Первые этажи Юсуповского дворца были отведены под жилые апартаменты семьи Юсуповых и проведение неформальных деловых переговоров. Данные помещения были спроектированы и оформлены в 1860-е годы, при князе Николае Борисовиче Юсупове (1827 - 1891).
Княжеские комнаты, расположенные в этом великолепном доме, были преобразованы и отделаны в 1860‑е годы, когда его владельцем стал князь Николай Борисович Юсупов (1827–1891). Этот период стал знаковым не только для архитектуры, но и для личной жизни князя, который долгое время испытывал глубокие чувства к своей троюродной сестре, графине Татьяне Рибопьер (1829 – 1879).
После многолетней страсти и ожидания князь получил одобрение императора Александра II на брак с ней, что стало важным событием в его жизни и открывало новые горизонты для его амбициозных проектов. Решение по переустройству было принято после женитьбы князя. После этого события Н.Б. Юсупов с большим воодушевлением взялся за переустройство помещений первого этажа. Он стремился создать уникальные интерьеры, которые бы отражали его статус и вкусы. Для воплощения своих идей он пригласил архитектора Ивана Андреевича Монигетти.
Архитектор, обладая глубокими знаниями в области архитектурных стилей, смог создать анфиладу интерьеров, которые стали настоящими произведениями искусства. В результате появились такие замечательные помещения, как гостиная Генриха II и Музыкальная гостиная, оформленные в духе Ренессанса, Бильярдная (Турецкий) кабинет, а также экзотическая Восточная гостиная. Которая после очередной реконструкции в 1890-х годов стала называться Мавританская. Да, среди многочисленных залов Юсуповского дворца Мавританская гостиная, расположенная на западном крыле первого этажа заслуживает особого внимания.
Этот уникальный интерьер, напоминавший роскошные покои восточных владык, был наполнен экзотическими элементами, яркими цветами и изысканными тканями. Здесь можно было увидеть великолепные ковры, изящные вазы и антикварные предметы, которые создавали атмосферу уюта и роскоши. Восточная гостиная стала не только местом для приема гостей, но и символом богатства и статуса семьи Юсуповых. Таким образом, преобразования, осуществленные князем Юсуповым, не только обогатили архитектурное наследие России, но и создали уникальную атмосферу, в которой переплетались традиции разных культур. Эти интерьеры, наполненные историей и искусством, продолжают восхищать современных посетителей.
Монигетти, создавая гостиную, продемонстрировал виртуозное владение пространством. Прямоугольное помещение он разделил элегантной аркадой, выполненной из изысканных колонн сиенского мрамора – камня, известного своей благородной текстурой и теплым медовым оттенком. Эта аркада, изящно изогнутая, не просто разделила комнату на две асимметричные зоны, но и придала ей динамику, акцентируя внимание на центральном элементе – фонтане. Вода, переливаясь в фонтане, создавала мелодичный плеск, который в сочетании с мягким светом, проникающим сквозь окна, формировал атмосферу умиротворения и роскоши.
Стены, частично скрытые аркадой, украшал встроенный в стену камин, вырезанный из прозрачного оникса. Его теплые, словно светящиеся изнутри тона перекликались с сиянием мрамора колонн. Этот камин с его изысканной резьбой действительно напоминал знаменитый бахчисарайский фонтан Пушкина, вызывая ассоциации с восточными сказками и романтическими легендами. Богатство интерьера подчеркивали ценные персидские ковры, не просто расстеленные на полу, но и драпированные на стенах, создавая ощущение роскошной восточной палаты. Глубокие цвета, сложные орнаменты и шелковистая текстура ковров добавляли пространству глубину и уют.
Князь, заказчик этого великолепного интерьера, скончался в 1891 году, оставив после себя это наследие художественного вкуса и богатства. Полноправной владелицей особняка стала его дочь княгиня Зинаида Николаевна. Однако время неумолимо, и даже такая роскошная гостиная нуждалась в обновлении. Княгиня, человек с утонченным вкусом и приверженностью к модным тенденциям, пригласила для модернизации интерьеров известного петербургского архитектора Александра Александровича Степанова (1856-1913).
Степанов, мастер своего дела, известный своими работами в стиле модерн, учитывая технические достижения начала XX века приступил к обновлению коммуникаций - заменил устаревшие системы отопления и водоснабжения Однако основное внимание архитектора было обращено на художественное оформление. В частности, гостиная с её восточными мотивами претерпела значительные изменения, превратившись в роскошную Мавританскую гостиную. Степанов усилил звучание восточных мотивов.
Это преобразование не ограничилось простой сменой декора. Степанов внёс существенные изменения в планировку, добавив новые архитектурные элементы, характерные для мавританского стиля: ажурные решетки, инкрустации из драгоценных металлов, мозаичные панно с геометрическими орнаментами. Цветовая палитра стала более насыщенной, с преобладанием глубоких синих, изумрудных и золотистых тонов. Были добавлены новые элементы декора: резные деревянные панели, украшенные арабской вязью, экзотические растения в изящных вазах, мягкие подушки и ковры с геометрическими узорами.
Представьте! Посредине гостиной бил фонтан, вокруг которого стояли растения. Вдоль стен располагались диваны, обтянутые персидским штофом. В небольших фигурных нишах располагались сосуды для благовоний. Строки из Корана, золотом выведенные на стенах, и мраморные скульптуры создавали в гостиной мавританский колорит, напоминающий о знаменитом дворце Альгамбра в Испании. Гостиную украшают скульптуры «Мавр» и "Мавританка". Бюсты изготовлены из мрамора в середине XIX столетия.
В результате Восточная гостиная, сохранив роскошь и изысканность первоначального дизайна, обрела новый, ещё более яркий и экзотический облик, отражающий стилистические предпочтения начала XX века и вкус княгини Зинаиды Николаевны. Вероятно, были использованы новые, более современные материалы, такие как новые виды мрамора или более яркие и стойкие красители для деревянных панелей. Этот процесс превращения одного великолепного интерьера в другой, не менее впечатляющий, является ярким примером эволюции вкусов и стилей в архитектуре и дизайне интерьеров. Итак, мы заканчиваем осмотр удивительной по красоте Мавританской гостиной Юсуповского дворца. Думая, вы остались очарованы этим шедевром интерьерного дизайна.
Продолжение следует! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго!