- 2. Отзывы, реакции и комментарии зрителей после просмотра фильма «Плохой день» Маринетт Мортем https://dzen.ru/a/ZU1BVF-9sGczcU9H
- 3. Новостной портал Колпино-Сити «Две победы нашей жительницы Колпино на Международном фестивале режиссера!» https://kolpino.ru/news/2/dve-pobedy-nashey-zhitelnitsy-kolpino-na-mezhdunarodnom-festivale-rezhissera-/?ysclid=m3k4a81q1e462916254
- 4. Калеева Ж.Г. Апология культурного релятивизма на примере творчества художницы и режиссера Маринетт Мортем //Интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и перспективы: монография ISBN 978-5-00249-164-3. Выпуск 93, глава 17 [под ред. А.А. Сукиасян]. - Уфа: Аэтерна, 2024. – 304 с. С- 288-300 https://aeterna-ufa.ru/sbornik/KM-93.pdf
Даниелянц Г.С., Калеева Ж. Г. Кинематографический взгляд на абьюз в фильме
«просто скажи нет» Маринетт Мортем: советы по усилению акцентов и разработке персонажей// Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Омск, 09 февраля 2025 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2025. - 220 с.
УДК 7.01
Г.С. Даниелянц
мастер кафедры режиссуры
кино и телевидения ЧОУВО «СЗУ»
Ж. Г. Калеева, доцент
ГАОУВО ЛО ЛГУ им. А.С. Пушкина
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА АБЬЮЗ В ФИЛЬМЕ «ПРОСТО СКАЖИ НЕТ» МАРИНЕТТ МОРТЕМ: СОВЕТЫ
ПО УСИЛЕНИЮ АКЦЕНТОВ И РАЗРАБОТКЕ ПЕРСОНАЖЕЙ
Аннотация: Фильм "Просто скажи нет" студентки режиссуры Маринетт Мортем поднимает актуальную тему абьюзивных отношений, демонстрируя манипуляции и эксплуатацию одной подругой другой. В данной статье проводится углубленный анализ фильма через призму полученных Маринетт Мортем советов от мастера Даниелянца Г.С. Основное внимание уделяется рекомендациям по улучшению визуальной составляющей картины, усилению акцентов на ключевых моментах и развитию персонажей. Исследование включает в себя критический обзор текущей версии фильма и предложения по дальнейшему совершенствованию режиссерских решений.
Ключевые слова: абьюзивные отношения, режиссура, визуальная выразительность, акценты, развитие персонажей, критический анализ.
Введение: Абьюзивные отношения являются серьезной проблемой современного общества, и кинематограф нередко становится площадкой для исследования и осмысления подобных ситуаций. Одним из ярких примеров является фильм "Просто скажи нет" режиссера Маринетт Мортем, который затрагивает тему манипулятивного поведения одного человека по отношению к другому. Несмотря на важность поднятых вопросов, фильм требует доработки в области визуальной выразительности и глубины разработки персонажей. В данной работе предлагается рассмотреть основные достоинства и недостатки фильма и предложить пути их устранения на основе советов мастера Даниелянца Г.С.
Фильм "Просто скажи нет" начинается с демонстрации манипулятивных действий одной из главных героинь-абьюзерши, которая использует свою подругу, присваивая себе ее учебные труды и достижения, денежные и трудовые ресурсы при своем переезде. Этот конфликт развивается на протяжении всей картины, создавая напряжение и раскрывая проблему абьюзивных отношений. Однако, несмотря на значимость темы, фильм страдает от недостаточной визуальной выразительности и недостаточно разработанных персонажей.
