Павел Петрович Бажов — выдающийся русский писатель, внесший значительный вклад в популяризацию Свердловской области и Пермского края. Его глубокое понимание истории и культуры Урала позволило ему изменить общее восприятие этого края. Хотя о "природных сокровищах" Урала говорили и раньше, именно Бажов обратил внимание на результаты упорного труда рудознатцев, гранильщиков и ювелиров, которые раскрывают скрытую природную богатства. Их произведения стали настоящей гордостью нашей культуры.
Образ уральского мастера сформировался не без таланта и усилий Павла Петровича.
Уральские горы считаются одними из старейших на Земле, и миллионы лет разрушающие процессы открыли доступ к множеству залежей полезных ископаемых. Это руды черных, цветных и редких металлов, строительные материалы, а также уральские самоцветы и поделочные камни.
Среди всех богатств, скрытых в недрах Урала, драгоценные самоцветы особенно известны малахиты и изумруды
Малахит - "Это радостный камень и широкой силы", П. Бажов.
Исторически основным населением Северного Урала были ненцы, ханты и вогулы (манси). На Среднем и Южном Урале жили башкирские племена. Их обычаи, культура и духовные ценности достаточно точно и подробно отложились в мифологии и легендах.
Основная версия происхождения топонима «Урал» — от древнего башкирского слова «урау» — возвышенность или пояс. В славянских летописях Уральские горы называют Большим Камнем или Поясовыми.
На Урале издревле жили ещё и манси. По-мансийски Ур – это «гора», Ала – «крыша», т. е. Урал – это «Крыша гор».
Малахитовая шкатулка
Наверное, очень многие хотя бы раз да слышали про сборник сказок П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка", но наверняка Вы не знали, что изначально было несколько вариантов обложки сборника. Подарочный вариант был отправлен на международную выставку в Нью-Йорке «Мир завтрашнего дня». В оформлении этой книги участвовали мастера гранильной фабрики. В кожаный переплет была вмонтирована малахитовая пластинка, на которой крепилась серебряная ящерка, украшенная рубинами и хризолитами. Таких книг было две или более, и, вероятно, одна из них была отослана в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В Свердловск книги не вернулись, и судить о них можно только по сохранившимся описаниям.
Уральские сказы Павла Петровича Бажова были изданы более ста раз. Его произведения переведены на сотни языков по всему миру. На основе его сказов созданы десятки мультфильмов и фильмов, а также поставлены театральные спектакли. Герои его рассказов изображены на почтовых марках и монетах.
В прижизненных изданиях Бажова сказы выходили под разными названиями: «горные сказки», «рассказы», «сказы».
Первоначально (в газете и альманахе) сказ публиковался под названием «Тятино подаренье» и лишь при книжном издании перенял имя всего сборника. Эта история продолжает сказ «Медной горы хозяйка», где малахитовая шкатулка появляется впервые: «…и подает большую малахитову шкатулку. А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает». Но теперь шкатулка становится главным предметом повествования, так как именно от неё зависят все действия героев и сюжетные повороты.
Шкатулка подарена Степану Хозяйкой Медной дары для его невесты – Настасьи. Однако та лишь хранит драгоценный подарок, не стремясь надевать его содержимое, чувствуя, что оно предназначено не ей («Буски в шесть ли семь рядов только раз и примерила. Как лед кругом шеи-то, и не согреваются нисколько. На люди те буски вовсе не показывала»). И Настасья права, тягу к каменьям ощущает лишь Танюшка – дочка, но ничуть не напоминающая ни мать, ни отца («В кого только зародилась! Сама черненька да бассенька, а глазки зелененьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит»). В отличие от остальных людей украшения, хранящиеся в шкатулке, словно чувствуют в Танюшке родственную душу («Мамонька, сколь хорошо тятино-то подаренье! Тепло от него, будто на пригревинке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит»).
Когда шкатулку пришлось продать, новую хозяйку украшения не восприняли («Серьги надела - чуть мочки не разорвала. Палец в перстень сунула - заковало, еле с мылом стащила. Муж посмеивается: не таким, видно, носить!»). Скрытому волшебству ни один из мастеров, которым предметы отдали на переделку, даже не пытается противостоять. («Знаю», - говорит, - «в каком месте шкатулка делана, и про мастера много наслышан. Тягаться с ним всем нашим не по плечу. На одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдет, что хошь делай»). Шкатулка попадает в царский дворец, а вслед за ней туда же прибывает и Танюшка. На глазах изумлённых придворных и самой императрицы Танюшка исчезает в малахитовом столбе, вырубленном из глыбы, которую когда-то добыл её отец. Украшения превратились в капли, шкатулка исчезла вместе с Танюшкой, а горные мастера при встрече с Хозяйкой Медной горы заметили, что та девица в платье малахитовом временами двоиться стала.
Символический образ малахитовой шкатулки
Почему же Павлу Петровичу Бажову понадобилась именно шкатулка, и почему он выбрал малахит в качестве её материала? В русском языке слово «шкатула» изначально обозначало обтянутый кожей и обитый железом ящик. Впервые оно было зафиксировано в статейном списке посольства Тюфякина в Персию в 1598 году: «Отправил с послом 4 шкатулы с вины со многими зельи». Небольшую шкатулу называли «шкатулка», и это слово сохранило своё место в языке до наших дней, несмотря на то, что его прародитель уже забылся. В документах слово «шкатулка» начинает встречаться с 1610 года, и это придаёт ему особую историческую значимость.
