Найти в Дзене
Остров-град Свияжск

«Хари» и «лярвы». Символизм маски

На выставке «Средневековое кожевенное ремесло: от Великого Новгорода до Свияжска» среди других раритетов XII-XIV вв. можно увидеть несколько кожаных масок. Они были обнаружены в процессе археологических исследований в Великом Новгороде, большая их часть — на Неревском и Троицком раскопах. Маски играли важную роль в культуре, отражают разные традиции и смыслы. Они относятся к обрядовым атрибутам языческого происхождения, в основном изображают мифологических персонажей, животных. Скрывая лицо, маска оберегает хозяина, отвлекает внимание и, вместе с тем, показывает недругам лицо, способное внушить страх. Еще одной функцией скрытия лица под маской являлось оберегание от злых сил и нечисти. Существуют маски самых разнообразных видов. Их носили на голове, на лбу, в руке, на пальцах, в зубах. Известны маски-костюмы, которые закрывали все тело человека, а также парные и коллективные маски, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек. До принятия христианства на Руси

На выставке «Средневековое кожевенное ремесло: от Великого Новгорода до Свияжска» среди других раритетов XII-XIV вв. можно увидеть несколько кожаных масок. Они были обнаружены в процессе археологических исследований в Великом Новгороде, большая их часть — на Неревском и Троицком раскопах.

Комплекс масок на выставке «Средневековое кожевенное ремесло: от Великого Новгорода до Свияжска.». XIIIв. Кожа, крой.
Комплекс масок на выставке «Средневековое кожевенное ремесло: от Великого Новгорода до Свияжска.». XIIIв. Кожа, крой.

Маски играли важную роль в культуре, отражают разные традиции и смыслы. Они относятся к обрядовым атрибутам языческого происхождения, в основном изображают мифологических персонажей, животных. Скрывая лицо, маска оберегает хозяина, отвлекает внимание и, вместе с тем, показывает недругам лицо, способное внушить страх. Еще одной функцией скрытия лица под маской являлось оберегание от злых сил и нечисти.

Существуют маски самых разнообразных видов. Их носили на голове, на лбу, в руке, на пальцах, в зубах. Известны маски-костюмы, которые закрывали все тело человека, а также парные и коллективные маски, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек.

До принятия христианства на Руси существовало язычество. Бог солнца – Ярило являлся первостепенным и был одним из самых почитаемых. В его честь проводились самые значимые празднования и обряды. Маски на Руси изначально назывались «харями» и «лярвами» и символизировали бога животных (домашнего скота) – Велеса. Его земным воплощением считался медведь - самый крупный зверь, известный славянам. Маски на Руси символизировали следующее:

  • Медведь – богатство;
  • Коза – плодородие;
  • Корова – долгую жизнь;
  • Волк – злость и глупость;
  • Лиса – хитрость;
  • Маски старика и старухи – опыт и связь поколений.

Православие, пришедшее на Русь, стало активно вытеснять языческие обряды, но до конца это сделать не удавалось. «Хари» использовались скоморохами, веселившими народ на ярмарках, надевались на святочных и масленичных обрядах.

Особый смысл приобретает маска в России с XVIII века. Среди прочих многочисленных европейских нововведений при Петре I появилась культура маскарадов – светских развлечений.

Ныне маски в основном являются элементами игровой, праздничной культуры – например, ряженых в масках можно увидеть на популярном событийном мероприятии Свияжская Масленица.

Масленичные гуляния. Музей-заповедник «Остров-град Свияжск». Фото Андрея Богданова.
Масленичные гуляния. Музей-заповедник «Остров-град Свияжск». Фото Андрея Богданова.

Новгородские маски можно разделить на типы: зооморфные, антропоморфные и смешанного типа. Признаком, позволяющим выделить зооморфные маски, является наличие у них «ушек». Эта маска изображает животных, похожих на козу, быка, скорее всего прикладывалась к лицу и крепилась с помощью веревочек.

Иначе выглядят антропоморфные маски, они представляют собой ярко выраженные черты человеческого лица. Первые антропоморфные маски известны еще со времен палеолита. Маска использовалась в погребальном обряде – на лицо умершего накладывалась маска из различных материалов.

Большинство же масок новгородской коллекции относятся к типу «смешанных», могут изображать как животного, так и человека, или мифическое существо. В этом случае к маске могли пришиваться «борода», «усы», «брови». Маски этого типа разделяются по признаку наличия или отсутствия раскраски.

На выставке «Средневековое кожевенное ремесло: от Великого Новгорода до Свияжска» можно самостоятельно изучить и понять к каким типам относятся маски.