Эта короткая (всего 650 метров длиной), прямая как стрела, улица названа в честь Якова Модестовича Гаккеля – инженера, изобретателя и ученого. Свою фамилию он получил от прадеда из Эльзаса, который во время Отечественной войны 1812 года попал в плен, да так и остался жить в России.
Яков Модестович Гаккель родился в 1874 году в Иркутске в семье военного инженера. Окончил Петербургский электротехнический институт. Правда, незадолго до окончания института он был арестован за распространение марксисткой литературы и осужден к пяти годам ссылки, но перед ссылкой ему все же разрешили окончить институт.
В начале XX века Яков Модестович активно занимался конструированием летательных аппаратов. В мае 1910 года биплан «Гаккель-III» его конструкции совершил полет, который был зафиксирован как один из первых полетов российских самолетов.
Макет этого биплана в натуральную величину хранится в Политехническом музее. На выставке в ЦВЗ «Манеж», где мне удалось сделать приведенные ниже снимки, этот макет был одним из центральных экспонатов.
Именно за заслуги в области авиастроения имя Я. М. Гаккеля было присвоено одной из улиц Санкт-Петербурга. Эта улица находится в той части Приморского района Санкт-Петербурга, где когда-то находился Комендантский аэродром, ставший местом организации первых полетов российских летчиков. В последствии, вплоть до 1963 года, Комендантский аэродром использовался по назначению и в военных, и в гражданских целях. В память об этом большинство современных улиц в окрестности бывшего аэродрома имеют названия, связанные с авиацией и космонавтикой. Здесь есть улицы Ильюшина и Уточкина, проспекты Королева и Авиаконструкторов, аллея Поликарпова и другие. Среди них и Гаккелевская улица занимает свое заслуженное место.
В 1920-х годах Яков Модестович Гаккель начал заниматься тепловозостроением. Он сделал множество изобретений и научных исследований. Доктор технических наук, профессор Я. М. Гаккель преподавал в Московском теплотехническом институте, а с 1936 года – в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта.
Памятная доска на главном здании Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I:
Во время блокады Ленинграда он отказался от эвакуации и продолжал работать. Одним из его важных изобретений для блокадного города стал проект передвижной железнодорожной электростанции, которая применялась для восстановления электроснабжения, нарушенного бомбежками и обстрелами. За свои заслуги Я. М. Гаккель был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда».