматься об условиях, в которых она жила и к жизни в которых готовила своих детей, вовсе не такая уж она и ехидна.
Хюррем быстро поняла, что в Топкапы ее жизнь стала бесконечной борьбой за выживание. И такая же судьба была уготована ее детям, учитывая наличие старшего сына от другой наложницы.
И вот Хюррем ругают за то, что она была умной и поняла это! Также за то, что она поняла, что все в ее жизни и жизнях ее сыновей зависит от воли повелителя. Который так же зависит от законов и устоев Османской империи, которые не он придумал… Но если законы поменять было крайне сложно, то повлиять на решения султана все-таки было можно.
Хюррем так же, пройдя путь от беззвестной рабыни до супруги падишаха и насмотревшись на инфантильных и недалеких родственниц султана, поняла, что ее дети, будучи представителями династии, могут попасться в ту же ловушку. Поверить в свою исключительность и думать, что ради картинки семейной идиллии султан задвинет свои интересы. А интересы — ни много, ни мало — его жизнь и порядок в государстве. Любые посягательства на трон и порядок престолонаследия мог быть только бунтом с угрозой убийства падишаха.
Махидевран же умом никогда не отличалась, как и сестры султана и даже Валиде (недаром Дайе тормозила ее на поворотах). Во всем этом великолепии ковался характер Мустафы — с вечными песням о том, что он старший сын и потому непременно станет султаном.
Характер у Мустафы был непростой. Самоуверенный, дерзкий, эгоистичный. Мама накручивала его всеми способами против отца, не сознавая, что по совместительству он был его повелителем. Растила мятежника, потирая ручки украдкой, представляя, как сгноит ненавистную разлучницу Хюррем в тюрьме после казни всех ее сыновей.
Что натворила она, до Весенней Розы дошло слишком поздно. Мустафа еще до принятия присяги считал себя неподконтрольным падишаху. Дальше – больше.
Хюррем предлагала Мустафе союз, понимая опять же, что буйного и такого же недалекого наследника будут использовать в политических играх против нее все, кому не лень. Мустафа не снизошел.
Потом он стал совершать одну ошибку за другой, которые Хюррем не могла не использовать против него, ведь на кону стояла ее жизнь и жизнь ее детей. Да и самого султана вполне вероятно.
Сулейман тоже был не слепым. Да, Хюррем регулярно предоставляла ему факты против Мустафы, но не она же вынуждала его подмасливать янычар, принимать иностранных послов, жениться на Михриниссе…
В итоге буйного и неразумного шехзаде придушили. Это решение нелегко далось повелителю и он искренне скорбел о нем, как о сыне. Но казнил он его как мятежника, который рано или поздно все равно сделал бы свое дело.
И когда султан попытался все-таки перевести стрелки за казнь шехзаде на Хюррем, она устало отмахнулась от него красивой речью о том, что без его воли и лист не упадет на землю.
Ее вины не было в том, что целая толпа мамок и нянек во главе с учителем Ибрагимом внушали Мустафе мысль, что пора папе подвинуться и у него, у Мустафы, есть все основания ускорить этот процесс.
Более того, она понимала, что кроме казни, Мустафа своими выходками ничего не добьется. Сделала попытку остановить его, но увы. Два раза такие предложения не делаются.
Уж сколько бы грехов не было у рыжей госпожи, но только не казнь Мустафы. Хотя она в этом раскаивалась позже.
Но это было ни что иное, как осознанность, по причине которой она предложила ему союз, надеясь в глубине души, что можно будет обойтись без кровавых жертв закону Фатиха. Если бы Мустафа и его группа поддержки тоже сознавали бы всю серьезность положения, может, он бы остался жив.
Осознанность — это то, за что Хюррем обвиняют в гибели Мустафы. Только вот те, кто ее обвиняют, забывают, что нельзя повлиять на выбору взрослого человека. Свою голову не приставишь, как говорится.
Но тем, кто не любит Хюррем и здравый смысл, бесполезно это доказывать.
Друзья, теперь "Кино без мужа" будет и в телеграмме! В телеге буду публиковать все, что не входит в рамки дзен-канала: короткие заметки,мысли вслух, личные впечатления от просмотра любимого советского кино и статьи, которые цензура дзена может не пропустить! Буду рада всем!
Ставьте лайки, это важно для развития канала!