Прямо сегодня оно происходит, товарищи, поэтому пожелаем нашим школьникам высокой концентрации, чёткой дикции и лёгких текстов.
***
Уже несколько лет, точно не скажу, но больше пяти, мне, репетитору, приходится волей-неволей участвовать в подготовке моих учеников к устному собеседованию по русскому языку.
Преподаю и русский язык, и математику, поэтому у меня есть уникальная возможность помогать в подготовке даже тем ребятам, которые не занимаются со мной именно русским языком.
Выкраиваем время из математики и на скорую руку погружаемся...
В пучины.
Современные школьники читают мало и редко, в результате чего их чтение больше похоже на шарманку. Механически прочесть получается почти у всех, а вот сделать это осознанно и пронести понимание текста от начала до конца – не у каждого.
К тому же ограниченный словарный запас не позволяет ребятам читать правильно. Зрение выискивает знакомые корни и подсовывает из небольшой копилки подходящие слова, поэтому и получается неправильно.
Так рождаются смешные ляпы.
- Столпы запросто превращаются в столбы.
- Венец творения – в венок травника.
- Знаменитое гагаринское "Поехали!" на днях превратилось в куртуазное "Пихали!"
Причём когда стали разбираться с хорошистом в математике, девятиклассником, кто кого пихал, оба содрогались от хохота.
"Как не понять состояние души, истаскавшейся по красоте?!" – воодушевлённо и старательно читает (уже другой) юноша отрывок.
Дослушала, не прерывая. Затем указала на ошибку. Точнее, на абзац, в котором ошибка была сделана.
– Перечитай-ка вот отсюда.
Перечитал. Душа своего поведения не изменила. Только после подробного донесения смысла произнесённого слова у старшеклассника случилось просветление. Исправился и осознал, что душа была истосковавшаяся.
"Такое слово длинное, покороче не нашлось?!"
Чтение – это первое испытание собеседования. На подготовку отводится пара минут, чтобы ознакомиться с материалом и выявить опасные моменты: имена собственные и даты.
***
А ещё у нас сложности с пересказом. После одного прочтения текста из трёх абзацев будет хорошо, если школьник произнесёт одно предложение.
Тоже объяснимо. При прочтении текста все силы уходят на технику чтения, а не на смысл.
Зная об этом, составители заданий для устного собеседования, разумеется, ввели пересказ в зачёт.
Это второе задание. На его подготовку тоже отводится несколько минут. Ещё надо включить в пересказ цитату, которая прилагается к заданию.
(Хотя от волнения многие забывают про цитату. Довольно распространённое упущение.)
Грамотный школьник делает так: когда готовит первый номер, набрасывает основные словосочетания из текста. Быстро-быстро.
Когда готовит непосредственно пересказ, остаётся лишь дополнить тот листок, где уже половина написана.
Неплохая схема. Загвоздка только в том, что времени мало, да и нервы на пределе.
Так у одной отличницы в пересказе появилось вместо:
"...она проложила дорогу другим жёнам декабристов..."
"Она выложила дорогу жёнами декабристов..."
И только в ходе ответа девочка заметила свою ошибку.
– Я уже пересказывала, и тут я понимаю, что неправильно сейчас скажу... Мне плохо стало! На ходу пришлось всё изменить! Но проверяющие ничего не заметили...
Ей простительно. Там нервическая натура была. 20 баллов из 20 ей в прошлом году поставили.
***
Затем идёт третий номер. На выбор предлагается три возможности:
- Описание картинки/фото.
- Повествование. Рассказ о...
- Рассуждение на заданную тему.
Девятиклассник выполнял повествование:
"Наступило лето, и по всей нашей семье прокатились каникулы!"
(Договорить он не смог, потому что у репетитора случился позитивный шок. Опять хохотала. Если бы вы видели наисерьёзнейшее выражение юного лица, с каким всё это произносилось!)
***
Самый лёгкий номер. Четвёртый. После всех испытаний надо просто поговорить с экзаменатором.
Кажется, эксцессов на моей памяти не случалось, однако была трепетная лань ученица, которая так переживала в процессе зачёта, что на беседе разрыдалась. Её все успокаивали.
Будучи крепкой отличницей, нарыдала она на высший балл.
Экзаменаторы тоже люди.
Надеюсь, после прочтения статьи вы улыбнулись.
***
Закончу финальным перлом славного девятиклассника:
Пусть всё плохое уносится от нас
в необорзимую даль!
😆👍
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.
Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