Сюжет фильма "Просто скажи нет" вращается вокруг двух подруг. Одна из них, ведет себя эгоистично и манипулятивно по отношению к своей зависимой от нее подруге. Она часто пользуется ею, берет у нее конспекты и выдает их за свои, чтобы получать хорошие оценки. Молодая преподавательница (роль которой исполняет в этом фильме сама Маринетт Мортем) замечает это и начинает сомневаться в честности второй подруги, добавляя дополнительное напряжение в их отношения. Так как по сюжету преподавательница по возрасту не сильно отличается от студенток, то она ведет себя излишне строго и отстраненно, тем самым показывая, что она избегает панибратства, вероятно, из-за боязни потерять авторитет и субординацию. Так, она, избыточно завышая значимость своих слов серьезно говорит студентам: «Научная эффективность применения метода аналогии достаточно высока, и вы должны это записывать. Я буду проверять конспект». Видно, что её опасения вполне понятны, ведь молодость может восприниматься студентами как недостаток опыта и знаний. Однако её строгость приводит к тому, что она не разбирается в причинах предъявления одного конспекта двумя разными студентками, как своего, и не пытается понять, кто прав, а кто виноват. Более опытные преподаватели, если они не равнодушны, обычно способны увидеть и оценить реальные способности студентов, распознать, чей конспект настоящий, и справедливо разрешить спорные ситуации. Поэтому игра Маринетт Мортем в своем фильме «Просто скажи нет» достоверна и не вызвала никаких замечаний, вопросов или нареканий Даниелянца Г.С.
Фильм показывает, как подруга-абьюзер продолжает использовать свою зависимую подругу, доводя ситуацию до крайности. Например, она просит последние деньги взаймы, и получает их, а когда у ее подруги из-за нее появляются проблемы с учебой, она игнорирует это и продолжает жить своей жизнью. Ситуация ухудшается, когда подруга-абьюзер оказывается в опасной ситуации — она берет деньги у подозрительного парня и не может вернуть долг вовремя. В результате парень угрожает ей ножом, и в попытке защитить ее, зависимая подруга трагически погибает от ножа в подворотне. Концовка фильма символична: подруга-абьюзер остается одна, осознавая, что ее действия имели серьезные последствия. Название фильма – это призыв к зрителю: "Просто скажи нет" подобному поведению и использованию других людей.
Мастер Даниелянц Г.С дал Маринетт Мортем несколько важных советов и ключевых аспектов по улучшению ее фильма "Просто скажи нет":
1. Усиление акцентов: Рекомендуется увеличить количество визуальных и сюжетных акцентов, чтобы подчеркнуть важные моменты и сделать их более запоминающимися для зрителя.
2. Детализация поведения персонажей: Персонажи должны быть проработаны более глубоко, чтобы зритель мог четко видеть различия в их отношении друг к другу и понимать причины их поступков.
3. Улучшение сцен: Некоторые сцены требуют дополнительного развития, чтобы они стали более выразительными и понятными для аудитории.
4. Четкость драматической структуры: Необходимо улучшить структуру сюжета, чтобы каждая сцена работала на общую идею фильма и способствовала продвижению истории.
5. Развитие персонажей: Герои должны быть более многогранными, с ясно выраженными мотивациями и внутренними конфликтами.
6. Финальная сцена: Концовка должна быть пересмотрена, чтобы она логично завершала основную мысль фильма и оставляла сильное эмоциональное впечатление у зрителя, а так же не теряла внимание зрителя после гибели единственного проработанного персонажа, которому зритель мог сопереживать, так как дальнейшая история теряет фокус интереса.
Применение этих рекомендаций позволит значительно повысить качество фильма и сделать его более мощным инструментом для передачи важного социального послания.
Даниелянц Г.С. похвалил Маринетт за несколько моментов в ее фильме "Просто скажи нет". Его похвала касалась конкретных режиссерских решений и визуальных ходов, которые он нашел удачными и выразительными. Вот несколько примеров прямой речи Даниелянца Г.С. с пояснением того, что именно он хвалил:
1. Пельмени в магазине: Даниелянц Г.С.: "Не обязательно показывать всю переписку в телефоне целиком, где показана просьба перевести деньги, и согласие подруги на это". Значение: Даниелянц Г.С. оценил, как Маринетт показала сцену с пельменями в магазине, где главная героиня вынуждена отдать последние деньги подруге, даже ценой того, что ей пришлось вернуть пельмени в морозилку, так как переведя деньги подруге, она сама осталась без денег на еду. Он отметил, что этот момент визуально выразителен и передает важную идею фильма без лишних слов.
2. Визуальные акценты: Даниелянц Г.С.: "У тебя есть только два акцента: календарь, который показывает, что прошло какое-то время и пельмени. Все остальное, это как бы просто слова». Значение: Даниелянц Г.С. похвалил Маринетт за использование визуальных акцентов, таких как календарь и сцена с пельменями, отметив, что эти моменты работают намного сильнее, чем просто вербальная информация.
