Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Три Тритона

Три Тритона или СМПЛ проекта 907 Есть в военно-мореплавательно-подводном деле такая штука, как сверхмалые подводные лодки. Midget на туземном наречии. Знаменитый «День позора» в Пёрл-Харборе в сорок первом начался отнюдь не с налёта японских самолётов, а с атаки японских мини-субмарин. Которые, правда, вреда не причинили, и которые американцы благополучно утопили. После Войны все страны в той или иной степени отдали дань миджетам, в том числе и СССР. У нас подготовку боевых пловцов-диверсантов и средств их доставки даже не скрывали, вспомним Анатолия Папанова на торпеде с ручным приводом в «Бриллиантовой руке» :-). А если серьёзно, в конце шестидесятых-начале семидесятых ленинградским Центральным проектным бюро «Волна» была разработана сверхмалая подводная лодка-носитель водолазов «Тритон-1М» (Проект 907). Пересказывать своими словами не буду, процитирую официальное: «Предназначена для подводной доставки водолазов в районы проведения спецопераций ВМФ, исследовательских работ, спасатель

Три Тритона или СМПЛ проекта 907

Есть в военно-мореплавательно-подводном деле такая штука, как сверхмалые подводные лодки. Midget на туземном наречии. Знаменитый «День позора» в Пёрл-Харборе в сорок первом начался отнюдь не с налёта японских самолётов, а с атаки японских мини-субмарин. Которые, правда, вреда не причинили, и которые американцы благополучно утопили.

После Войны все страны в той или иной степени отдали дань миджетам, в том числе и СССР. У нас подготовку боевых пловцов-диверсантов и средств их доставки даже не скрывали, вспомним Анатолия Папанова на торпеде с ручным приводом в «Бриллиантовой руке» :-).

Сверхмалая подводная лодка проекта 907 («Тритон-1М»). Схема.
Сверхмалая подводная лодка проекта 907 («Тритон-1М»). Схема.

А если серьёзно, в конце шестидесятых-начале семидесятых ленинградским Центральным проектным бюро «Волна» была разработана сверхмалая подводная лодка-носитель водолазов «Тритон-1М» (Проект 907).

Пересказывать своими словами не буду, процитирую официальное: «Предназначена для подводной доставки водолазов в районы проведения спецопераций ВМФ, исследовательских работ, спасательных операций, осмотра или ремонта подводных сооружений».

«Тритон-1М» в Купеческой гавани в Кронштадте.
«Тритон-1М» в Купеческой гавани в Кронштадте.

Продолжим официоз: «Представляет собой аппарат «мокрого» типа – водолазы с индивидуальными дыхательными аппаратами находятся в заполненной водой проницаемой кабине. Корпус лодки имеет прочные непроницаемые объёмы – пульт управления, аккумуляторный и электромоторный отсеки. Двигатель гребной, электрический».

«Тритон-1М» на берегу Прегеля в Калининграде.
«Тритон-1М» на берегу Прегеля в Калининграде.

Если пройтись по ТТХ лодочки, то вот: водоизмещение 3,7 тонны, скорость подводного хода 6 узлов, дальность хода 35 миль, глубина погружения около 30 метров, экипаж 2 человека, автономность 7 часов.

Из тех, что я видел, калининградский «Тритон» самый целый и самый комплектный. Кронштадсткий «Тритон» – самый раздолбанный, даже без оргстекла рубки, не говоря уж о внутренней начинке.
Из тех, что я видел, калининградский «Тритон» самый целый и самый комплектный. Кронштадсткий «Тритон» – самый раздолбанный, даже без оргстекла рубки, не говоря уж о внутренней начинке.

Две первые опытные лодки были изготовлены в 1972-м. Потом с 1975-го по 1980-й сделали ещё тридцать. Если верить интернету, после списания в конце восьмидесятых-девяностых, в том или ином виде были музеефицированы семь лодок. Мне довелось видеть три из них (почти десять процентов от общего числа изготовленных, нехило так! :-) ).

Саратовский «Тритон» удобнее всего рассматривать – свободный доступ, с любой стороны, в любое время суток, в любое время года.
Саратовский «Тритон» удобнее всего рассматривать – свободный доступ, с любой стороны, в любое время суток, в любое время года.

Один из виденных мною «Тритонов» стоит в Парке Победы в Саратове, второй – в филиале Парка «Патриот» в Кронштадте, третий – в Музее Мирового океана в Калининграде.

-7

Жаль, что «Бриллиантовая рука» была снята так рано, в 1968-м, когда лодки только начинали проектироваться. Приплыви Лёлик и Шеф к Белой скале на такой штуковине – успех операции «Клёв» был бы гарантирован.