За последние пару лет ситуация на российском рынке Digital Signage несколько видоизменилась. В основном речь идёт о сокращении количества иностранных компаний, поскольку часть из них покинула РФ. Их клиенты вынуждены искать ответы на вопросы: “Что делать дальше?” и “Можно ли доверять отечественным интеграторам?”
В данной статье мы подробно разберем проблемы и достижения российского рынка Digital Signage, а также объясним, почему отечественные ПО ничуть не хуже зарубежных. Статья написана со слов генерального директора компании “ТП Лаб” и руководителя проекта RetailRotor Дмитрия Ивченко.
Точно ли иностранные компании покинули российский рынок?
Изучая данный вопрос, нельзя с уверенностью указать на ту или иную компанию и утверждать, что она окончательно и бесповоротно ушла с отечественного рынка. Единственное исключение - Samsung MagicINFO, так как на территории РФ с его сайта нельзя оставить заявку. Все остальные иностранные фирмы, к сожалению, не предоставляют однозначную информацию о своём уходе или, наоборот, желании остаться в России.
Ещё одна часть зарубежных компаний поступает следующим образом: они “на словах” покидают РФ, но фактически работают через российских интеграторов, так же предоставляя свои услуги на отечественном рынке. В итоге получается, что такие компании вовсе и не уходили, - и подобных примеров достаточно много.
Получается, что нельзя сказать точно, кто из зарубежных компаний покинул российский рынок Digital Signage, а кто – нет. Для этого необходимо проводить тщательный мониторинг тенденций и следить за компаниями.
Чего добился российский рынок DS к настоящему моменту?
Пока зарубежные компании решают, покидать отечественный рынок или нет, российские разработчики создают решения, превосходящие зарубежные системы Digital Signage.
Во-первых, за годы существования DS в России значительно улучшилось не только качество предоставляемых услуг и систем, но и осведомлённость потребителей о том, что из себя представляет Digital Signage. Если ещё лет 5-10 назад заказчикам было абсолютно непонятно, что это за система и для чего она нужна, то сейчас им не нужно объяснять её основные преимущества. Современные клиенты зачастую не только понимают цели внедрения DS, но и разбираются в деталях, стараются самостоятельно планировать контент, определяют нужные звенья системы и даже рассчитывают эффективность.
Во-вторых, всё чаще российские компании стали использовать комплексный подход при оказании услуг. Так некоторые разработчики систем не просто осуществляют планирование проекта и установку системы, но и предлагают собственное ПО и оборудование для управления транслируемым контентом.
В-третьих, у отечественных интеграторов значительно вырос интерес к интерактивным функциям экранов и мультимедиа. Рост популярности онлайн-шоппинга стал одним из факторов, повлиявших на изменение поведения покупателей: теперь они приходят в магазин не только за товарами, но и за эмоциональной составляющей процесса покупки. Это и объясняет стремление некоторых бизнесов к различным интерактивным технологиям, которые способны привлечь внимание посетителя и вовлечь в процесс коммуникации, – интерактивным картам и примерочным, дополненной реальности и т.д.
Есть ли проблемы на российском рынке DS?
К сожалению, за многие годы существования Digital Signage в России ряд проблем, встречающихся на пути компаний и интеграторов, так и не был решён. Например, многие клиенты до сих пор не понимают разницу между обычными телевизорами и профессиональными панелями, вследствие чего с целью экономии устанавливают недорогие устройства, предназначенные для использования в быту. Однако в конечном счёте они обходятся дороже, так как имеют меньший ресурс и быстрее выходят из строя. Но так бывает не всегда, ведь иногда покупка самого простого телевизора имеет больший смысл, чем приобретение профпанели.
Другие проблемы по большей части связаны с исследованиями рынка DS. К сожалению, в России достаточно сложно отслеживать эффективность реализованных цифровых проектов, поскольку многие компании отказываются предоставлять доступ к своей статистике, хотя продолжают успешно внедрять и применять системы Digital Signage. Поэтому привести реальные цифры, показывающие результат использования цифровых решений именно на отечественном рынке, может быть затруднительно.
Более того, российский рынок Digital Signage практически не изведан и не исследован. Все организации, которые работают в сфере цифровых решений, подтверждают, что он расширяется и развивается, но в то же время не имеют точной информации о текущем объёме рынка и его темпах роста. Но по мере увеличения популярности DS есть надежда на появление системных исследований на основе статистических данных.
