Балтийск — самый западный город России, который привлекает не только своими шикарными пляжами и старинной архитектурой Восточной Пруссии, но и богатой историей, а также тайнами и легендами подземелий военных сооружений.
Здесь размещена крупнейшая военно-морская база Балтийского флота ВМФ России. До 1998 года город был закрытым.
Ежегодно в последнее воскресенье июля здесь отмечается праздник День военно-морского флота РФ - проводится торжественный парад кораблей, высадка десанта, праздничный салют и другие захватывающие мероприятия.
Расстояние от Калининграда до Балтийска — 50 км. Доехать до Балтийска можно на автобусе (за 1,5 часа) или электричке (время в пути 1 час).
ЖД и Авто вокзал находятся рядом, недалеко от исторического центра города. Выйдя с вокзала - нас сразу же встречает красивое здание Пехотных казарм.
Пехотные казармы
Пехотные казармы – это целый комплекс из кирпичных зданий с черепичной крышей, построенных в начале XX века. В казармах размещались солдаты военного гарнизона Пиллау. После Первой мировой войны здания использовались как склады.
В 1920-1930 годах в казармах находились подразделения германской армии. Во время Второй мировой войны здесь готовили специалистов-подводников, считавшихся элитой военно-морского флота Германии, в том числе и для службы на подводных лодках-«малютках» - секретном оружии Гитлера.
Изначально комплекс включал в себя: Северную и Южную казармы, штаб, офицерское казино, 30-метровую водонапорную башню, конюшню, помещение для строевых занятий, вспомогательные постройки и склады.
Во время войны комплекс был частично разрушен. Здания восстановили в середине 50-х годов. В настоящее время в казармах размещается штаб базы Балтийского флота, доступ в здания для туристов закрыт. Осмотр возможен только с дороги - со стороны улицы Красной Армии.
Осмотрев казармы, двигаемся по улице Красной Армии по направлению к Морскому бульвару - главной набережной Балтийска, где размещены все основные достопримечательности.
Балтийск из-за своего стратегически важного расположения был лакомым кусочком для многих стран. В разное время этими землями владели Пруссия, Швеция, Российская империя, Франция, Германия.
История Балтийска
История Балтийска (до 1946 года – Пиллау, нем. Pillau) берёт своё начало в XIII веке. Первое упоминание о прусской деревне Вограм, расположенной на северной окраине современного города Балтийска, относится к 1258 году.
В 1363 и 1430 годах упоминается поселение Пиль или Пиле (от прусского pilis — «крепость»). Населяли его переселенцы из Европы, их привлекли полные дичи леса, янтарь и море с обилием рыбы - осетра (почти все жители занимались осетровым промыслом). Именно его изображение (осётр в золотой короне) позже стало красоваться на гербе Пиллау, а сейчас — на гербе Балтийска.
В 1510 году сильнейший шторм изменил очертания города: часть суши отделилась, и образовался пролив (Фриш Гафф), отделивший нынешнюю Балтийскую косу от материка.
Природа в этом месте еще не раз удивила местных жителей: в 1585 году они наблюдали Северное сияние, в 1769 на территорию Пиллау упал метеорит, а в июне 1871 года выпал снег.
Появившийся пролив стал судоходным и сделал Пиллау важным торговым и транспортным узлом Восточной Прусии, что способствовало развитию города.
Город стал укрепляться и в военном плане: в 1537 году появился блокгауз, в 1550 году — военные земляные укрепления, и стал очень привлекательным для завоевателей.
6 июля 1626 года во время Польско-шведской войны король Швеции Густав II Адольф высадился с войсками в мирном городе Пиллау и за 3 часа захватил его. По приказу короля шведы заложили один из главных символов города — звездообразную пятиугольную крепость (цитадель Пиллау), сохранившуюся до наших дней. Поэтому крепость Пиллау иногда называют Шведской.
Крепость Пиллау
Изначально крепость была из земляных валов, обрамленных деревянным частоколом. В 1635 году, после заключения перемирия Швеции с Пруссией, недостроенная крепость была выкуплена жителями города за 10 тысяч талеров. Под руководством Фридриха Вильгельма Великого пруссы стали возводить крепость из камня и кирпича, и завершили ее строительство в 1670 году.
В результате получился внушительный пятиугольник в форме звезды с 80-метровыми сторонами, на каждом углу которых стоит отдельный бастион. Крепость окружена водным рвом шириной около 40 метров и изначальной глубиной до 5 метров. Вода поступала из залива по специально сделанному Крепостному каналу. Подступы к крепости охраняют 5 равелинов.
