Найти в Дзене

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения является «важной мерой либерализации налоговой системы и является одним из направле­ний финансовой поддержки предпринимательской деятельности».[1] В Российской Федерации она впервые появилась в 1995 г. и регули­ровалась Федеральным законом от 29 декабря 1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как следует из названия Закона, первоначально упрощенная система налогообложения при­менялась к субъектам малого предпринимательства, имела целью облегчить осуществление предпринимательской деятельности и со­действовать дальнейшему развитию малого бизнеса в связи сего особой рачью в реформирующейся российской экономике того пе­риода. За время применения упрощенная система налогообложения подтвердила свое предназначение - она отражает регулирующую функцию налогов и одновременно выступает эффективным источ­ником доходов бюджетной системы. С июля 2002 г. она регулирует­ся гл. 26.2 НК РФ. У

Упрощенная система налогообложения является «важной мерой либерализации налоговой системы и является одним из направле­ний финансовой поддержки предпринимательской деятельности».[1] В Российской Федерации она впервые появилась в 1995 г. и регули­ровалась Федеральным законом от 29 декабря 1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Как следует из названия Закона, первоначально упрощенная система налогообложения при­менялась к субъектам малого предпринимательства, имела целью облегчить осуществление предпринимательской деятельности и со­действовать дальнейшему развитию малого бизнеса в связи сего особой рачью в реформирующейся российской экономике того пе­риода.

За время применения упрощенная система налогообложения подтвердила свое предназначение - она отражает регулирующую функцию налогов и одновременно выступает эффективным источ­ником доходов бюджетной системы. С июля 2002 г. она регулирует­ся гл. 26.2 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения применяется организа­циями н индивидуальными предпринимателями наряду с общей сис­темой налогообложения, предусмотренной действующим законода­тельством. Особенностью данного режима налогообложения является наличие у налогоплательщика права добровольно выбирать упро­щенную систему налогообложения или обычный налоговый режим, а также добровольно возвращаться с упрощенной системы налого­обложения на общую.

Относительно налогоплательщиков-организаций применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты налога на при­быль организаций, налога на имущество организаций и единого со­циального налога.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, напученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (и отношении имущества, используемого для осуществ­ления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельно­сти, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц. Организации и индивидуальные предприниматели, применяю­щие упрощенную систему налогообложения, не уплачивают налог на добавленную стоимость, за исключением совершения операций по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федера­ции. Иные налоги и сборы, в том числе страховые взносы на обяза­тельное пенсионное страхование, уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложе­ния, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций, по­рядок представления статистической отчетности, исполнять функ­ции налоговых агентов, предусмотренные НК РФ, а также вести налоговый учет показателей своей деятельности на основании кни­ги учета доходов и расходов.

Налогоплательщиками данного налога могут быть организации и индивидуальные предприниматели. Организация имеет право перей­ти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев по подачи заявления о переходе на упрощенную систему, доход этой организации не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость).

НК РФ содержит закрытый перечень субъектов, не имеющих пра­ва применять упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 346.12). К числу таких налогоплательщиков относятся организации, имеющие филиалы или представительства, банки, страховщики, негосударствен­ные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации и индиви­дуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, ча­стнопрактикующие нотариусы и др.

Объектом налогообложения признаются доходы налогоплатель­щика или его доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщи­ком, но в период действия упрощенной системы налогообложения объект не может быть изменен.

Объект налогообложения влияет на определение налогооблагаемой базы и величину налоговой ставки. Если объектом налогообло­жения являются доходы организации или индивидуального предпри­нимателя, то налоговой базой будет выступать денежное выражение доходов налогоплательщика. Если объектом налогообложения явля­ются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой ба­зой будет выступать денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов.

Налоговое законодательство предоставляет субъекту, приме­няющему упрощенную систему налогообложения, уменьшать нало­говую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих аналогичных налоговых периодов. Однако такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Налоговые ставки при упрощенной системе налогообложения зависят от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, налог уплачивается по ставке 6%. Если объектом являются доходы уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15%.

Налоговым периодом при упрощенной системе налогообложе­ния признается календарный год. Отчетными периодами являются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется нало­гоплательщиком самостоятельно и уплачивается авансовыми плате­жами за соответствующий отчетный период. Уплата налога и авансо­вых платежей по нему производится по месту нахождения организа­ции или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяю­щие упрощенную систему налогообложения, по итогам налогового и отчетного периодов составляют и представляют в налоговые орга­ны налоговые декларации.

Сумма налога перечисляется налогоплательщиками на счета ор­ганов федерального казначейства для их последующего распределе­ния в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов.

[1] Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2006 – с. 360