Китагава Утамаро (1753—1806) — японский художник, один из крупнейших мастеров Укиё-э.
За свою относительно короткую, но плодотворную карьеру Утамаро стал одним из величайших мастеров японского искусства конца XVIII века. Утамаро создал своё имя на национальном и международном уровнях благодаря своим тонким, грациозным и чувственным работам "Бидзин-га" ("изображения красивых женщин"). В его карьере не обошлось без противоречий, и бунтарская жилка Утамаро привела к тому, что он нарушил строгие японские законы о цензуре, был арестован и наказан ближе к концу своей карьеры. Но его способность изображать женщину как личность и частную жизнь женщин из всех слоёв общества Эдо (теперь Токио) очаровала не только японскую аудиторию, но и западных художников и коллекционеров.
Утамаро не был создателем жанра Бидзин-га, но он переосмыслил его своими уникальными композициями. Ранее художники Бидзин-га изображали группы женщин в полный рост. Утамаро часто изображал верхнюю часть тела своей модели. Его способность улавливать жесты и детали женской красоты демонстрировала мастерство Утамаро, а его изящные женские портреты принесли ему титул "мастер женственности".
Утамаро экспериментировал с новыми техниками, чтобы передать телесные оттенки женщин в более натуралистичной манере, но он не пытался изобразить женщин в естественной внешности. Женщины Утамаро, от матерей до гейш и куртизанок, идеализируют удлинёнными и стройные тела. Они часто одеваются в ткани с тонким рисунком. Их головы на длинных шеях и узких плечах, всегда заметно длиннее, с длинными носами, глазами и крошечными ртами в виде красных бабочек. Его работы стали эталоном для будущих поколений художников-ксилографов.
В девятнадцатом веке японское искусство проникло в Европу, захватив и вдохновив западных художников на повальное увлечение, которое теперь называется японизмом. Яркие образы красивых женщин, куртизанок, матерей с детьми и даже эротика (шунга), созданные Утамаро, предлагали новые способы осмысления линий, композиции, цвета и гармонии. Эти образы произвели неизгладимое впечатление на многих, например, на импрессионистов Мэри Кассат, Эдгара Дега, Эдуарда Мане и Клода Моне (которому принадлежало более тридцати гравюр Утамаро), на Поля Гогена и Анри де Тулуз-Лотрека. Утамаро ещё больше сократил разрыв между Востоком и Западом, став одним из первых японских художников, применивших западные принципы перспективы в своём искусстве (что видно из таких работ, как "Луна в Синагаве", "Цветение сакуры в Есиваре", и "Снег в Фукагаве").
Искусствовед девятнадцатого века Эдмон де Гонкур писал:
"Его восхитительные женские образы заполняют сотни книг и альбомов и являются напоминаниями, если таковые необходимы, о бесчисленном сходстве между искусством и эротикой. [...] Именно женские портреты Утамаро наиболее поражают своей чувственной красотой, одновременно живой и очаровательной, столь далёкой от реализма и наполненной утончённым психологическим смыслом. Он предложил новый идеал женственности: стройную, отчуждённую и со сдержанными манерами".
Некоторые люди выражают разочарование тем, что им не удается "легко прочитать" эмоции женщин на гравюрах Утамаро. Как объясняет мастер гравюр на дереве Дэвид Булл (David Bull), "У них у всех нос одинаковой формы, и угол наклона всегда одинаковый", и да, этот "строгий набор правил" затруднял проявление эмоций в жанре. Однако, по словам Булла, "Укие-э - жанр декоративный. Я не вижу в нем глубокого психологического смысла. Я просто люблю их красоту, как и большинство людей сейчас, мы просто воспринимаем их как чистые, простые, красивые, декоративные произведения искусства. Для меня это и есть то, что означает Биджин-га как жанр".
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.