Крепость сохранилась до наших дней. Её называют также Цитаделью Пиллау, т.к. кроме собственно крепости, в систему обороны входили 3 форта: Западный, Восточный и Штилле.
Крепость выполняла еще и роль надежного европейского банка. В ней были заложены подвалы, с поддержанием комфортного микроклимата для сберегаемых богатств. Чем многие властители, владевшие Восточной Пруссией в разные времена, успешно пользовались. Предположительно, подземелья были многоуровневыми - в несколько этажей.
Здесь, в надежде завоевать Русь и взойти на престол, хранил свою корону Владислав IV - сын польского короля Сигизмунда III. Но Минин и Пожарский спутали ему все планы. И корона ввиду ненадобности была оставлена за долги прусскому курфюрсту.
Во время войны немцы свозили в крепость ценности, награбленные в чужих землях, а потом переправляли их по морю.
Сейчас в крепости базируется воинская часть, поэтому свободного посещения крепости нет. Долгое время она была закрытым военным объектом, но недавно появилась возможность посещения в составе экскурсионных групп.
Формирование города как военной-морской базы началось еще в начале XX века. В 1921 г. город стал базой германского флота. Свободный доступ в город был закрыт. Крепость также перешла в подчинение ВМС Германии.
В преддверии Второй мировой войны немцы в ожидании авиаударов в очередной раз укрепляли крепость, засыпая песком межстенные промежутки.
25 апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта после ожесточенного штурма освободили город и крепость Пиллау. Город лежал в руинах. Среди развалин обнаруживались заминированные входы в неглубокие подземелья, которые тут же замуровывались в целях безопасности людей.
27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск. Военная специализация города сохранилась - цитадель была занята воинскими частями, а город Балтийск стал крупнейшей базой Военно-Морского Флота на Балтийском море и был закрытым вплоть до 1998 года.
В 2018 году рядом с крепостью Пиллау был открыт Мемориальный комплекс «Они сражались за Родину», посвященный погибшим в годы Великой Отечественной войны. На каменной стене равелина старинной цитадели размещены 223 плиты, на которых нанесены имена более четырех тысяч погибших солдат.
Рядом с мемориалом на пересечении улиц Красной Армии и Кронштадтская стоит здание напоминающее замок:
Здание реальной гимназии
В 1906 году было выстроено здание для Королевской реальной гимназии.
Во время Второй мировой войны вместо школы было открыто казино для унтер-офицерского состава. С 1947 по 2011 год здесь размещался Балтийский матросский клуб. Внутри располагались зрительный зал на 700 мест, большая танцевальная арена, залы для кружков и хорового пения.
В 2011 году его перевели с баланса Министерства обороны в собственность муниципалитета, а потом продали в частное владение, и здание на несколько лет оказалось заброшенным…
Напротив находится красивое здание Музея Балтийского флота
Музей Балтийского флота
Раньше в этом готическом здании 1903 года постройки заседал городской суд Пиллау, а сегодня его залы занимают экспонаты музея, посвященные истории флота. Среди них макеты кораблей, личные вещи, награды и письма мореплавателей, элементы экипировки и многое другое.
На территории музея стоит захваченная нашим судном лодка сомалийских пиратов - бело‑голубая лодка с арабской вязью на борту. Она досталась в качестве трофея сторожевику Балтийского флота, столкнувшемуся с сомалийскими пиратами в Аденском заливе в 2009 году.
Свято‑Георгиевский морской собор
Через дорогу от музея располагается одно из самых старых религиозных сооружений Балтийска – лютеранская кирха, построенная на средства прихожан в 1866 году в неоготическом стиле. Фасад кирхи украшали стрельчатые окна с витражами. В 1934 году здание было частично перестроено.
После войны здесь разместили клуб моряков, затем военный склад. В 1991 году кирха была передана Русской Православной Церкви.
14 июня 1992 года храм был освящён в честь святого великомученика Георгия Победоносца- покровителя воинов-защитников Отечества.
В 1996 году в нем установили уникальный деревянный иконостас. Обратите внимание на изображения архангелов Михаила и Гавриила. Их мантии окрашены в цвета навигационных огней Северного и Южного мола – красный и зелёный.
Одна из особо почитаемых святынь, находящихся в соборе, - это частица мощей адмирала Фёдора Ушакова - покровителя военных моряков, причисленного РПЦ к лику святых в 2001 году. Мощи адмирала хранятся в раке в форме корабля.