Настоящее и будущее российского рынка Digital Signage: справится ли он?
Когда рынок системы Digital Signage только-только зарождался в России, и заказчики, и разработчики этих решений пытались перенимать зарубежный практический опыт внедрения и освоения таких проектов, который не всегда оказывался уместным в российских реалиях. Сегодня же игроки цифрового рынка в России также интересуются опытом иностранных компаний, однако уже очевидно, что у отечественных цифровых технологий свой путь развития.
Именно поэтому ответом на вопрос “Справится ли российский рынок Digital Signage без иностранных компаний?” будет “определённо да”. У России практически нет необходимости в зарубежных IT-решениях для управления торговлей, логистикой и всем, что требуется современному ритейлу. Например, платформа 1С - достаточно сильная отечественная разработка, и на этой платформе реализованы практически все потребности, какие могут быть у ритейлеров.
К тому же в РФ есть колоссальное количество разных разработчиков специализированного софта, который интегрируется друг с другом и решает задачи и складские, и закупок, и продаж, и онлайн-площадок, и онлайн-закупок, и тендерных площадок. Все это разрабатывается в России уже достаточно давно, и если у кого-то были решения на зарубежных платформах, они успешно переходят на существующие российские аналоги, потому что нет никакой принципиальной необходимости иметь программное обеспечение, разработанное за рубежом.
Единственный вариант DS из–за рубежа, – это ПО, разработанное в азиатских странах. Например, ESL-ценники – небольшие устройства, которые показывают цену товара. Они разрабатываются в основном в Азии. Единственный европейский поставщик этих устройств ушел с нашего рынка, и, соответственно, ESL-ценники можно получить из Вьетнама, Кореи или Китая. И, конечно, к ним прилагается какое-то системное программное обеспечение, с которым наши российские системы должны интегрироваться. Но какого-либо прикладного ПО из Азии российский ритейл не использует. Поэтому азиатское программное обеспечение находится на уровне системного ПО, которое управляет китайским, вьетнамским, корейским оборудованием и встраивается в крупные системы, которые разработаны и поддерживаются российскими интеграторами и российскими разработчиками.
Как поступать тем, кого оставил зарубежный интегратор?
Если вы в течение продолжительного времени пользовались услугами иностранной компании, а она решила покинуть территорию РФ, то логично представить, что нового поставщика решения вам нужно будет выбрать из отечественных вариантов. Но как не ошибиться с выбором и подойти грамотно к поиску нового партнёра?
Есть несколько факторов, которые важно учитывать при переходе с ПО зарубежного интегратора на ПО российского:
- Выписывайте основные требования, которые вы предъявляли предыдущей компании. Так вы сможете лучше понять, на что ориентироваться при выборе.
- Опирайтесь на базовые факторы: сколько у вас экранов и какие они, сколько у вас точек продаж и людей, управляющих экранами и т.д. Не пытайтесь искать компании, один в один схожие с той, услугами которой вы пользовались до её ухода. Всегда есть нюансы, которые будут в той или иной степени отличать решения друг от друга.
- Проверяйте выбранные вами компании на наличие их ПО в реестре отечественного ПО в Минцифры.
- При выборе старайтесь исходить из степени комфорта пользования услугами компании: насколько у них удобный интерфейс приложения/сайта, как работает техподдержка и отвечает ли она на все ваши вопросы, есть ли у вас возможность использовать оборудование от предыдущего интегратора (например, медиаплееры). Подробнее об этом мы писали в предыдущей статье.
- Внимательно читайте договор с предыдущей компанией. Иногда то, что написано мелким шрифтом, может ограничивать функционал оборудования и, в таком случае, увеличивать затраты для покупки нового.
Следуйте этим правилам - и переход на нового интегратора будет не только более комфортным, но и менее затратным как в плане бюджета, так и в плане энергии.
Итак, российский рынок Digital Signage спокойно справляется без участия иностранных компаний. Нет никакой необходимости переживать и искать все возможные пути для преодоления барьеров в оказании услуг. Доверьтесь отечественным компаниям и не сомневайтесь, что ваши экраны будут в надёжных руках!