3. История в магазине: Даниелянц Г.С.: "Очень ярко придумана история в магазине. У тебя есть хорошие ходы, но либо они у тебя получаются спонтанно, случайно, за счет таланта, и тебе надо будет научиться этим пользоваться. Либо это технически продумано, но тогда кажется, что проработаны только некоторые сцены, а на остальное либо у тебя времени не хватает". Значение: Даниелянц Г.С. высоко оценил креативность и оригинальность сцены в магазине, отметив, что она выделяется на фоне остальных и добавляет уникальности фильму.
4. Интуитивные решения: Даниелянц Г.С.: "Интересные склейки, интересный поиск того, как визуально решить то или иное сценарное действие. Твоя хорошая работа с эпизодом в магазине очень нужна и важна для кино, просто не теряй это по отношению ко всем остальным эпизодам". Значение: Даниелянц Г.С. похвалил Маринетт за интуитивное чувство визуальной композиции и монтажных решений, подчеркнув, что такие моменты делают фильм живым и интересным.
Даниелянц Г.С. предложил Маринетт усилить визуальное отображение абьюзивных отношений между подругами в ее фильме "Просто скажи нет". Например, он предложил показать, как одна подруга без спроса берет вещи другой, использует ее как опору или поддержку, например, для того, чтоб самой себе завязать шнурок, не считаясь с ее мнением, возможностями или желаниями. Без спроса берет ее вещи, или дает держать и нести свои сумки; при покупке кофе берет ее сахар, оставляя подругу без сахара. Эти действия должны были подчеркнуть неравенство и дисбаланс отношений между ними, делая акцент на том, что такое поведение характерно для абьюзера. Нужно показать через действие послание подруге: «Я не воспринимаю тебя, как, равнозначную мне единицу, я не уважаю тебя». Эти примеры иллюстрируют, как небольшие, но значимые детали поведения могут усилить визуальное восприятие абьюзивных отношений в фильме.
Различие между дружбой и абьюзом заключается в балансе власти и взаимности. В дружбе оба человека взаимодействуют на равных условиях, с уважением к личным границам и интересам друг друга. Они могут без спроса брать и возвращать вещи, помогать друг другу и делиться своими вещами без ощущения давления или принуждения. В абьюзивных отношениях одна сторона постоянно в одностороннем порядке использует другую, нарушает личные границы и контролирует действия партнёра, что создаёт дисбаланс власти и приводит к ощущению подчинения и эксплуатации.
Даниелянц Г.С. задает вопрос Мариетт Мортем о том, почему в фильме фокус внимания сосредоточен только на одной из подруг, которая находится в зависимых отношениях, и поэтому после её трагической гибели зрительский интерес к фильму ослабевает. Он указывает на то, что личность подруги-абьюзера, как и сам их взаимный интерес в дружбе не раскрыт. Кроме того, смерть второй подруги, которая пыталась спасти первую, не добавляет ясности в историю и не служит очевидной цели повествования, так как выглядит как кармическое наказание за беспечность и недостаточную чуткость и внимание к подруге и ее личным границам. Даниелянц Г. С. спрашивает, что эта финальная сцена должна была показать, и какой смысл она несёт для общего понимания сюжета.
Эти примеры показывают, что Даниелянц Г.С. оценил в работе Маринетт Мортем прежде всего визуальную выразительность, оригинальность идей и способность создавать запоминающиеся моменты, которые помогают зрителю лучше понять и почувствовать историю.
Заключение: Фильм "Просто скажи нет" Маринетт Мортем представляет собой важный вклад в дискуссию о проблеме абьюзивных отношений. Хотя тема фильма сильна, ему требуется доработка в области визуальной выразительности и разработки персонажей. Применение предложенных мастером Даниелянцем Г.С. советов поможет режиссеру усилить акценты, улучшить сцены и сделать персонажей более многослойными и реалистичными. Таким образом, фильм станет более эффективным средством коммуникации и воздействия на аудиторию, помогая распространять важное социальное послание о необходимости противостояния манипуляциям и эксплуатации в межличностных отношениях. Завершая беседу, Даниелянц Г.С. выразил свое общее удовлетворение работой Маринетт, отметив, что в фильме есть хорошие моменты и потенциал для дальнейшего роста.
Список литературы:
1. Первый Оскар и Звезды победы режиссера Маринетт МОРТЕМ https://dzen.ru/a/ZYMznxwYvArcPtuh