Антифашистское движение Сопротивления народов Европы за национальное и социальное освобождение стало важным фактором в достижении победы над гитлеровской Германией.
Характерной чертой этого движения был интернациональный состав его участников, имеющих единые цели и задачи, решаемые антифашистами всех стран.
Национальные отряды и многонациональный состав участников движения Сопротивления оказывали друг другу взаимную помощь в битве против общего врага в оккупированных фашистскими войсками странах Европы, в самой Германии и странах сателлитах.
Ярким примером интернационального характера антифашистского движения народов Европы в годы второй мировой войны является активное участие в нем многих десятков тысяч советских людей.
По разным причинам оказавшись вдали от Родины, они вливались в европейское движение Сопротивления.
Трудно установить точную численность советских граждан (в основном, это были бежавшие из фашистских концлагерей и насильно угнанные в Германию гражданские лица), которые активно сражались в партизанских отрядах против гитлеровцев, так как не велось никакой документации и не было единого руководящего центра.
Однако с уверенностью можно сказать, что их было более 50 тысяч, в том числе Польше — около 20 тысяч, в Югославии, Италии, Бельгии —примерно по 6 тысяч, столько же в Чехословакии и Франции.
Сотни советских граждан воевали и в других странах Европы. Имена большинства советских людей, героически сражавшихся за пределами Советского Союза, мы узнали лишь после войны, когда было опубликовано множество воспоминаний и несколько научных работ по этой теме.
Героями в рядах движения Сопротивления проявили себя и наши земляки. Один из них Дмитрий Михайлович Основин — до войны преподаватель истории Сталинградского педагогического института, был призван в ряды Советской Армии по мобилизации в июле 1941 года. После прохождения службы в запасном полку был послан на фронт командиром взвода, в звании младшего лейтенанта участвовал в тяжелых боях начала Великой Отечественной войны. В мае 1942 года тяжело контуженный Основин попал в плен в районе г. Изюма и был направлен в гитлеровский концлагерь в Верхней Австрии. Весной 1943 года Дмитрий Михайлович бежал из лагеря, воспользовавшись налетом союзной авиации. Он перешел границу Чехословакии и установил связь с коммунистами-подпольщиками. По решению подпольного ЦК Словацкой компартии Д. М. Основин стал одним из первых в Восточной Словакии организатором партизанских отрядов, которые создавались как костяк будущего народного словацкого восстания 1944 года.
Д. М. Основин был организатором Врановского партизанского отряда, в котором он стал политическим комиссаром. Дмитрий Михайлович участвовал в ряде операций партизан против гитлеровцев и словацких фашистов, лично ликвидировал несколько предателей и провокаторов словацкой охранки. Умелыми действиями он отвел внимание карательного отряда от основной базы партизан и тем самым спас отряд от разгрома.
Основин проводил не только политическую работу среди бойцов отряда, но и вел умелую повседневную антифашистскую пропаганду среди крестьян нескольких округов Восточной Словакии, завоевал симпатии словацкого крестьянства. Бойцы называли его «Профессором из Сталинграда».
В мае 1944 года Д. М. Основин был арестован жандармами, находился в тюрьмах Прешова, Братиславы. По свидетельству архивных документов Чехословацкого министерства юстиции «на допросах и в застенках Основин вел себя мужественно, как подобает гражданину СССР и советскому офицеру».
В феврале 1945 г. при приближении Советской армии гестапо вывезло Основина в числе особо важных политических заключенных для уничтожения в лагере смерти «Маутхаузен». По дороге, в районе г. Мельк (Австрия), Д. М. Основин был убит при штурмовке автоколонны американскими самолетами. Похоронен в Братиславе на кладбище в Словацкой долине.
В Чехословакии в рядах Сопротивления сражались также наши земляки Б. И. Гаврилов, В. И. Гусев, Е. М. Гирба.
В рядах Сопротивления в Бельгии сражались наши земляки Михаил Иванович Пекшев и Иван Афанасьевич Дядькин.
Оба были командирами отрядов и национальными героями, которых бельгийцы помнят до сих пор. М. И. Пекшев героически погиб, а И. А. Дядькин в мае 1945 года, к тому времени командир русской партизанской бригады «За Родину», вернулся на родную землю.
Наряду с бригадой «За Родину» в Бельгии действовало несколько других русских партизанских отрядов. В памяти бельгийского народа навсегда останется имя советского офицера Евгения Иосифовича Доценко, который вместе с бельгийскими горняками сражался за свободу Бельгии.
Наш земляк, бывший рабочий судоверфи, окончил военно-политическое училище, служил политруком на западной границе СССР, там, где в ночь на 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Сложной оказалась его судьба. Тяжело раненный в первых боях, он был схвачен фашистами и отправлен в концлагерь города Мюльгейм.
Здесь в лагере Доценко познакомился с бывшим лейтенантом Советской Армии Г. Ц. Лизогубенко (настоящая фамилия Лерман). Внимательно присмотревшись к обстановке в лагере, Лерман и Доценко начали тщательно готовиться к побегу. Им удалось его осуществить 22 июня 1942 г. В районе Льежа они связались с местными партизанами и построили в лесу землянку. Начиная с января 1943 г. Лерман и Доценко выполняли различные поручения партизан Льежа. Так они стали одними из первых советских партизан в Бельгии. Через некоторое время полиция обнаружила их местонахождение, и бельгийцы отправили советских партизан на юг, в Арденны, в район Урт-Амблев.