По Кронштадтской улице выходим на Морской бульвар к главной достопримечательности города - к Маяку Пиллау.
Маяк Пиллау
Важный символ морской навигации на Балтийском море - самый западный маяк в России уже более 200 лет показывает кораблям безопасный путь к берегу.
В 1741 году здесь был построен деревянный маяк. В 1813-1816 годах на его месте был выстроен новый маяк, который сохранился до наших дней. Высота маяка 33,2 м над уровнем моря.
Первоначально горючим для маяка служило растительное масло, затем керосин, потом газ, и только с 1913 года свет дают электрические лампы.
В апреле 1945 года в Пиллау шли ожесточенные бои, но маяк не пострадал, он оставался ориентиром как для советских летчиков, штурмовавших Пиллау, так и для немцев.
Подъем на смотровую площадку маяка осуществляется по винтовой лестнице, по которой каждый день поднимается смотритель маяка, чтобы проверить работу навигационного оборудования. Вход в него запрещён, так как он является действующим военным объектом.
У маяка, рядом с рестораном «Золотой якорь», стоит главный памятник города:
Памятник Петру I
Царь Пётр l несколько раз посещал Пиллау и даже ласково называл его «мой маленький Амстердам».
Первый раз - в 1697 году в рамках Великого посольства. Русский царь Пётр I прибыл «инкогнито» и тайно значился при посольстве в чине обер-командира (или десятника) под именем дворянина Петра Михайлова.
Пётр I активно интересовался крепостной фортификацией, обучался искусству бомбардира и совершенствовал свои навыки в артиллерии. Делая большие успехи, он получил сертификат искусного "бомбометателя", скрепленный фамильной королевской печатью.
Петр I был настолько впечатлен крепостью Пиллау и ее сооружениями, что именно она послужила прообразом Петропавловской крепости, заложенной царем в 1703 году на Заячьем острове, и ставшей началом Санкт-Петербурга.
26 июня 1697 года Петр был приглашен на свадьбу в дом шкипера Иоганна Лянге. Русский государь танцевал с невестой Анной Лурош прямо на улице, на том самом месте, где в 1998 году в память о его пребывании в городе установят памятник.
Идея возникновения памятника Петру I принадлежит жителям Балтийска и военным морякам, он был создан на народные пожертвования. Высота памятника вместе с постаментом — 6,4 метра, вес — 2,5 тонны.
Петр I посетил Пиллау еще два раза: в 1711 году с супругой Екатериной I, и в 1716 году со своим флотом.
Русский царь пользовался большим уважением среди пруссов. Король Фридрих Вильгельм I подарил ему Янтарный кабинет (легендарную исчезнувшую Янтарную комнату, которую ищут до сих пор, и многие считают, что она скрыта в подземельях Крепости Пиллау). В ответ на щедрый подарок Петр передал ему 55 русских богатырей для королевской гвардии.
На Морском бульваре, рядом с памятником Петру I находится паромная станция. Через пролив от Балтийска до Балтийской косы курсирует паром. Время в пути около 10 минут.
Существует легенда, что якобы еще в XVII веке под этим морским проливом был пешеходный тоннель для жителей, по которому они вплоть до 1945 года ходили пешком или ездили на велосипедах от Пиллау до косы. В последующие годы тоннель расширили, сделав его с двусторонним движением, электрифицировали и даже соединили с крепостью.
Однако эксперты утверждают, что это лишь вымысел, основанный на сюжете приключенческого романа Леонида Платова «Секретный фарватер», ставшего основой для одноименного телесериала. В нем туннель под проливом упоминается как объективная реальность, с которой столкнулись занявшие Пиллау советские войска.
Многим хочется верить, что упомянутый тоннель — отнюдь не фантазия автора.
Точно известно, что во время войны в крепости Пиллау находился немецкий штаб Управления обороной. При взятии крепости советскими войсками, никого из офицеров-штабистов и охранявших их солдат не оказалось. Считается, что солдаты и командный состав ушли подземными ходами, выводящими за пределы цитадели, которые они заминировали. Всю техническую и инженерную документацию, схемы крепости и фортов они унесли с собой.
Как они ушли и куда - так и осталось загадкой. По легенде, немцы ушли по подземельям на другую сторону пролива, а при отступлении тоннель взорвали, что привело к его затоплению.
В новостных лентах 2007 года сообщали, что в Балтийске обнаружено два подземных хода довоенной постройки.
