#развитие навыков #мышление #общение #эмоции
А вы когда-нибудь задумывались, насколько важно постоянно развиваться и совершенствовать свои способности? А что если это не вождение автомобиля или готовка, а, казалось бы, самые базовые “человеческие” умения? Можно ли, а самое главное – нужно ли их развивать у детей?
Компетентность — это сочеание знаний, навыков и принципов, которые «включаются» у человека в подходящем контексте и позволяют ему достигать желаемого результата. В свою очередь, универсальные компетентности – это умения, которые применимы к любой области знаний или предмету.
Давайте далее разберемся, что понимается под универсальными компетентностями. Часто их называют “мягкими навыками” или “4К” (сокращенно от Критическое мышление, Креативность, Кооперация, Коммуникация) – названия, с которыми вы, вероятнее всего, встречались. Однако в методических пособиях и рекомендациях по развитию универсальных компетентностей под редакцией М.С. Добряковой и Е.И. Казаковой утверждается, что аббревиатура “4К” не совсем корректна, так как упускает важный пласт этих навыков — тех, что связаны с пониманием человеком себя: контроль эмоций, планирование, выбор приоритетов и т. д. Без этих аспектов список универсальных компетентностей оказывается неполон. Итого, в универсальные компетентности (“мягкие навыки”) входят (1) критическое мышление и креативность (компетентность мышления), (2) кооперация и коммуникация (взаимодействие с другими людьми) и (3) контроль эмоций, мотивации и поведения (взаимодействие с собой).
Развивать или не развивать: вот в чем вопрос?
Прежде чем перейти к вопросу о том, как развивать универсальные компетентности, важно понять, для чего это вообще может быть нужно. Что говорят современные исследования о тех, кто проходил обучение или обладает высоким уровнем универсальных компетентностей? В основном, результаты положительные.
Так, существует положительная связь между использованием «мягких» навыков (т. е. готовность к обучению, планирование и умение решать задачи) и профессиональными результатами у взрослых. В детском возрасте развитие универсальных компетентностей также важно. Исследования навыков универсальных компетентностей и их роли в иных аспектах жизни детей до 12 лет включительно подтверждают, что их развитие связано улучшением академической успеваемости детей (по чтению, письму и счету), лучшим психическим здоровьем, развитием социальных навыков, лучшими показателями готовности к школе, более высоким интеллектом и широким словарным запасом. Тренинги “мягких навыков”, способствуют улучшению общения, уверенности в себе, вовлеченности и приверженности обучению, расширяют возможности трудоустройства даже у людей с врожденной трудностью в сфере социальных навыков – людей с расстройством аутистического спектра.
Конечно, каждый родитель сам решает, заниматься ли прицельно развитием универсальных компетентностей у ребёнка или нет. Однако освоение этих навыков может помочь ребенку добиться успехов в обучении, общении и карьере в будущем.
Итак, вернемся к компетентностям. Исследователями выделяются три универсальные компетентности: мышления, взаимодействия с другими людьми и собой. Далее мы подробнее разберем, как развивать каждую из них.
Компетентность мышления (познания)
В компетентность мышления входит критическое и креативное мышление, то есть, как человек может понимать задачу, находить наиболее оптимальные пути ее решения, а также мыслить творчески и системно. Критическое и креативное мышления дополняют друг друга: критическое – помогает понять задачу и требования для ее выполнения, а креативное – генерировать интересные идеи для ее решения. Компетентность мышления активируется, когда человек сталкивается с незнакомыми задачами, неопределенностью, вопросами или дилеммами.
Как интегрировать в воспитание ребенка: давать комплексные задачи, позволяющие мыслить системно и неординарно.
Например, создать композицию из растений на подоконнике, если ребенку интересны цветы. В этой ситуации критическое мышление запускает анализ: как хорошо освещается окно? насколько ограничена площадь подоконника? какие растения выбрать, чтобы они подходили по размеру и освещению? какой будет график полива? Креативное мышление может быть задействовано при учете этих условий. Так, можно сэкономить пространство, посадив растения вертикально своеобразной лесенкой. Такой прием называется “вертикальное садоводство”. Можно также разработать систему автополива, когда из бутылки через трубочки вода под собственным давлением стекает в почву. Ну а главное - из перечня подходящих растений можно составить композицию по цветам. Фантазии есть где разгуляться!
Компетентность взаимодействия с другими людьми
Компетентность взаимодействия с другими людьми включает способность сотрудничать с другими, брать на себя ответственность в команде, вести переговоры и разрешать конфликты. Этот навык также включает способность выразить себя в социальных взаимодействиях и умение понимать социальные ситуации, роли и нормы поведения.