На юге Бельгии, по границе с Францией, тянется небольшая возвышенность, поросшая дубовыми и буковыми лесами, кое-где встречаются торфяные болота. Это — горы Арденны с отдельными вершинами в пятьсот-шестьсот метров высоты. Здесь-то и обосновались бойцы Фронта Независимости.
Весной 1943 г., в партизанском отряде было 30 человек, 25 из них — русские.
Позже отряд вошел в состав 4-го полка Бельгийской армии партизан, которым командовал мужественный бельгиец коммунист Жан Коллар («Жорж»). Комиссаром полка стал Е. И. Доценко, который вел большую политическую работу, был он также и редактором стенной газеты.
Советские партизаны вместе с бельгийскими товарищами приняли участие во многих политических операциях. Дважды они взрывали железнодорожные мосты в различных районах Бельгии, повредили железнодорожную линию в тоннеле Эне, вывели из строя два доломитных карьера. Партизаны дотла сожгли крупный лесопильный завод, который работал на вермахт, непрерывно нарушали связь, осуществили диверсию на плотине электростанции в Назе-Лорсе, пустили под откос немало воинских эшелонов и т. д. В большинстве этих операций, которые, как правило, проводились под руководством Лермана или Доценко, наиболее отличились советские партизаны.
С весны 1944 г. деятельность партизан в Арденнах и в районе Льежа активизировалась. Участились случаи побегов советских пленных из фашистских лагерей. Росло число мелких разрозненных партизанских групп. Возникла необходимость объединить их для совместных действий. Для решения этой ответственной и сложной задачи много сделал Е. Доценко. Он сам связывался с группами партизан, согласовывал вопросы взаимодействия, инструктировал их, передавал им свой богатый партизанский опыт.
1 апреля 1944 г. Е. Доценко направлялся в район Вербомон, где находилась одна из групп советских партизан. Там же была назначена встреча с Жаном Колларом. По пути Доценко наткнулся на вражеский патруль. Не имея другого выхода, открыл огонь из пистолета и стал отходить к речке Амблев. Убив одного патрульного, он был сам тяжело ранен, но продолжал сражаться до последнего патрона. В тот же день, напоровшись на засаду, погибли Жан Коллар и несколько бельгийских партизан.
Это была тяжелая утрата для их товарищей, но борьба продолжалась.
Особую страницу героической борьбы советских патриотов против фашизма составляет их сопротивление врагу в концлагерях.
Победы Советской Армии и особенно разгром немецко-фашистской группировки под Сталинградом вселили в сердца заключенных уверенность в том, что фашизм будет разгромлен, воодушевляли их на активизацию Сопротивления в лагерях. И советские люди боролись. Казалось, у ворот лагеря кончалась всякая надежда не только на продолжение сопротивления фашизму, но и на жизнь. Но и здесь советский человек не переставал быть бойцом. Это подтвердили многие тысячи советских патриотов, оказавшихся в концлагерях Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Равенсбрюк, Маутхаузен, Освенцим, Майданек и других. Везде они были активными членами подпольных интернациональных комитетов, организаторами массовых побегов, актов саботажа и т. д. Среди них были наши земляки И. С. Пичугин, С. А. Арзамасцев, А. А. Лапинский, В. С. Елистратов, И. В. Бугорчиков. Иван Васильевич Бугорчиков был одним из руководителей подпольной антифашистской организации советских офицеров военнопленных, созданной в ноябре 1 942 г. Очень скоро организация разрослась, охватив все лагеря для военнопленных и восточных рабочих, расположенных на территории Южной Германии, в приграничных районах Австрии и Чехословакии. Называлась эта организация «Братское (боевое) сотрудничество военнопленных», сокращенно БСВ.
Находясь в плену, Бугорчиков выдавал себя за майора Ивана Петрова, выделялся знанием конспирации и умением вести работу среди пленных.
Работая на предприятиях, советских патриоты устраивали диверсии, производили недоброкачественную продукцию, ломали ценный инструмент, портили дефицитное сырье, были организаторами массовых побегов, актов саботажа и т. д.
В апреле 1943 г. Бугорчиков с группой советских офицеров был привлечен к допросам в связи с раскрытием гестапо деятельности БСВ.
После допросов в Мюнхене, Бугорчиков был отправлен в Люзбург и приговорен к каторжным работам, а затем был отправлен в Дахау. В январе 1944 года Бугорчиков был опять привлечен к следствию по делу БСВ. Допросы группы 92-х офицеров, в которых входил Иван Васильевич, продолжались более месяца. В последние дни перед вынесением приговора пытали и ночью.
Иван Пичугин, имевший связи с кухней, достал еду для поддержания группы офицеров БСВ. При поддержке и страховке А. Лапинского, В. Елистратов пробрался в блок № 30 и передал продукты какому-то чудовищно избитому человеку и собрался было бежать, как вдруг кровавая маска дрогнула, раздался хриплый стон: «Не узнаёшь, Володя?.. Я майор Петров. . . Я батальонный комиссар Бугорчиков Иван Васильевич...»
Он рассказал Елистратову о провокаторах, действующих в БСВ. 4 сентября 1944 г. И. В. Бугорчиков в составе 92-х советских офицеров, был расстрелян в концлагере Дахау. Благодаря Елистратову В.С. стала известна настоящая фамилия патриота.
Узники других стран с большим уважением и гордостью отзывались о мужественной борьбе советских людей в гитлеровских концлагерях. В невероятно тяжелых условиях, оторванные от Родины, в глубоком тылу гитлеровской Германии советские патриоты, а вместе с ними и наши земляки, вносили свой вклад в общее дело победы над фашизмом.