Найти в Дзене
Просто Училка

"В необорзимую даль!" Девятые классы и устное собеседование. Оговорки и несуразности

Прямо сегодня оно происходит, товарищи, поэтому пожелаем нашим школьникам высокой концентрации, чёткой дикции и лёгких текстов.

***

Уже несколько лет, точно не скажу, но больше пяти, мне, репетитору, приходится волей-неволей участвовать в подготовке моих учеников к устному собеседованию по русскому языку.

Преподаю и русский язык, и математику, поэтому у меня есть уникальная возможность помогать в подготовке даже тем ребятам, которые не занимаются со мной именно русским языком.

Выкраиваем время из математики и на скорую руку погружаемся...

В пучины.

Современные школьники читают мало и редко, в результате чего их чтение больше похоже на шарманку. Механически прочесть получается почти у всех, а вот сделать это осознанно и пронести понимание текста от начала до конца – не у каждого.

К тому же ограниченный словарный запас не позволяет ребятам читать правильно. Зрение выискивает знакомые корни и подсовывает из небольшой копилки подходящие слова, поэтому и получается неправильно.

Так рождаются смешные ляпы.

  • Столпы запросто превращаются в столбы.
  • Венец творения – в венок травника.
  • Знаменитое гагаринское "Поехали!" на днях превратилось в куртуазное "Пихали!"

Причём когда стали разбираться с хорошистом в математике, девятиклассником, кто кого пихал, оба содрогались от хохота.

"Как не понять состояние души, истаскавшейся по красоте?!" – воодушевлённо и старательно читает (уже другой) юноша отрывок.

Дослушала, не прерывая. Затем указала на ошибку. Точнее, на абзац, в котором ошибка была сделана.

– Перечитай-ка вот отсюда.

Перечитал. Душа своего поведения не изменила. Только после подробного донесения смысла произнесённого слова у старшеклассника случилось просветление. Исправился и осознал, что душа была истосковавшаяся.

"Такое слово длинное, покороче не нашлось?!"

Чтение – это первое испытание собеседования. На подготовку отводится пара минут, чтобы ознакомиться с материалом и выявить опасные моменты: имена собственные и даты.

***

А ещё у нас сложности с пересказом. После одного прочтения текста из трёх абзацев будет хорошо, если школьник произнесёт одно предложение.

Тоже объяснимо. При прочтении текста все силы уходят на технику чтения, а не на смысл.

Зная об этом, составители заданий для устного собеседования, разумеется, ввели пересказ в зачёт.

Это второе задание. На его подготовку тоже отводится несколько минут. Ещё надо включить в пересказ цитату, которая прилагается к заданию.

(Хотя от волнения многие забывают про цитату. Довольно распространённое упущение.)

Грамотный школьник делает так: когда готовит первый номер, набрасывает основные словосочетания из текста. Быстро-быстро.

Когда готовит непосредственно пересказ, остаётся лишь дополнить тот листок, где уже половина написана.

Неплохая схема. Загвоздка только в том, что времени мало, да и нервы на пределе.

Так у одной отличницы в пересказе появилось вместо:

"...она проложила дорогу другим жёнам декабристов..."

"Она выложила дорогу жёнами декабристов..."

И только в ходе ответа девочка заметила свою ошибку.

– Я уже пересказывала, и тут я понимаю, что неправильно сейчас скажу... Мне плохо стало! На ходу пришлось всё изменить! Но проверяющие ничего не заметили...

Ей простительно. Там нервическая натура была. 20 баллов из 20 ей в прошлом году поставили.

***

Затем идёт третий номер. На выбор предлагается три возможности:

  1. Описание картинки/фото.
  2. Повествование. Рассказ о...
  3. Рассуждение на заданную тему.

Девятиклассник выполнял повествование:

"Наступило лето, и по всей нашей семье прокатились каникулы!"

(Договорить он не смог, потому что у репетитора случился позитивный шок. Опять хохотала. Если бы вы видели наисерьёзнейшее выражение юного лица, с каким всё это произносилось!)

***

Самый лёгкий номер. Четвёртый. После всех испытаний надо просто поговорить с экзаменатором.

Кажется, эксцессов на моей памяти не случалось, однако была трепетная лань ученица, которая так переживала в процессе зачёта, что на беседе разрыдалась. Её все успокаивали.

Будучи крепкой отличницей, нарыдала она на высший балл.

Экзаменаторы тоже люди.

Надеюсь, после прочтения статьи вы улыбнулись.

***

Закончу финальным перлом славного девятиклассника:

Пусть всё плохое уносится от нас

в необорзимую даль!

😆👍

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.

Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