Алиша Киз в восторге. «Это возможно любимейший рояль, который у меня когда-либо был!»
Рояль, о котором говорит Алиша, был создан компанией Yamaha для её тура "Keys To The Summer" в 2023 году. Фактически, для этого тура было изготовлено два инструмента: рояль, который Киз использовала на главной сцене, и пианино, которое она использовала на второй сцене в середине концерта, где исполнялись несколько камерных сольных пьес. Оба инструмента позволили Алише воплотить творческий замысел, захватив внимание аудитории на всём протяжении концерта.
Алиша давно мечтала об акриловом пианино. Она играла на многих фортепиано по всему миру, но ей хотелось иметь такое, которое она могла бы назвать своим собственным, и чтобы оно было уникальным. Поэтому она с командой обратилась к Крису Геро, вице-президенту и руководителю по связям с артистами Yamaha Entertainment Group, который привлек к сотрудничеству расположенную во Флориде фирму J.Elliott & Co., с которой они сотрудничали на протяжении многих лет при реализации многих громких проектов, включая знаменитое фиолетовое пианино Yamaha Prince.
Задумка
Примечательно, что весь процесс - от задумки до финальной поставки - занял менее полугода, и за это время Киз решила заказать у Yamaha не только рояль, но и пианино.
Джастин Эллиотт, который вместе со своей женой Джиной работает главным дизайнером в компании J.Elliott & Co., рассказывает, как продвигался проект: «Я встретился с Алишей на одной из ее репетиций, где мы обсудили, каким она хотела бы видеть своё фортепиано», - говорит он. «Алиша точно знает, чего хочет. Здорово работать с человеком, у которого такой склад ума, а не показывать ему тысячу вариантов, прежде чем он наконец выберет один».
«Нам пришлось учесть множество различных элементов, - продолжает он, - включая логистику для шоу. Например, фортепиано должны быть в безопасности при перевозке, поэтому мы воспроизвели весь путь этих уникальных инструментов: от погрузки, до блеска на сцене. Они должны оставаться в первозданном состоянии, а артист должен выступать на фортепиано в прекрасном техническом состоянии каждый вечер».
Сохранение звука и тембра Yamaha
Корпус из материала Lucite™ (люцит) был новшеством, тогда как внутренняя часть обоих фортепиано Алиши Киз выполнена из древесины и металлов Yamaha. В основе рояля лежит стандартный Yamaha C6X со встроенной системой SILENT™; в основе пианино - Yamaha JU109 с системой SC3 SILENT. «Алиша хотела сохранить звук и тембр Yamaha, - говорит Джастин, - потому что это то, что она любит. У нее отличный слух, и у нее есть свои предпочтения по поводу красок звука, веса клавиш и регулировки механики. У каждого инструмента есть свои особенности, и мы подбираем то, что нравится артисту».
Как и Элтон Джон при создании своего рояля за миллион долларов (еще одна разработка Yamaha), Киз также была сосредоточена на том, как ее рояли будут выглядеть на сцене - а поскольку выступления должны были проходить на круглой сцене, ей было важно обеспечить хорошую видимость. «Но и в звуковом плане нужно быть на высоте, ведь Lucite не обладает хорошим резонансом, - объясняет Джастин. Нам нужно было создать чисто акустический инструмент, заставить его петь. Приходилось балансировать между этими двумя аспектами».
По тембру оба фортепиано хорошо сочетаются с оригинальными версиями из древесины. «У каждого фортепиано есть свои уникальные характеристики, поэтому все они имеют свой "голос", - говорит Джастин, - но эти фортепиано, которые мы сделали для Алиши, они поют, они живые. Когда я работаю над фортепиано, тембр – это то, что стоит на первом месте. Дизайн вторичен. Это мой подход к каждому инструменту. Если элемент дизайна портит звук, я не буду его делать. Но всё можно сделать красиво, если уделить разработке достаточно времени»
Система SILENT™, как и в случае с роялем Принса, также играла важную роль, поскольку звукорежиссеры подавали в микс не только акустическое звучания рояля, но и других встроенных тембров. Это основная причина, по которой многие гастролирующие артисты предпочитают инструменты Yamaha серии SILENT™. Микрофоны для роялей Алиши Киз ничем не отличались от тех, что используются повсеместно. «Именно поэтому она выбрала C6X, - говорит дизайнер Джастин, - потому что обычно на гастролях она использует C6 или C7, так что ее звукорежиссеры точно знают, что они получат на входе и выходе. Конечно, они тратят время на то, чтобы определить оптимальные места для установки микрофонов и т.п., но с Алишей в тур ездила ее собственная команда звукорежиссеров во главе с опытным инженером Энн Минсиэли. Поэтому удалось очень быстро добиться нужного артистке звучания. Энн была большой частью всего проекта, от концепции до воплощения. Она всегда делает все на высшем уровне!»
Вызов и уникальные конструктивные решения
Акриловые инструменты значительно тяжелее, чем деревянные, и это был еще один аспект, который Джастин должен был учесть. «Люцит гораздо плотнее дерева, - объясняет он, - и это твердотельная смола, поэтому у вас нет волокон, придающих зернистость и пространство». Обычный C6X весит 405 кг. И к нему прибавилось еще около 140 кг, что в итоге составило 545 кг. «Поскольку рояль находился в центре событий и стоял на вращающейся платформе, команде Алиши приходилось каждый вечер поднимать его вручную», - говорит Джастин.
Были и другие технические сложности. Например, для крепления акриловых корпусов к деревянному корпусу пианино необходимы внутренние крепления. «Как дизайнер, вы должны смотреть на вещи с разных сторон», - объясняет Джастин. «Способ крепления, фурнитура, которую вы используете, - все это будет видно, потому что корпус абсолютно прозрачный. Даже клей, который вы используете, должен быть специальным, а не традиционным для деревянных инструментов».
Волшебные элементы
В дополнение ко всему Алиша Киз хотела, чтобы инструменты имели волшебные детали, которые вдохновляли бы и ее, и зрителей во время выступлений. Таким волшебством были акриловые чёрные клавиши, которые стали прозрачными. Это помогло артистке чувствовать себя возвышенной и парящей, играя в центре 360-градусной звуковой сцены. При этом создавалось впечатление, что ее пальцы танцуют на клавишах. Чтобы достичь этой цели, команда дизайнеров сделала клавиши из полностью прозрачного акрила с тонким 2-миллиметровым покрытием из черного дерева. «Таким образом, - объясняет Джастин, - если камера смотрит на клавиши под углом, что всегда бывает на концертах, кажется, что ее пальцы парят, ведь вы видите их движение прямо сквозь клавиши».