История героической обороны Ленинграда на юго-западных подступах к городу еще далека от полного изучения. Случается, что в очередной раз глядя на давно известную фотографию тех суровых лет, открываешь малоизвестную страницу истории.
Что странного в фотографии?
Поводом для исследования стали несколько фотографий с изображением тяжелой техники у Нарвских ворот, дошедших до нашего времени. Их две: одна Давида Михайловича Трахтенберга (под названием «Самоходные орудия идут на фронт» опубликован в газете «Известия» №17 (8319) от 20 января 1944 года с пометкой «доставлено на самолете»).
Вторая – Бориса Павловича Кудоярова (под тем же названием в газете «Комсомольская правда» №15 (5726) от 18 января 1944 года).
Известна также работа блокадного художника Александра Дмитриевича Кетова с названием «Танки с Кировского завода – на фронт», созданная явно по одной из фотографий.
На первый взгляд, само название выглядит несоответствующим сюжету. Во-первых, на фотографии и картине не танки, а самоходные установки СУ-122. На Кировском заводе они не производились, а если бы и вышли с конвейера, то их прямой путь на фронт вряд ли бы пролегал через пл. Стачек, ведь легендарное предприятие находилось в прифронтовой полосе. Но блокадный художник не обязан был, да и не мог об этом знать.
Фотографии явно постановочные, а зимний камуфляж машин (с ёлочками!) явно не соответствует погоде. На фото мы видим позднюю бесснежную осень. Но художник А.Д. Кетов зиму «добавит»!
1439-й самоходный, артиллерийский
Что же это за орудия, когда сделан и как они оказались у Нарвских ворот?
В 1943 году командующим Ленинградским фронтом генералом армии Л.А. Говоровым задумывается операция по полному снятию блокады Ленинграда. Залог будущего успеха – в накоплении необходимых сил и средств, точному их расчету, боевому слаживанию подразделений и частей, проведению учений.
В числе этих мероприятий к предстоящей операции готовится и 1439-й самоходно-артиллерийский полк. Он сформирован в Московском военном округе в марте 1943 г. на основании Постановления ГКО № 2662сс от 27.12.1942 г. и 1 мая передан в подчинение 42-й армии Ленинградского фронта.
Самоходные артиллерийские полки появились еще в 1942 году, два САП (1433-й и 1434-й), которые отправились на Волховский фронт и показали успешность в применении. Тактика заключалась в том, что самоходы, двигаясь позади наступающих пехотных цепей или танков на расстоянии 300—600 м, подавляли огнем с остановок обнаруженные огневые точки, а после прорыва линии обороны охраняли наступающие порядки от контратак вражеских танков.
В июне 1439-й полк, получивший технику, переправленную с Урала по железной Дороге Победы, был переформирован по новому штату и до начала боевых действий занимался боевой и политической подготовкой с личным составом. Штаб полка находился в Ленинграде согласно документам на пр. Стачек в доме № 52. В состав полка входили: 4 батареи (по 4 САУ СУ-122, но в первой батарее вместо СУ-122 вводился танк Т-34), взвод управления, ремонтный взвод, транспортный взвод, взвод боевого питания, хозотделение и полковой медпункт.
Первоначально командовал полком подполковник Ходаковский Александр Петрович, а 1 ноября 1943 г. его сменит майор Фридман Шоль Моисеевич.
Техническая школа
Здание по пр. Стачек, 52 – это «Техническая школа», ее современный адрес – Стачек, 30. Недалеко от нового жилого квартала под названием Серафимовский городок, в начале 1930-х гг. по проекту Игоря Ивановича Фомина построили школу на 1640 учащихся, линейная форма которой несколько напоминает Дом технической учебы у Нарвских ворот.
Основной корпус со скругленными торцами сильно вытянут в длину, отдельный цилиндрический объем столовой связан с основным корпусом переходом на уровне второго этажа. Учебные классы размещались по обеим сторонам продольных коридоров. В закругленных объемах по концам здания располагались актовый и физкультурный залы.
К проспекту Стачек был обращен плавно закругленный торец с круглыми столбами на высоту первого этажа, с поясом узких горизонтальных окон посередине и широкий цилиндр столовой.
После открытия в здании разместилась 85-я фабрично-заводская семилетка, с 1934-го года школа №5 с техническим уклоном. Число учащихся дошло до 2085.
С начала 1941 года здание было передано под 2-я Ленинградскую специальную среднюю школу военно-воздушных сил, о чем сегодня сообщает мемориальная доска на фасаде.
Имея разведданные о том, что школа продолжала действовать во время осады города, противник вел прицельный артиллерийский огонь. Один из снарядов попал прямо в полукруглый выступ здании. Направление попадания указывает на район Урицка – Стрельны, откуда производились обстрелы города.
Но школа продолжила работу и была эвакуирована в 1942 году. После войны архитектор В.А. Каменский перелицевал фасад поврежденного здания в духе сталинской архитектуры.