Предположительно, они ведут на Балтийскую косу и проложены непосредственно под морским проливом.
Подземные сооружения находятся недалеко от набережной морского канала. Каждое венчает железобетонный дот. Вход закручен в виде улитки и ведет в просторное бетонное помещение... В воде видны железные балки, цепи и механизмы для подъема лифта. Водолазы, проводившие работы в канале, утверждают, что шлюз на дне полностью открыт. Размеры его – 2,5 на 3 метра.
Но до настоящего времени подземелья (если они существуют) так и остаются не исследованными, и хранят в себе неразгаданные тайны.
В память о войне рядом с Маяком находится Площадь с патриотическим названием:
«Площадь Балтийской славы»
появилась в 1975 году на месте городских строений, разрушенных во время штурма города. На площади выставлены две пушки, снятые с миноносцев, и подлинный боевой Торпедный катер, установленный в 1973 году.
У восточного входа на площадь установлены две скульптуры солдата и матроса.
Возвращаемся на морской бульвар, и продолжим нашу прогулку по набережной.
Входящие в Балтийскую гавань корабли встречает скульптура Женщины с ребенком на руках, смотрящая в сторону моря.
Скульптура «Жена моряка»
Эта скульптура - один из главных символов Балтийска, она подчеркивает неразрывную связь города и его жителей с морем.
Памятник символизирует ценность семейного очага и олицетворяет историю города, в которой жёнам моряков приходилось подолгу ждать своих мужей, а детям - своих отцов.
Первоначально скульптура была установлена в городском парке, но в советские годы её переместили на набережную. Тут ее значение приобрело еще больший смысл.
Скульптура расположена на высоком постаменте, рядом с ДОТом, входящем в оборонительную систему Пиллау.
Далее на набережной установлен Дальномерный пост.
Дальномерная башня
Возведена в 1953 году для военных целей: планировалось, что с его помощью будет корректироваться стрельба железнодорожной артиллерийской батареи.
Сегодня 30-метрова башня заброшена и постепенно разрушается, подниматься наверх опасно. Прямо у основания этого дальномера находится бетонный бункер немецкой постройки - наблюдательный пункт береговой батареи.
После 1945 года, многие подступы к подземным коммуникациям города были забетонированы, так как они были заминированы отступающими немцами, а разминировать их, в связи с отсутствием инженерной документации, было опасно.
В конце Морского бульвара нас встречает величественная статуя:
Памятник императрице Елизавете I
22 января 1758 года во время Семилетней войны русская армия Елизаветы I вошла в Кенигсберг. Восточная Пруссия на четыре года стала провинцией Российской Империи, где российскую императрицу называли: «Елизавета – король Пруссии». Такая надпись стояла на отчеканенной в Пруссии монете.
В крепости Пиллау, на постоянной основе, разместился гарнизон русских солдат. В 1760 году в Пиллау была построена Русская набережная, сохранившаяся до сегодняшнего дня.
В память об этом времени в 2003 году была установлена самая большая в мире женская конная статуя «Императрице Елизавете Петровне» .
Высота архитектурного сооружения — 14 метров, статуи — 6,35 метра. Общий вес монумента - 12 тонн. Скульптор Георгий Франгулян.
Дочь Петра I одета в военный мундир полковника лейб-гвардии Преображенского полка, шефом которого она была.
Весь мемориал получил название «Елизаветинский форт». Основание для памятника стилизовано под крепостное укрепление, которое изначально планировалось использовать как музей, однако до сих пор задумка не реализована, и на дверях форта висит замок.
На форт можно подняться. Отсюда открываются живописные виды на залив, песчаные дюны, покрытые диким шиповником, и на самые западные морские ворота России - Северный и Южный молы.
Северный мол
«Защитники» балтийского порта - Северный и Южный молы возведены в XIX веке для обуздания морских потоков и предотвращения обмеления пролива.
Самая западная точка России — Северный мол находится на материковой части Балтийска. Он строился более сорока лет - с 1840 по 1883 год и привлекает своей смотровой площадкой. Отсюда открываются живописные виды на залив и Балтийскую косу.
Южный мол находится на Балтийской косе и выдаётся в море параллельно Северному на расстоянии примерно 360 метров. Попасть сюда из центра Балтийска можно на пароме.
Самое время искупаться или хотя бы помочить ножки. Здесь более 42 км чудесных широких песчаных пляжей.
И пособирать янтарь. В этом месте после шторма море выбрасывает особенно много этого солнечного камня.