Шкатулка, как символ, имеет глубокие корни, уходящие в античный мир. Миф о ящике Пандоры, который не следовало открывать, стал основой для понимания шкатулки как хранилища тайн и загадок. Она ассоциируется с женским началом, с материнской утробой, где скрывается жизнь до своего появления на свет. Это не просто предмет — шкатулка олицетворяет сюрприз и тайну, а также выполняет разграничительную функцию. В чешской народной сказке «Кованый сундук» этот предмет разделяет мир добра и зла.
В произведениях Бажова шкатулка обретает новое значение. Она становится границей между внешним миром людей и внутренним миром, где находятся камни — сокровища горного мира, скрытого от человеческих глаз. Только Танюшка, как наследница Хозяйки Медной горы, получает возможность беспрепятственно перемещаться между этими мирами. Степан, отказавшийся от женитьбы на Хозяйке, всё равно заключает с ней невидимый мистический брак, результатом которого становится появление Танюшки — зелёноглазой черноволосой девочки, отличающейся от остальных жителей деревни.
Тем не менее, выбрав жизнь среди людей, Степан становится лишь передатчиком шкатулки от горной владычицы к той, кто сможет оценить волшебство дара Хозяйки и стать её верной помощницей. Хозяйка следит за тем, чтобы всё происходило согласно её замыслу. Шкатулка защищает Танюшку: она ослепляет грабителя, пытавшегося завладеть богатством, и становится связующим звеном между Танюшкой и Хозяйкой, когда та появляется в облике странницы.
Почему же шкатулка Бажова должна быть именно малахитовой? Ведь другие камни, такие как яшма или агат, не менее прекрасны. Здесь на первый план выходит историческая ценность малахита в эпоху, когда разворачиваются события его сказов. Гумёшевский рудник, прославленный Бажовым, был открыт в начале XVIII века, но его активная разработка началась лишь через тридцать лет. К тому времени малахит и лазурит соперничали за звание самого красивого камня, но сокращение поставок лазурита обеспечило малахиту лидерство. Он стал самым желанным поделочным камнем, именно его назначали горным мастерам в первую очередь.
Не учитывать значимость малахита в то время Бажов не мог. Но малахитовой стала не только шкатулка — сама Хозяйка Медной горы, главный образ его сказок, облачена в малахитовое платье, порой её так и называют — Малахитница. Павел Петрович уделил внимание множеству уральских поделочных камней, которые появляются в его историях, но малахит проходит сквозной нитью через всю книгу. «Это радостный камень и широкой силы», — писал он. — «В нём радость земли собрана».
Если взглянуть на образы, скрывающиеся за сюжетом, мы можем обнаружить вторую малахитовую шкатулку — императорский дворец. Вернее, не весь дворец, а определённый зал: «Слышала я, будто в царском дворце есть палата, малахитом тятиной добычи обделанная. Вот если ты в этой палате царицу мне покажешь». Таковой зал действительно существует — это Малахитовая гостиная Зимнего дворца. Именно там Танюшке предстоит таинственно и безвозвратно исчезнуть.
И снова шкатулка, выступающая в роли дворцовых покоев, выполняет разграничительную функцию, но теперь в обратном направлении. Внутри остаётся мир людей со всеми его радостями и заботами. Покидая его, Танюшка уходит в каменное царство, где её ждёт Хозяйка Медной горы. В этом мире обитают мастера, создавшие как украшения для Танюшки, так и шкатулку для их хранения — те, чью работу не осмелится подправить ни один человек, даже самый искусный резчик или шлифовальщик. Судьбы таких умельцев мы увидим в других сказах Бажова — «Каменный цветок» и «Горный мастер».
Таким образом, малахитовая шкатулка становится не просто предметом — она символизирует связь между двумя мирами: миром людей и таинственным царством природы, где скрыты чудеса и сокровища, ожидающие своего часа.
Народный музей «Малахитовая шкатулка», расположенный в городе Полевской (Свердловская область), считает, что самые удивительные малахитовые шкатулки собраны именно здесь. Ведь в его экспозиции среди сотни других предметов находятся Царь-ларец с резьбой на мотивы сказов П. Бажова и самая большая в мире малахитовая шкатулка (по крайней мере, так утверждают специалисты музея). Но выше показана миниатюрная шкатулка 2,5×3,5 мм, которую её создатель Владимир Анискин разместил на срезе виноградной косточки. Кроме малахита в отделке использованы золото и азурит. Разумеется, рассматривать её надо под сильным увеличением.
Подводя итоги, можно смело сказать, что книга «Малахитовая шкатулка» - это яркий пример того, как мастер слова взял, словно природный камень, грубый необработанный фольклорный материал, а затем умелой шлифовкой высветил спрятанный узор и показал его глубинную красоту, превратив в последовательность историй, волшебство которых увлекает за собой в детские годы и не отпускает даже во взрослой жизни. И современные малахитовые шкатулки продолжают нести в себе искорку этих незабываемых чудес, словно каждую из них коснулась рука Хозяйки Медной горы.