Найти в Дзене

Успешны ли стартапы "от строителей для строителей"?

Есть мнение такое мнение: "если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам". А еще есть такое мнение "на рынке нет программного продукта, который полностью удовлетворял наш запрос". Ну и закончим на измышлении "сейчас мы напишем классную систему под себя, а потом окупим разработку, продавая ее на рынке другим компаниям". Предлагаю сегодня разобраться, могут ли сами строительные компании создавать успешные на рынке программные продукты. Обратимся к истории, изучим текущий рынок. Поехали! Если посмотреть на рынок цифровых продуктов для стройки, то можно лишь порадоваться и вдохновиться. Ведь, как минимум, 4 застройщика в той или иной мере вывели на свободную продажу свои внутренние разработки. Это такие компании как ЦДС (программа MONSTR), Setl (программа ICONA), Самолет (набор программ Самолет 10D), Железно (разные программы от коммерческих до строительных). Также известно, что свой продукт в прошлом году планировал выпустить крупный застройщик Эталон, но изменилась стратегия компании
Оглавление

Есть мнение такое мнение: "если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам". А еще есть такое мнение "на рынке нет программного продукта, который полностью удовлетворял наш запрос". Ну и закончим на измышлении "сейчас мы напишем классную систему под себя, а потом окупим разработку, продавая ее на рынке другим компаниям". Предлагаю сегодня разобраться, могут ли сами строительные компании создавать успешные на рынке программные продукты. Обратимся к истории, изучим текущий рынок. Поехали!

Продукты от застройщиков сегодня

Если посмотреть на рынок цифровых продуктов для стройки, то можно лишь порадоваться и вдохновиться. Ведь, как минимум, 4 застройщика в той или иной мере вывели на свободную продажу свои внутренние разработки. Это такие компании как ЦДС (программа MONSTR), Setl (программа ICONA), Самолет (набор программ Самолет 10D), Железно (разные программы от коммерческих до строительных). Также известно, что свой продукт в прошлом году планировал выпустить крупный застройщик Эталон, но изменилась стратегия компании и продукт так и не вышел на массовый рынок. А почему?

Потому что прагматичный взгляд на "отпочкование" ИТшного бизнеса для застройщика только на бумаге и презентациях выглядит хорошей идеей. Для начала нужно просто сравнить потенциальный доход от продажи программы с продажей квартиры. По данным Домклик (https://domclick.ru/novostrojki/2025) средняя цена квадратного метра новостройки в Москве 376 тыс. 200 руб. Продавая 100 тыс. кв.м. в год, выручка крепкого московского застройщика составит 37 млрд. руб. Даже, если применить понижающие коэффициента по типу продаваемого жилья, уменьшив в два раза стоимость за квадрат (например в статье про продажи Самолета приводится средняя цена 196.8 тыс .руб. за 1 кв.м. - https://www.interfax.ru/business/944188), получится выручка застройщика 20 млрд.руб. Для регионального уровня можем также грубо ополовинить до 10 млрд.руб. И это минимум! У крупных ребят типа Самолета и Setl выручка больше на порядок измеряется сотнями миллиардов рублей, а прибыль измеряется десятками.

И вот эти гиганты выходят с продуктами по цифровизации стройки на рынок, который меньше выручки только их одной компании. Да, да! Вы не ослышались. Рынок продаж программных продуктов точно меньше 100 млрд. рублей и это, если учитывать в нем услуги, связанные с цифрой и внедрение 1С. И весь этот рынок еще очень сильно разбивается по нишам, в частности на программы для цифровизации строительного контроля отводится не от 0.5 до 1 млрд.руб. и это с большой натяжкой. Другие ниши, например, цифровая исполнительная документация, среда общих данных и т.п. оцениваются примерно в такие же суммы - чуть больше, чуть меньше, но суть от этого не меняется. Цифровые подразделения застройщиков приходят на устоявшийся рынок и пытаются "откусить" его часть. В итоге, в лучшем случае они приблизятся к уровню продаж в 30, 50, максимум 100 млн.руб. В которых будут сидеть рыночные зарплаты специалистов, реклама, поддержка и т.д. На выходе останутся суммы в два раза меньшие. То есть относительно общей прибыли компании это от 0.1% до 2.5%. И это самый прекрасный расклад, когда все получилось и продажи пошли. Реалистичнее всего минусовая прибыль в первые два года и туманные перспективы в третий.

При любых изменениях конъюнктуры рынка - падение спроса, рост себестоимости, текучка кадров, отсутствие материалов и т.д. ТОП-менеджмент и собственники будут переводить фокус с непрофильных активов на вещи, которые действительно важны для выживания и роста бизнеса. Поэтому и фокус цифровых подразделений будет переориентироваться с внешнего на внутренний и, к сожалению, текущие клиенты, которые поверили в продукт застройщика, останутся у разбитого корыта. Ничего личного, только бизнес.

Кладбище цифровых продуктов от строителей и не только

Хочу в этом разделе статьи привести несколько примеров программ для стройки, которые не выдержали проверку временем и закрылись в течение нескольких лет после попытки заполучить свое место на рынке. Для тех, кто относительно недавно следит за рынком цифровых продуктов в стройке, эти продукты станут открытием.

-2

Myrmic (последняя публикация 2018 год) - это современное программное обеспечение, позволяющее примерно на 95% автоматизировать процессы контроля в области строительства и перевести все операции в режим on-line (описание взято со страницы продукта в LinkedIn)

МАЭСТРО (последняя публикация 2018 год) - программа для формирования и контроля за исполнительной документацией.

