Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Роль ленд-лиза в книге российского автора: серьёзный анализ и новые документы

О значении ленд-лиза существует много мнений, но в целом они укладываются в два основных: «Когда нам особенно надо было, ничего дельного нам они не поставляли, да и танки у них – дрянь, самолёты – ещё хуже, а там мы и сами немца погнали!»

Существуют и альтернативные мнения, что ленд-лиз чуть ли не за нас войну выиграл.

Прежде всего, договоримся, что ленд-лиз – это не подарок и не продажа в долг.

Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и прочее странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для использования, должно быть оплачено, если его не пожелали возвращать.

В денежном выражении поставки в СССР составили свыше 10 миллиардов (!) долларов. После распада Советского Союза Российская Федерация взяла на себя все советские долговые обязательства. Долг США по ленд-лизу был окончательно погашен 21 августа 2006 года.

Ленд-лиз для СССР
Ленд-лиз для СССР

И всё-таки многие вопросы о роли ленд-лиза, его содержании, отношении к нему требуют рассмотрения, потому что даже в период войны, когда отношения между СССР И США были достаточно широкими и бесконфликтными, а сама американская помощь по ленд-лизу поступала к нам широким потоком, советские власти публично почти не упоминали о ней, что, естественно, крайне обижало американцев. В марте 1943 г., к примеру, посол США в Москве, адмирал У. Стэндли вынужден был заявить журналистам на пресс-конференции: «Российские власти, по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна».

Резкое выступление посла на какое-то время возымело действие: власти публично признали заслуги американской стороны по оказанию России помощи. Когда же после завершения Второй мировой наступила «холодная война» и опустился «железный занавес», в нашей печати вовсе перестали упоминать о ленд-лизе. А если и заходила об этом речь, то упоминалось, что поставки по ленд-лизу достигали всего четырех процентов от общего валового объема продукции, произведенной в СССР в военный период, а это такой пустяк, о котором не стоит и вспоминать.

Самой полной и опирающейся на массу собранных документов стала книга Аллы Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан». М.: Терра. 1998.

Алла Хаимовна Паперно родилась в 1937 г. в Ленинграде. Пережила блокаду, голод, бомбежки, была эвакуирована в Алма-Ату. После снятия блокады вернулась с родителями в Ленинград. Окончила политехнический институт. Работала в КБ завода «Ленполиграфмаш».

На Камчатку Алла Хаимовна приехала в 1963 году, затем в 1978 г. стала журналистом. Писала и готовила передачи об истории города и края, пока не подошла к своей теме – ленд-лизу, которому и посвятила свои исторические и историко-литературные труды.

Скончалась в 2020 г.

А.Х. Паперно была удивлена, что само понятие «ленд-лиз» трактовалось очень свободно, вразрез с реальными историческими фактами. Даже те из представителей старшего поколения, что слышали или читали что-то о ленд-лизе, вспоминали пренебрежительное: «А, мы воевали, а они нам тушёнку посылали, а потом ещё и деньги требуют!»

Книга А. Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан»
Книга А. Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан»

Занимаясь исследованиями поставок нам из США, автор убедилась, что те, кто что-то знает, читал, слышал о ленд-лизе, связывают эти поставки только с северными конвоями союзников в Мурманск или Архангельск в начале Великой Отечественной войны. При этом считалось, что в силу малой эффективности таких конвоев в борьбе с подводными лодками и авиацией противника подобная форма доставки вооружения в Россию себя не оправдала и союзники вскоре от нее отказались. Часто также в ряде публикаций сообщалось, что тем самым военная помощь России вроде бы и вовсе прервалась.

Скорее всего, это связано с огромной популярностью ярких (но во многом не всегда исторически достоверных) книг В. Пикуля. Именно под его пером караваны становятся трагическими попытками прорваться через «волчьи стаи» подводников Деница, под непрерывными атаками бомбардировщиков, среди ледяных бушующих волн – попытками часто безнадежными, трагическими, как в «Реквиеме каравану PQ-17».

А про «другой путь» автор известных и любимых книг писал: «Существовал еще один путь – через Владивосток, но почти невозможно «перекатить» грузы через всю Сибирь до фронта, и сам этот путь вскоре закрылся».

А реально всё только началось! Увеличился объем поставок в наши южные моря через зону Персидского залива, а если говорить об Атлантике – то начались переходы в Камчатский, Владивосток и другие тамошние наши порты.

А. Паперно доказывает, что по маршруту США – Владивосток и далее по Транссибирской железнодорожной магистрали все грузы шли без серьезных задержек, а это больше половины грузов, поступивших к нам в 1941 — 1945 годах.

Очень важно, что автор говорит не только о грузах, но прежде всего о тех советских людях, которые в невероятном напряжении сил обеспечили бесперебойное снабжение фронта и тыла важными ресурсами.

И появляется история такой трагической и яркой фигуры, как А. Афанасьев, который в начальный период войны был человеком № 1 в Приморье: начальник Дальневосточного морского пароходства, уполномоченный ГКО в этом регионе, позже даже министр морского флота СССР. Обвиненный «компетентными органами» в шпионаже, Афанасьев шесть лет провел в тюрьме, лагерях, ссылке, и только после смерти Берии его реабилитировали.

А.А. Афанасьев
А.А. Афанасьев

А. Афанасьев начал работу в тот момент, когда образовалась гигантская пробка. Грузы прибывали из США по морю, а переброска их на железную дорогу застопорилась: не было платформ, вагонов, паровозов...

Энергия, опыт, организаторский талант позволили А. Афанасьеву разрядить крайне сложную ситуацию, угрожавшую сорвать дальнейшие поставки по ленд-лизу этим маршрутом.

Наши суда ходили в СЩА не караванами! Одиночные плавания по Тихому океану в те годы в Штаты и обратно с военными грузами сами по себе были подвигом, по достоинству еще не оцененным и поныне. Иногда сами капитаны американских субмарин ночью, в тумане, не разобравшись как следует в обстановке, торпедировали советские пароходы с импортным грузом, принимая их за японские. (Так произошло, к примеру, с нашим крупнотоннажным кораблем «Трансбалт», потопленным подлодкой США уже на самом исходе Второй мировой.)

В целом японских капитаны подводных лодок старались не атаковать советские суда, чтобы не нарушать нейтралитет, но было, было...

Советский пароход «Уэлен», следуя вдоль берегов Австралии, 16 мая 1942 г. выдержал артиллерийский бой с японской подводной лодкой И-29 при входе в порт Ньюкасл. Получив несколько попаданий, подлодка вынуждена была уйти на глубину и покинуть поле боя.

Пароход «А. Микоян» потоплен в октябре 1942 года японской подводной лодкой «И-162» в Бенгальском заливе.

Транспорт «Кола» был задержан в феврале 1943 г. японским военным кораблём. После трёхчасового досмотра «Колу» отпустили, но вскоре его настигла торпеда, выпущенная подводной лодкой.

Пароход «Павлин Виноградов» потоплен у берегов Аляски в апреле 1944 г. японской подводной лодкой I-180.

Всего СССР потерял в Тихом океане 18 судов.

Пароход «Трансбалт» потоплен в 1945 г.
Пароход «Трансбалт» потоплен в 1945 г.

Важной частью ленд-лиза был АЛСИБ: речь идет о воздушном мосте Аляска – Сибирь, продолженном на Запад, к линии фронта. По АЛСИБу к нам поступали американские боевые самолеты. Эта воздушная трасса, с аэродромами, взлетными полосами, заправочными станциями, расположенными на земле, создана была за десять месяцев, хотя по предварительным прикидкам специалистов для этого потребовалось бы не менее пяти лет.

С того момента минуло более полувека, а автора «Ленд-лиза» упорно не подпускали к архивам, несмотря на ходатайства академических институтов и научных обществ. Не допускают туда, где хранятся документы о тех людях, деяниями которых в любой другой стране давно гордилась бы вся нация.

А. Паперно доказывает, что на Дальнем Востоке основной путь доставки ленд-лизовских грузов в СССР. По основным маршрутам грузопоставки распределялись так (в длинных тоннах):

Северная Россия — 3 964 000;

Персидский залив — 4 160 000;

Черное море — 681 000;

советский Дальний Восток — 8 244 000;

советская Арктика — 452 000.

«По данным Российского государственного архива экономики, – пишет А. Паперно, – Владивосток и Дальневосточная железная дорога переправили почти 8 миллионов тонн импортных грузов — это в 4 раза больше объема импорта, переправленного Мурманской и Кировской железными дорогами, и в 5 раз больше того, что переправила Архангельская группа портов и Северная железная дорога».

А. Паперно нашла факты, что «с лета 1944 года правительство СССР перестало публиковать сведения о конкретных размерах поставок по ленд-лизу и засекретило эти данные».

Почему это случилось, почему ленд-лиз или недооценивают, или замалчивают?

После Второй мировой войны опустился «железный занавес», усилилась «холодная война». Тема ленд-лиза осталась в СССР на долгие годы под цензурным запретом. А за океаном, продолжает журналистка, в США, работала комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, и о добрых отношениях с русскими в военные годы тоже лучше было не вспоминать. Генеральный консул США во Владивостоке Д. Флойд в беседе с нею сказал, что американское правительство тоже не хотело, чтобы его народ знал размеры помощи бывшим союзникам, которые на долгие годы стали вероятными противниками.

А. Паперно цитирует изданную и у нас книгу Р. Шервуда (Роберт Шервуд. «Рузвельт и Гопкинс». М., 1958), в которых переданы беседы Гопкинса со Сталиным в конце мая 1945 года, и особенно то, как американец умно и благородно закончил дискуссию о ленд-лизе:

– Было бы большой трагедией, если бы величайшее достижение в области сотрудничества между Советским Союзом и Соединенными Штатами, которого они добивались совместно на основе ленд-лиза, имело бы... неприятный конец.

Он добавил, что мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии.