Найти в Дзене

Нескучная история Китая 5: Восточная Чжоу: Вёсны и осени* – красивое название для начала китайской смуты (722-481 до н. э)

Мы остановились на том, что двор Западного Чжоу бежали на восток в Лоян, где основал Восточное Чжоу. Но птица это была уже подбитая, так что в период Восточной Чжоу правитель был скорее номинальный и Чжоу потеряло свое превосходство. Небесный вайфай мандат – это, конечно, хорошо, но пара тысяч колесниц лучше В общем Чжоуский правитель (ван) тогда – это как Папа Римский сейчас: ресурсы есть и тебе даже поклоняются. Но вот пойти армией на кого-то – уже не тянешь, и Китай начинает расползаться по швам. Так что этот период больше походит на период раздробленности в Европе с номинальным Папой Римским во главе: страна поделена на княжества, которые периодически покусывают друг друга Описывать эти разборки смысла по большому счету не имеет, так что просто кратко поглядим, кто тогда заказывал музыку и что исторически важного произошло в этот период Один из мощных игроков было княжество Цинь, которое расположилось на западе, где раньше было Восточное Чжоу и которое они отвоевали у жунов В

Мы остановились на том, что двор Западного Чжоу бежали на восток в Лоян, где основал Восточное Чжоу. Но птица это была уже подбитая, так что в период Восточной Чжоу правитель был скорее номинальный и Чжоу потеряло свое превосходство. Небесный вайфай мандат – это, конечно, хорошо, но пара тысяч колесниц лучше

В общем Чжоуский правитель (ван) тогда – это как Папа Римский сейчас: ресурсы есть и тебе даже поклоняются. Но вот пойти армией на кого-то – уже не тянешь, и Китай начинает расползаться по швам. Так что этот период больше походит на период раздробленности в Европе с номинальным Папой Римским во главе: страна поделена на княжества, которые периодически покусывают друг друга

Описывать эти разборки смысла по большому счету не имеет, так что просто кратко поглядим, кто тогда заказывал музыку и что исторически важного произошло в этот период

Один из мощных игроков было княжество Цинь, которое расположилось на западе, где раньше было Восточное Чжоу и которое они отвоевали у жунов

Вообще про циньцев говорили, что это вот эти самые кочевники-варвары жуны, которые переобулись в китайские кроссовки: «да какие они китайцы! Они на лошадях умеют ездить, а истинный китайский слишком кривоногий, чтоб на коняшке ездить!». Соответственно, поэтому циньцев не любили, единственное, что мешало быкануть на них – как раз те самые лошади, с которых воевать было чуть веселее, чем с земли

Но все это, согласно последним исследованиям, просто летопистический буллинг: западные китайцы были хейтерами, вот и писали всякую муру про циньцев на своих твиттеровских табличках

А циньцы были одними из самых продвинутых: например, они первые додумались, что вообще-то необязательно хранить живых слуг вместе с хозяином, достаточно просто положить куклу, которая «конвертируется» в человека в загробном мире, так что и хозяин пристроен, и человечишка еще в поднебесной пригодится. Ну и да, это немного спойлер к последующему периоду, так что циньцев мы запоминаем

Главный «злодей» среди всех княжеств было царство Чу на юге. Так как на юг это княжество уперлось в непроходимые джунгли, ребята стали жадно посматривать на северные княжества, да периодически нападать на кого-нибудь. Когда один из правителей попросил у Папы Римского Чжоуского Вана титул, то ему отказали. Тот психанул и провозгласил ваном себя

В принципе психанул и психанул, исторически это роли не играло. Но это показывало, что стул под чжоуским ваном ох как шатается – авторитет авторитетом, но доброе слово и пистолет лучше, чем просто доброе слово

Еще из важного: в 6-5 веке в Китай приходит железо, что относительно мировой истории довольно поздно. Но у китайцев был чит-код: до этого они плавили бронзу, причем на очень высоких температурах, и пока европейцы калили железо и тюкали его молотками, пытаясь придать хоть какую-то употребимую форму вплоть до века этак 15, то китайцы уже в 5 до н.э. веке начали его плавить, что сравнительно более удобно и добавляет понтов в стиле «мы на 2000 лет обогнали вас, белых европейцев!»

Зачем нам знать про какое-то железо? А затем, что если вы будете пахать землю деревянной палкой, то, во-первых, много не напахаете, а во-вторых, еды будет хватить впритык. Но если вы возьмете крепкое железо, то КПД вырастит кратно, можно кушать вдоволь и рожать много

Таким образом в период Вёсен и Осеней происходит резкий рост населения, появляются города, причем не европейские города того времени по пару тысяч населения, а сразу по нескольку миллионов, то есть Китай уже тогда был одним из самых населенных мест планеты. Много народа способствуют появлению купцов и ярмарок, и та-дам! появляются деньги, как раз те самые монетки с дырочкой

Кстати, зачем дырочка? Ну если закрыть глаза на шелуху высокой китайской философии, которую насыпали позднее, то все до смешного просто: если в монетке есть дырочка, то ее можно нанизать на веревочку, а это гораздо более удобнее, чем искать закатившуюся в кармане мелочь. В общем вещь с дружеским интерфейсом 😁

И немного о связи историй трехтысячилетней давности с настоящим

Согласно легендам во время этих смут и появляется праздник Поминовения усопших Цинмин, который проводится до сих пор, в этом году он выпадает на 4 апреля

Легенда гласит, что был такой человек, который был другом и соратником князя, звали его Цзе Чжитуй. После всех войн князь наградил всех кроме него, и наш Цзе Чжитуй обиделся и удалился в глухомань

Через некоторое время князю все же шепнули, что так делать нехорошо, и тот отправился его искать. Но когда он его нашел, Цзе Чжитуй сказал «а все, поздно уже, я окончательно обиделся, и к тебе не выйду», взял свою мать и спрятался на горе в лесу

И тут начинается типичная китайско-истерическая, извините, историческая логика: «ну раз ты не хочешь ко мне выходить, то я сожгу лес и выкурю тебя оттуда» - воскликнул князь. Нормально так пришёл прощения просить 👍

Но Цзе Чжитуй Был очень сильно обижен и очень сильно упрям, так что, когда лес подожгли, он сгорел вместе с ним. Ой, как неловко получилось...

Князь так горевал, что учредил праздник Цинмин 清明 – праздник «чистого света», запретив в этот день разжигать костры и любой огонь (по понятным причинам: сжечь друга – ну такое себе), поэтому его еще стали называть «праздник холодной пищи»

Впрочем, как и все красивые китайские легенды отношение к реальности эта легенда имеет легендарное (ну то есть туфта все это), и праздник появился только через тысячу лет, в 8 веке. Но душнить не будем. И сжигать друзей, лучше, тоже 😁

*название «Весны и Осени» часто произносят неправильно:

это именно слово вёсны (весна во множественном числе = вёсны, ударение на ё) и осени (осень во множественном числе = осени),

то есть Период (чего?) Вёсен и Осеней и соответственно (что?) Вёсны и Осени.

А по-китайски это 春秋, если кому надо

Подписывайтесь на мой телеграм канал об учёбе и жизни в Китае, там больше видео и постов по разным темам

КНР в КНР | Жизнь и учёба в Китае 🇨🇳

#китай #историяКитая