В июле 1943 года помещения в пустующем здании Технической школы занимает штаб 1439-го полка.
Вот одна из первых сводок, передаваемых вышестоящем командованию – от 13 июля 1943 г. с адреса пр. Стачек, 52. В ней перечислены дисциплины боевой и политической подготовки, к которой приступает полк: огневая служба, топография, автодело, боеприпасы, уставы, политподготовка.
До начала января 1944 года ежедневные сводки от штаба полка сообщают о проведении боевой и политической подготовки, обслуживанию техники, иногда батареи выезжают на боевые стрельбы.
В ноябре и декабре почти каждый день уже проходят учения с боевыми стрельбами. Вот, к примеру, сводка от 22 декабря.
Интересно, что на этот момент в полку остается одна СУ-76, хотя в конце июля соотношение CУ-122/СУ-76 было 10/9. "Устаревший" СУ-76 постепенно выводились из полка и к моменту начала боевых действий останутся только СУ-122. Их будет 15, поэтому одна из четырех батарей окажется неполной: из трех орудий. Скорее всего эта батарея и попала на исторические снимки у Нарвских ворот (возможно, "сушки" возвращались с учений).
Лишь 14 января 1944 года характер сводок меняется.
Сводка следующего дня (15 января) сообщает о передислокации полка в расположение 1-й Краснознаменной танковой бригады на Сызранской ул., 20.
Не обошлось без казуса: накануне машина полка была задержана ГАИ, поскольку у водителя не было с собой водительских прав (!). Порядок в осажденном городе, готовившемся к снятию блокады, был строгий.
На фронт!
В эти дни начинается операция «Нева-2». 17 января 1944 года 1439-й полк впервые вступил в бой в районе деревни Курголово. Заняв исходное положение в районе Большого Виттолово в составе 15 СУ-122, в 13:45 полк перешёл в контратаку у Курголово, сопровождая поддерживающим огнём действия пехоты и танков.
Это отражается в сводках – донесение 17 января написано уже от руки. Первые потери...
Последующая контратака противника была отбита силами 2-го танкового батальона 1-й КТБр и двумя батареями СУ-122 1439-го полка. В 24.00 после ожесточённого боя противник был выбит из деревни Курголово.
19 января САП ведёт наступательные бои по овладению Красным Селом с задачей соединиться с войсками Приморской оперативной группы, действовавшей с Ораниенбаумского плацдарма. 20 января полк в составе 12 Су-122 соединился с частями 2-й Ударной армии на окраинах деревень Русско-Высоцкое и Кипень. После соединения танки 1-й КТБр и СУ-122 заняли здесь круговую оборону.
24 января полк передислоцируют в деревню Большое Андрово в оперативное подчинение 152-й танковой бригады, а уже 25 января полк в составе 11 СУ-122 (из строя вышло 4) занимает исходные позиции у деревни Фьюнатово с целью выйти в прорыв по маршруту на Торосово и Большие Губаницы.
25 января полк получил задачу от командира 122 стрелкового корпуса одной батареей поддерживать наступление 11-й стрелковой дивизии.
В течение 27 января полк выполнял боевую задачу по овладению Волосово. В результате упорных боёв наши части спустя несколько часов вступили на окраину города.
В этот же день в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады сегодня, 27 января, в 20 часов город Ленина салютует доблестным войскам Ленинградского фронта 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Бои были тяжелыми, с потерями. Ранение получил командир полка ранения 26 января 1944 года – майор Ш.М. Фридман. Его сменил майор Ярмолкевич Владимир Зинонович.
Меньше чем через полгода после боевого крещения 1439-й самоходный артиллерийский полк ждало еще одно испытание: прорыв финской линии обороны на Карельском перешейке. 16 1944 года июня полк будет поддерживать наступление 109 стрелковой дивизии в районе Перк-Ярви (Кирилловское).
Буквально на следующий день полк переформирован в 351-й гвардейский тяжёлый самоходно-артиллерийский полк, на его вооружении появились еще более грозные машины – самоходные установки ИСУ-152. За отличие в боях на Карельском перешейке полк получит почетное наименование «Ленинградский». 5 апреля 1945 за штурм польской Познани полк наградят орден Кутузова III степени, а за штурм Берлина 28 мая на боевое знамя полка прикрепят орден Суворова III степени.
PS.
Мы не ответили на один вопрос по фотографиям, с которых начался рассказ.
Почему же грозные машины «одеты» в камуфляж явно не по погоде, что чревато демаскировкой? А блокадному художнику пришлось даже дорисовать снег.
Ответ здесь в сводках погоды. Ноябрь и декабрь 1943 года, когда скорее всего была сделана фотография, в Ленинграде были аномально теплыми. В ноябре только один день (12-го числа) днем температура не поднялась выше ноля. А декабрь был бесснежным. Так и пришлось грозным машинам (по всей видимости это первая батарея, в которой было не четыре САУ, а три) фотографироваться в белом камуфляже, стоя в лужах у Нарвских ворот...
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL