В челябинском ДК Железнодорожников пройдет спектакль «Свет с неба» по пьесе британского драматурга Дэвида Хэйра. Захватывающую драму, которая обращается к глубоким человеческим чувствам и проблемам, представят челябинцам народный артист России Игорь Скляр и актриса театра и кино Светлана Щедрина, известная телезрителям по роли в сериале «Тайны следствия». В гостях на радио «Комсомольская правда — Челябинск» (95,3 FM) артисты рассказали о разнице в принципах репертуарного и антрепризного театров, зрителях разных стран и городов и об удивительном питерском настроении знаменитого челябинского барда Олега Митяева.
Пьеса Дэвида Хэйра Skylight в разных воплощениях на сцене и на киноэкране живет уже тридцать лет, но для российского зрителя «Свет с неба» дошел впервые в постановке известного театроведа и режиссера Анджея Бубеня. Как рассказал Игорь Скляр, этот спектакль — тонкая и в то же время глубокая история любви:
— Мужчина, который, как это часто бывает, гораздо старше, встретил молодую девушку, которая впервые приехала в большой город. У них возникла любовь, шесть лет, при живой супруге героя они, скрываясь, любили друг друга. Потом они расстались, мужчина пережил, что называется, «кризис среднего возраста», остался один: сын вырос, любовница ушла, жена умерла. И затем они встретились вновь. И размышления, телодвижения, страсти, которым что-то мешает прорваться и осуществиться, большое желание и большая невозможность быть вместе — и есть самое интересное в этом спектакле. Эта история сродни джазу: уже четыре года мы играем этот спектакль и каждый раз там все по-разному — появляются разные акценты, другие паузы, нет устоявшейся матрицы, хоть и слова, и герои одни и те же.
— Весь трагизм невозможности этих людей быть вместе в том, что обстоятельства-то как раз благоволят обратному. Но при всей перспективе счастья и общего будущего это все-таки невозможно — в этом острота и горечь истории, об этом мы и размышляем на сцене, — добавила Светлана Щедрина.
Прослужив в репертуарном театре больше четверти века, Игорь Скляр воочию наблюдал, как менялся формат антрепризных спектаклей. Еще лет двадцать назад для артистов это был лишь способ заработать денег — о художественных достоинствах таких постановок часто не было и речи. Но сейчас, по словам артиста, значительно ценнее сейчас поучаствовать в по-настоящему интересной постановке, пусть и за меньшие деньги, чем в хорошо оплачиваемой бесвкусице:
— Меня часто спрашивают, когда я стал таким принципиальным? Я мало изменился с 14 лет, на самом деле. Тогда я узнал, что с этого возраста наступает уголовная ответственность. Помню, я из-за этого так беспокоился, что мама подумала, что я заболел, и решила меня отправить на экскурсию по столицам союзных республик. Экскурсия эта закончилась тем, что меня в Москве пригласили сниматься в кино. Тогда и стали появляться мысли: как жить, зачем, с кем иметь дела? Потом ведь, если что, из этого будет не вылезти, «коготок увяз — всей птичке пропасть». Творчество не может быть запланировано на безусловный финансово-коммерческий успех, этот подход входит в противоречие с самой его сутью. Противоречие между модным и вечным, между гармонией и хайпом.
— Еще в репертуарном театре бывает так, что к сороковому спектаклю артистам становится скучно каждый раз одни и те же слова произносить, и они начинают чудить: прикалываться друг над другом, пытаться рассмешить партнера, не обращают внимания на зрителя, которому хотелось бы увидеть лучшую версию спектакля. — добавляет Игорь Скляр. — Театр — это же государство: в нем есть правительство, есть ответственные за нравственность, за рельсы, за туалеты и так далее. А в антрепризе больше свободы — актер уже сам становится соавтором спектакля, защищает свое видение спектакля и сценические наработки.
Со спектаклем «Свет с неба» Игорь Скляр и Светлана Щедрина много ездят по городам России. Артисты отмечают, что в столицах и провинции их принимают очень по-разному. И так бывает не только в разных регионах России, но и в разных странах мира.
— Чем суровее, дальше, холоднее регион, тем «горячее» зрители. На Севере нас встречали с такой теплотой, с таким человеческим вниманием! Для людей попасть на наш спектакль — это особенная ценность. А в Питере и Москве как-то осторожнее принимают, порой это выглядит как какой-то экзамен, — замечает Светлана Щедрина.
— В Москве и Питере, как мне кажется, в театрах собирается более случайная, что ли, публика, возможно, люди, которые в столицах проездом: есть еще время до поезда — ну, пойдем, на спектакль сходим. А в регионах в зале сидят люди, заточенные под это, там — сообщества театралов, которые много о тебе знают, специально готовятся к походу в театр, приходят нарядными, — добавил Игорь Скляр. — И такую же разницу можно увидеть в других странах. Например, в Нью-Йорке зрители во время спектакля смеются и хлопают так, будто они понимают русский юмор лучше, чем сами русские. Но по окончании они два раза похлопают и уйдут — все, они получили удовольствие на свои деньги. А когда играешь в Токио — мы там как-то гастролировали с Малым театром — то в зале мертвая тишина, кажется, что люди попросту спят в зале, никаких реакций. Зато потом мы поставили рекорд — на поклон выходили тридцать семь раз!
В музыкальной карьере Игоря Скляра есть эпизод сотрудничества с Олегом Митяевым — артист исполнил и записал две песни челябинского барда. Одна из них — «Санкт-Петербург» — посвящена городу, где Игорь Скляр прожил почти всю сознательную жизнь: Митяев сам предложил ему эту песню. Артист заметил, что написана она с удивительным, истинно питерским настроением, уловить которое, порой, не под силу и коренному жителю невских берегов.
— Иногда взгляд человека постороннего на то пространство, к которому ты привык, гораздо интереснее, глубже и в целом правильнее, чем твой собственный. Мне нелегко сказать, кто бы мог сегодня сравниться с Олегом в силе поэтических, песенных образов. Вот, лишь одна фраза: «И разбитыми ладонями плотин / Упирается в бушующий залив, / Но, как лики монументов и картин, / Он по-прежнему спокоен и красив». Это удивительный образ. Я даже думаю, что вряд ли питерский человек мог бы сочинить что-то подобное, такое, от чего набухают слезы в глазах.
Автор: Лидия АНДРЕЕВА
Автор: Павел ПОНОМАРЕНКО