SOTA (последняя информация об активности компании 2016 год) - единая информационно-аналитическая система проекта, объединяет всю разрозненную аналитику и документацию по проекту в одно простое и понятное отображение, доступное с любых устройств в любой точке мира. Также, она представляет собой единый центр хранения документов и отображения аналитики по объекту через механизмы интеграции с учетными, сметными и проектными программами (описание взято с сайта компании).

OVERBOSS (2013-2015 гг) - сервис по автоматизации формирования исполнительной документации непосредственно для специалистов отдела ПТО. Один из успешных стартапов, прошедших акселерацию ФРИИ.

Все эти стартапы были основаны "строителями для строителей". Но по разным причинам основатели отказались от дальнейшего развития продукта - кто-то продолжил заниматься собственным основным бизнесом, а кто-то ушел в найм в крупную корпорацию. Это только те причины, о которых мне известно.

Отмечу отдельно веб-сервис для цифровизации процессов небольших строительных компаний Бригадир (2017-2020). Отдельно, потому что основатель продукта не строитель и делал все по "заветам стартаперской" школы. В результате после 3х лет закрылся, возможно ковид стал последней каплей, возможно что-то еще.

Анализ успешных и перспективных продуктов на строителей в основателях

Давайте сделаем срез текущих программных продуктов для цифровизации строительства, разделив их на две группы: 1я - "Успешные", у которых на протяжение 3х лет выручка больше 50 млн.руб. в год, 2я - "Перспективные", которые показывают существенный рост выручки и приближаются к 50 млн.руб. Сразу сделаю оговорку, что не претендую на всеобъемлющий анализ рынка и наверняка какие-то продукты и компании я мог упустить, но выборка точно составляет больше половины рынка цифровых продуктов для стройки. Данные по выручке брались на 17.02.2024 года и не включают результаты за 2024 год, поэтому какие-то из "перспективных" компаний могли на момент прочтения статьи перейти в "успешные". Также стоит отметить, что целенаправленно в анализ не включались разработчики ПО для проектирования, так как это крайне ресурсоемкая область и мне не известны примеры, когда "строители" шли разрабатывать свой "Ревит" или "Автокад".

-3

Успешные

  • СтройКонтроль, ООО "Мобильные решения для строительства", 2015 год регистрации юр.лица - не строители
  • Адепт, ООО "Адепт", 2004 год регистрации юр.лица - не строители
  • Sarex, ООО "Сарекс", 2018 год регистрации юр.лица - не строители
  • Skyeer, ООО "Скайер ИТ", 2008 год регистрации юр.лица - не строители
  • WizardSoft, ЗАО "Визардсофт", 1993 год регистрации юр.лица - не строители
  • VitroCAD, ООО "Витро софт", 2012 год регистрации юр.лица - не строители
  • ProjectPoint, ООО "Проджект Поинт", 2013 год регистрации юр.лица - не строители
  • Лира Софт, ООО "Лира Софт", 2013 год регистрации юр.лица - не строители
  • Cynteka, ООО "Синтека", 2014 год регистрации юр.лица - строитель, который сделал ставку на ИТ
  • Exon, ООО "Аник Лаб", 2017 год регистрации юр.лица - основатель владелец генподрядной компании

Перспективные

  • Pragma, ООО "Прагма", 2021 год регистрации юр.лица - не строители
  • Gectaro, ООО "Гектаро", 2022 год регистрации юр.лица - не строители
  • Базис, ООО "Базис", 2020 год регистрации юр.лица - не строители
  • Техзор, ООО "ИТМС", 2017 год регистрации юр.лица - не строители
  • BRIO MRS, ООО "БРИО МРС", 2020 год регистрации юр.лица - не строители
  • Hardroller, ООО "Цифровой актив", 2015 год регистрации юр.лица - не строители
  • LiteBIM, ООО "ЦНС СОФТ", 2019 год регистрации юр.лица - основной собственник из сферы недвижимости
  • MStroy, ООО "МСтрой", 2023 год регистрации юр.лица - генподрядная компания учредитель
  • Signal, ООО "Сигнал Формат", 2020 год регистрации юр.лица - основатель владелец компании техзаказчика
  • Lement Pro, ООО "Элемент", 2020 год регистрации юр.лица - основатель владелец компании проектировщика
  • DACON, ООО "Цифровые решения в строительстве", 2022 год регистрации юр.лица - основатель владелец компании техзаказчика

Выводы

-4

Если коротко, то каждый должен заниматься своим делом - ИТшники создавать и развивать цифровые продукты, а строители строить. Ну или ИТшник должен в конечном итоге стать строителем, а строитель переквалифицироваться в ИТшника. Нужно сделать ставку, потому что в какой-то момент жизнь заставит выбрать то, во что ты веришь и то, что позволяет тебе зарабатывать. Ведь, если ты строитель и не веришь, что ИТ-продукт может принести тебе как минимум столько же сколько и стройка, то незачем и начинать.

Я призываю всех потенциальных покупателей цифрового продукта вместе с функционалом ознакомиться, кто является основателем, какие у него мотивы, какая история компании, проходила ли она через кризисы и т.д. Порой важно заглядывать немного вперед, особенно в крупном B2B, когда продукт используется годами. Очень неприятно будет в какой-то момент узнать, что проект закрывается поскольку у основателя проблемы с "основным бизнесом" или наоборот строительный бизнес пошел в гору и нужно все внимание уделять ему. Или еще какая-то причина, ставящая крест на продукте, который вы выбрали.