Как интегрировать в воспитание ребенка: создавать ситуации, где необходимо работать в команде или взаимодействовать с окружающими.
Разберем тот же пример с цветами на подоконнике. Ребенок захотел, чтобы в доме было больше красивых цветов, радующих глаз. Но он в этом доме живет не один – в семье есть и другие люди, которые о нем заботятся, и для того, чтобы все было по-честному, нужно учесть мнение всех. Допустим, в семье кроме ребенка есть мама, папа, старший ребенок, пускай, сестра, и бабушка. Мама очень хочет цветы на подоконнике, бабушке может быть все равно, что происходит. Но вот отец и сестра, например, против. В таком случае можно узнать, по каким конкретно причинам сестре и отцу не нравится эта идея, и маме вместе с бабушкой и ребенком разработать систему аргументов, чтобы достичь консенсуса, разделяя обязательства и ответственность. Кооперация (совместное действие) возникнет, когда вместе с ребенком кто-то из членов семьи будет выбирать, покупать и сажать цветы. После того, как домашний сад будет готов, можно помогать ребенку придерживаться своих обязательств – поливать растения вовремя и протирать грязь от земли. Затем договариваться снова, если эти обязательства не соблюдаются.
Компетентность взаимодействия с собой
Компетентность управления собой – это эмоционально-волевые навыки. Компетентность в обращении с собой включает самоконтроль, дисциплинированность, самоорганизацию, осознание и регуляцию собственных эмоций, мотивации, поведения и мышления. По сути, здесь задействованы два навыка: саморегуляция и самоорганизация. Если саморегуляция позволяет управлять своими мыслями, эмоциями и поведением, обеспечивая более эффективное использование ресурсов и контроль над собственными действиями, то самоорганизация помогает структурировать задачи, устанавливать приоритеты и эффективно планировать свое время и ресурсы.
Как интегрировать в воспитание ребенка: помогать преодолевать трудности и определять план действий.
И снова пример с цветами на подоконнике. Допустим, ребенок столкнулся с трудностями - тот цветок, который он очень хотел посадить, не выживет в тусклом освещении, а окно выходит на север. Но он так долго думал о нем и так сильно стремился его заполучить, что очень расстроился, когда понял, что это не получится. В таком случае родитель может помочь ребенку осознать причину и характер своих эмоций, а также сформулировать альтернативы - какой цветок вместо этого можно купить. Или можно купить тот, который хотел ребенок, но тогда придется разбираться с болезнью и увяданием растения, вероятно - приобретать досвечивающую лампу. Здесь включается расстановка приоритетов и выбор тактических решений.
Как вы уже наверняка заметили, одна и та же задача может задействовать все три универсальные компетентности. Как отмечают авторы методических рекомендаций по развитию универсальных компетентностей М.С. Добрякова и И.Д.Фрумин, среди универсальных компетентностей нет какой-либо главной, и они часто могут быть включены в решении какой-либо цели одновременно.
Подытожим. Универсальные компетентности — это набор навыков, отвечающих за мышление, взаимодействие с другими людьми и самим собой. Развивать их определенно стоит, так как их наличие связано с положительными результатами в различных областях жизни. Лучше всего проектировать для ребёнка нестандартные задачи, требующие комплексного и творческого подхода к их выполнению. Одна и та же ситуация может задействовать сразу все три универсальные компетентности. Это поможет ребенку научиться мыслить нестандартно, эффективно взаимодействовать с окружающими и лучше понимать себя.
На основе:
- Добрякова, М. С., & Фрумин, И. Д. (2020). Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 472, 34.
- Авдеенко, Н. А., Браташ, В. С. …. , & Янченко, А.А. (2023). Поддержка и развитие" мягких" навыков в школе: атлас практических решений. Под ред. М.С. Добряковой и Е.И. Казаковой. Москва: Мультивейс бизнес групп, 249, 5.
- Sung, C., Connor, A., Chen, J., Lin, C., Kuo, H., & Chun, J. (2018). Development, feasibility, and preliminary efficacy of an employment-related social skills intervention for young adults with high-functioning autism. Autism, 23, 1542 - 1553.
- Smithers, L. G., Sawyer, A. C., Chittleborough, C. R., Davies, N. M., Davey Smith, G., & Lynch, J. W. (2018). A systematic review and meta-analysis of effects of early life non-cognitive skills on academic, psychosocial, cognitive and health outcomes. Nature human behaviour, 2(11), 867-880.
- Fernandez, F., & Liu, H. (2019). Examining relationships between soft skills and occupational outcomes among U.S. adults with—and without—university degrees. Journal of Education and Work, 32, 650 - 664.