Как известно, штатные зеркала Оды – неудобные, небезопасные, уродливые. Как правило, все меняют их на что-то альтернативное, но, сохраняя стоковое состояние автомобиля, приходится пользоваться именно ими... Однако порой даже до какого-нибудь автофестиваля добраться – это день езды, и хотелось бы на этом этапе смотреть все же в удобные и безопасные зеркала, а не в штатное убожество, «трепещущее на ветру». Поэтому встала задача - сделать удобные быстросъемные зеркала, которые можно за десять минут легко поменять обратно на штатные!
Была поставлена задача – сделать альтернативные зеркала, которые можно было бы быстро установить перед поездкой вместо штатных, а по приезду на фестиваль за 10 минут снять и поставить штатные обратно.
Альтернативные зеркала должны позволять:
1 — УСТАНОВКУ БЕЗ СВЕРЛЕНИЯ ДВЕРИ
2 — МОНТАЖ ВМЕСТО ШТАТНЫХ ЗА 10 МИНУТ И ТАКОЙ ЖЕ БЫСТРЫЙ ДЕМОНТАЖ С ВОЗВРАЩЕНИЕМ ШТАТНЫХ НА МЕСТО
3 — МОНТАЖ С МИНИМУМОМ ИНСТРУМЕНТОВ
4 — ВНЕШНИЙ ВИД, ГАРМОНИРУЮЩИЙ С АВТОМОБИЛЕМ
В итоге эта задача была решена с использованием штатных треугольных «подошв» от родных зеркал Оды и зеркал с электрорегулировкой от Renault Logan/Duster.
Идея заключается в том, чтобы полностью задействовать штатную треугольную «подошву» от родных зеркал. Многие пытаются использовать альтернативные зеркала с похожими по форме типами подошв, но они все подходят неидеально. Плюс крепежные отверстия, разумеется, располагаются в иных местах, и под них обычно сверлится дверь.
Штатная же подошва встает, как и положено штатной, безупречно подходя по форме угла ижевской двери. Крепится она к двери, как известно, очень просто – тремя крупными саморезами с головкой под ключ на 10. Из подошвы штатного зеркала выходят три стержня-«ноги», входящие в соответствующие отверстия в двери. Снимаем внутри салона пластиковую накладку (поворотом пистона на 90 градусов – его, кстати, можно повернуть и без отвертки – просто ногтем, слегка нажав на накладку) и отворачиваем эти три самореза. Все, зеркало снято.
Для изготовления новых зеркал нам потребуются два старых штатных одовских зеркала, любой степени убитости. Главное – чтобы была цела треугольная «подошва» и три ножки для крепления. От наружной стороны «подошвы» отрезаем все лишнее болгаркой. Получаем треугольник на трех ножках.
Попутно — мелкий лайфхак… У родных ижевских треугольников часто лопаются стержни крепления, распираемые теми самыми саморезами под ключ на 10. Поэтому крайне желательно насадить на концы этих стержней кусочки металлической трубки. Это предотвратит растрескивание и придаст практически прежнюю прочность уже треснутым.
Вот так выглядят треугольные «подошвы», подготовленные под монтаж логановских зеркал. На ножках уже видны насаженные кусочки металлической трубки:
Особенность логановских зеркал состоит в том, что у них основа, «подошва» — не треугольная, как у большинства зеркал, а круглая. И этот круг легко вписать в треугольник от штатных зеркал!
Да, немного не вписывается ))) Но это совершенно приемлемо и вид не портится. Главное, чтобы круг вписывался в периметр треугольника снизу и спереди (по ходу машины). А сзади, где он слегка будет выступать, это совершенно не бросается в глаза, ни снаружи, ни изнутри.
Следующий этап. Обрезаем от подошвы зеркала все, что торчит над ее контуром, чтобы приложить круглые подошвы логановских зеркал к треугольникам от Оды. Режется пластик очень легко, канцелярским ножом.
Использовать штатные отверстия для саморезов в подошвах логановских зеркал в случае, если эти зеркала — дешевые китайские — я не советую… Пластик рыхловатый, ломкий. При легком задевании зеркалами за что-либо возникает, как мне кажется, риск легкого вырывания саморезов, или просто обрыва самих пластиковых элементов отливки подошвы, в которые саморезы вкручиваются.
Поэтому крепим зеркала к треугольниками иначе – покупаем длинные винты М4 с головками впотай, и сверлим четыре отверстия в подошве.
Поскольку длинные винты вставляются немного геморойно (мешает корпус зеркала, и даже его отгибания на пружинном шарнире до конца не хватает), отверстия в подошве зеркал нужно сверлить сверлом побольше, на 4,5-5 мм. Должно получиться вот так:
Отверстия под потайные шляпки винтов невозможно раззенковать сверлом — не подлезешь, мешает корпус зеркала. Поэтому делаем так – вставляем винты, накручиваем на каждый винт поочередно пару контрящих друг друга гаек, и зажимаем винт через гайки в шуруповерт. После чего крутим винты шуруповертом, одновременно потягивая на себя, до разогрева. Разогревшийся винт погружает свою шляпку в пластик заподлицо. Эдакая «термо-зенковка» )))
На фото видны уже утопленные таким образом шляпки винтов, но бросается в глаза их блеск на черном пластике. Чтобы его убрать, можно заворонить головки винтов в средстве холодного воронения, или, как это сделал я (позже) – просто прокалить головки винтов на газовой горелке, окуная в масло.
Вот примерно так расположены отверстия для винтов в треугольной подошве от штатного зеркала. Особая точность там не нужна.
Одно отверстие под винт попадает на одну из двух дырок крепления пыльника штатного зеркала, а второе — неизбежно попадает на центральную крупную овальную дырку от срезанного «пупыря». Винт, попавший на центральную дырку, прикручивается с помощью металлической монтажной пластины любого типа:
После затягивания гаек (без фанатизма) остатки концов винтов обрезаются болгаркой или микро-болгарочным диском для дремеля. И зеркало за 5 минут ставится на место путем закручивания тех самых трех саморезов… Выглядит в итоге так. Зеркала стоят весьма бодро, почти горизонтально, эффекта «вислоухости» нет.
Теперь касательно электрорегулировки.
Зеркала с электрорегулировками были выбраны по двум причинам…
— Во-первых, они повсеместно продаются в китайском беспородном варианте в магазинах сети БиБи (бывший Авто49) и стоят меньше тысячи за зеркало.
— Во-вторых, зеркала с электроприводом дешевле самых дешевых с механическим приводом…
— В-третьих, конструктивно с ними проще – ибо из зеркала выходит не длинная ручка, которую нужно как-то оформлять и допиливать, а просто провод. Который, в самом простом варианте можно… вообще никуда не подключать :)) Зеркала нормально регулируются при необходимости просто надавливанием на зеркальный элемент, стоЯт они потом стабильно, и, один раз отрегулировав их под себя, можно больше и не трогать…
Впрочем, подключить зеркала – не проблема. В их разъемах – 5 проводов. Два из них – это обогрев, а три провода – это два мотора, соединенные последовательно. Соответственно, провода отходят от одного из выводов каждого мотора и от точки соединения их оставшихся выводов.
У меня определенную трудность создала маскировка регулировки… Ибо в стоковом салоне врезать куда-либо блок кнопок или джойстик – нельзя. Поэтому зеркала я подключил через 5-контактные разъемы, которые при установке штатных Одовских зеркал просто прячутся внутри двери. А пульт управления ими сделал самодельный и съемный — также на разъеме. Его разъем прячется в лотке для мелочей внизу консоли торпедо, и пульт достается и подключается к нему, когда зеркала нужно отрегулировать. К слову, после первой и единственной регулировки это пока ни разу не понадобилось…
...ПОСТЫ В ЭТОМ ЖУРНАЛЕ ПРОНУМЕРОВАНЫ, ДЛЯ ПОЛНОТЫ КАРТИНЫ ЧИТАТЬ ИХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО (ХОТЯ ЭТО И НЕ ТАК УЖ КРИТИЧНО) ПО ПОРЯДКУ, НАЧИНАЯ С НАЧАЛА...