В последнее время в терминологии российских аналитиков и СМИ появилось отдельное понятие "инфляция для бедных". Эта такая своя отдельная инфляция, которую ощущают (и не просто ощущают, а фактически с ней живут) самые необеспеченные слои населения - люди, живущие на низкую зарплату, пенсионеры, получатели соцпособий и т.д. Таких людей в стране десятки миллионов.
Аналитики неустанно твердят о том, что именно у таких людей личная инфляция получается самой высокой (она и в целом высокая, а вот у них - еще выше).
Об этом пишут в своих аналитических докладах даже правительственные макроэкономисты из ЦМАКП.
А глава ЦБ Эльвира Набиуллина летом 2024 года называла разгон инфляции "налогом на бедных", заявляя, что именно за счет страданий наименее обеспеченных слоев населения достигается тот экономический рост, который нам демонстрирует статистика, ведь он в нынешней форме неизбежно влечет за собой разгон инфляции. Что бедные россияне буквально оплачивают темпы развития экономики из своих карманов. И призывала не допускать этого.
Почему же так получается? Почему инфляция для бедных всегда была, есть и будет выше, чем для среднего класса и богатых слоев населения?
Ответ банально прост. Чем беднее человек - тем более узкий перечень товаров и услуг он потребляет, его потребление ограничивается товарами и услугами повседневного спроса, а они всегда дорожают сильнее, чем более специфические товары и услуги, входящие в индекс расчета инфляции.
И даже если более специфические товары и услуги в какой-то момент подорожают сильнее - от их потребления можно просто отказаться, тем самым, не ощущая на себе их подорожания. А вот от потребления ежедневно необходимых товаров и услуг отказаться нельзя.
Что потребляет бедный человек? В любом случае - коммунальные услуги. А тарифы на них в последние годы растут быстрее общего официального уровня инфляции - такие устанавливает государство. В общем объеме расходов бедного человека коммуналка может занимать около трети расходов или даже больше. Вот, пожалуйста, эта часть уже гарантированно дает бОльшую инфляцию.
Далее. В любом случае он потребляет продукты. А продукты тоже всегда растут в цене выше общего уровня инфляции (даже официально, по Росстату, там есть отдельное понятие - продовольственная инфляция, и она всегда выше). А если еще и брать самый ограниченный, самый дешевый набор продуктов, который и потребляет бедный человек, то он растет в цене еще быстрее. Это сельхозпродукция, овощи-фрукты. Например, за 2024 год плодоовощная инфляция по Росстату составила около 22% при общей 9,5%. Вот, в части своего питания бедный ощутил эти 22%.
На питание у самых малообеспеченных может уходить до половины бюджета или еще больше.
Остаток своих средств бедные могут тратить тоже на какие-то жизненно-необходимые товары и услуги: например, медикаменты, проезд в транспорте, услуги по ремонту чего-либо и т.д. И все это точно так же дорожает сильнее общего уровня инфляции. Тарифы на транспорт так устанавливает государство, медикаменты сильно дорожают, потому что их стало дороже производить и завозить из-за санкций, ну а, например, услуги по ремонту - из-за опережающего удорожания запчастей.
Вот и получается, что все, что потребляют самые бедные люди, всегда дорожает сильнее, чем то, что потребляют остальные. И у них при этом даже нет особой возможности выбора: все это они будут потреблять в любом случае. Вот поэтому инфляция для бедных всегда была, есть и будет выше общей, и они будут страдать от ее разгона сильнее всего.
Например, вот что пишут аналитики ЦМАКП в своей недавней аналитической записке от 18 декабря:
Косвенный социальный эффект от структурного компонента инфляции («инфляции для бедных») по состоянию на октябрь остаётся резко отрицательным – рост цен «для бедных» оказался существенно выше общего уровня инфляции. Соответственно, в октябре реальный размер пенсий (индикатор динамики благосостояния бедного населения), с учётом роста цен для этой социальной группы, продолжает «проваливаться»: из-за ускоренного роста цен на продовольствие уровень жизни бедного населения существенно снижается – при том, что на данных «по средней инфляции» соответствующая просадка минимальна
И показывает в своем докладе отдельный слайд, который так и называется: "инфляция для бедных", на графиках отображен "разрыв" общего индекса потребительских цен с индексом потребительских цен для пенсионеров в целом и "бедных пенсионеров" отдельно.
На первом графике видно, что реальный размер пенсий (синяя линяя) меняется слабее, чем общий уровень цен, а пенсий для бедных (красная линия) - еще слабее - разрыв достигает 10% в последний исследуемый месяц (октябрь 2024, когда цены только начали разгоняться).
При этом разрыв в росте цен с общей инфляцией составляет около 9% для пенсионеров и около 13% для бедных пенсионеров - второй график.
Инфляцию для бедных ЦМАКП считает как скорректированный индекс, включающий в себя: минимальный набор продуктов питания (без животного масла, алкогольных напитков, «прочих продовольственных товаров»), медикаменты, синтетические моющие средства, услуги ЖКХ (без услуг гостиниц) и транспорта. То есть, примерно так, как я описал выше - только самое необходимое и жизненно важное.
Наиболее близко инфляцию для бедных может отображать индекс потребительской инфляции, рассчитываемый холдингом Ромир, который в сентябре 2024 года попросту перестали публиковать.
На момент прекращения публикации данных годовой уровень потребительской инфляции составлял около 22% (при росстатовской общей около 8%). К нынешнему моменту он гарантированно вырос, потому что как раз с того момента и наблюдался основной разгон инфляции. По моим прикидкам - в район 30%.
Но этот индекс включает в себя около 200 товаров и услуг, а самые-самые бедные россияне потребляют гораздо меньше (до 50 максимум). Поэтому их личная инфляция может оказаться еще выше.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.