Реализм против романтизма — без победителей, без проигравших. Я преисполнился литературой XIX века с её высокодуховными идеалами, рыцарскими образами и романтическими воспеваниями любви. Но свежий глоток дала «Госпожа Бовари» — это анатомия разочарования. Флобер сталкивает идеалы с пошлостью жизни так, как коленки сталкиваются с асфальтом при падении: больно, обидно, кровь сочится крошечными бусинками — но не смертельно. Или... всё-таки смертельно? Смерть у Флобера — это отдельный шедевр. Он выворачивает наизнанку романтические представления о трагической встрече с ней. Смерть не возвышает, не облегчает и не очищает. Она жестока, нелепа и безобразна. А что же Эмма? Она — жертва иллюзий. Романтические романы, которыми она зачитывалась, внушили ей идеалы, далёкие от реальной жизни:
- Мужья должны быть страстными и благородными, умными и увлеченными
- Жизнь — блестящей и роскошной
- Любовь — бурной и всепоглощающей Но реальность серее и жёстче. Шарль Бовари — это не рыцарь на белом коне,