Найти в Дзене

Гюстав Флобер — Госпожа Бовари

Реализм против романтизма — без победителей, без проигравших. Я преисполнился литературой XIX века с её высокодуховными идеалами, рыцарскими образами и романтическими воспеваниями любви. Но свежий глоток дала «Госпожа Бовари» — это анатомия разочарования. Флобер сталкивает идеалы с пошлостью жизни так, как коленки сталкиваются с асфальтом при падении: больно, обидно, кровь сочится крошечными бусинками — но не смертельно. Или... всё-таки смертельно? Смерть у Флобера — это отдельный шедевр. Он выворачивает наизнанку романтические представления о трагической встрече с ней. Смерть не возвышает, не облегчает и не очищает. Она жестока, нелепа и безобразна. А что же Эмма? Она — жертва иллюзий. Романтические романы, которыми она зачитывалась, внушили ей идеалы, далёкие от реальной жизни:
- Мужья должны быть страстными и благородными, умными и увлеченными
- Жизнь — блестящей и роскошной
- Любовь — бурной и всепоглощающей Но реальность серее и жёстче. Шарль Бовари — это не рыцарь на белом коне,

Реализм против романтизма — без победителей, без проигравших. Я преисполнился литературой XIX века с её высокодуховными идеалами, рыцарскими образами и романтическими воспеваниями любви. Но свежий глоток дала «Госпожа Бовари» — это анатомия разочарования.

Флобер сталкивает идеалы с пошлостью жизни так, как коленки сталкиваются с асфальтом при падении: больно, обидно, кровь сочится крошечными бусинками — но не смертельно. Или... всё-таки смертельно?

Смерть у Флобера — это отдельный шедевр. Он выворачивает наизнанку романтические представления о трагической встрече с ней. Смерть не возвышает, не облегчает и не очищает. Она жестока, нелепа и безобразна.

А что же Эмма? Она — жертва иллюзий. Романтические романы, которыми она зачитывалась, внушили ей идеалы, далёкие от реальной жизни:
- Мужья должны быть страстными и благородными, умными и увлеченными
- Жизнь — блестящей и роскошной
- Любовь — бурной и всепоглощающей

Но реальность серее и жёстче. Шарль Бовари — это не рыцарь на белом коне, а обычный провинциальный врач, посредственный и скучный. Богатство — это кредиторы и торгаши, готовые предложить вам притягательную иллюзию за проценты (бич нашей эпохи). А страсть? Она мимолётна и тоже умирает при первых трудностях.

Гюстав Флобер препарирует сердце Эммы Бовари как опытный хирург — бесстрастно, точно, с холодной наблюдательностью. Он не осуждает свою героиню, не пытается её оправдать или возвысить. Читатель сам выводит суждения о персонажах. Забавно, но Флобер в середине XIX века делает то, что для нас сейчас кажется обыденным: он не судит своих героев.

Спасибо Гюставу Флоберу за то, что разбил цветное стекло и создал калейдоскоп возможностей для других писателей. Разбить может и варвар, но у Гюстава художественный стиль на уровне совершенства. Тщательность деталей, холодность наблюдения, глубокий символизм — именно это позволило нам погрузиться в историю.

Рекомендую к прочтению.
P.S.: я отказался от балльных оценок. Кто я такой, чтобы судить шедевры?
Но личный рейтинг остаётся. «Госпожа Бовари» — 12 место в этом году.