Сегодня делюсь своими наблюдениями и опытом касаемо практики йоги детьми, а также объясняю, почему йога редко вызывает у детей интерес к регулярной практике. Также подробно рассказываю о возрастных особенностях детей и о том, какие занятия лучше подходят для них в зависимости от возраста.
Я преподаю йогу более 15 лет, и за это время накопился приличный багаж опыта и «кейсов». По поводу детских занятий йогой могу отметить то, что для малышей есть множество ограничений, но, в принципе, практиковать йогу допустимо. При должной прилежности ученика и опыте преподавателя такие занятия даже весьма полезны. Но есть один существенный нюанс: детям на взрослых занятиях становится скучно в виду множества факторов. Начну, пожалуй, с возрастных особенностей. Так Вам будет легче понять то, что ближе к финалу статьи излагаю.
Про возрастные особенности детей
В процессе физического воспитания детей важно учитывать их возрастные особенности. Ведь в каждый период жизни организм ребёнка развивается по-своему, и это определяет его потребности и возможности в занятиях физической культурой.
👶 Дошкольный возраст (3–6 лет)
В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в физическом, когнитивном, эмоциональном и социальном развитии детей. Они осваивают новые двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, а также начинают использовать различные средства передвижения, включая самокаты, беговелы и велосипеды.
В этот период активно развивается мелкая моторика и координация движений. Речь становится более выразительной, словарный запас расширяется.
Для дошкольников будут полезны следующие виды занятий:
- Подвижные игры. Дети любят играть, поэтому игровые занятия станут для них интересными и увлекательными. Подвижные игры развивают координацию, ловкость и быстроту реакции. Можно играть в прятки, догонялки, салочки и другие увлекательные игры. Можно использовать мячи, обручи, скакалки и другие игровые элементы.
- Занятия на свежем воздухе. Дети обожают проводить время на улице, поэтому занятия на свежем воздухе принесут им пользу и удовольствие. Можно организовать прогулку в парке или на детской площадке. В том числе на велосипедах, самокатах и других средствах передвижения.
- Плавание укрепляет мышцы, развивает координацию и дыхательную систему. Занятия можно проводить в открытых и закрытых водоёмах.
👧👦 Младший школьный возраст (7–11 лет)
В возрасте 7-11 лет дети продолжают активно развиваться физически, когнитивно и эмоционально. В этот период развивается скелетная мускулатура, продолжается совершенствование костной системы, ребенок переходит на режим питания взрослого. Происходит дальнейшее совершенствование моторики и координации движений.
Начинает активно формироваться чувство соперничества в игре и навыки командной работы. Нужно уделять много внимания дисциплине, волевым качествам.
Для детей младшего школьного возраста будут полезны следующие занятия:
- Спортивные игры. Футбол, баскетбол, волейбол и другие командные игры развивают навыки сотрудничества, стратегического мышления и физической выносливости.
- Гимнастика и акробатика. Эти виды спорта помогают улучшить гибкость, координацию и силу, а также развивают чувство равновесия и уверенности в себе.
- Танцевальные занятия. Танцы развивают ритмичность, грацию и выразительность движений, а также способствуют улучшению общей физической формы.
- Турниры и соревнования. Участие в соревнованиях и турнирах мотивирует детей к улучшению своих навыков и достижению новых целей.
👩👱 Средний школьный возраст (11–14 лет)
В возрасте 11-14 лет дети находятся на этапе активного физического роста и развития. В этот период важно уделять внимание развитию силы, выносливости и координации движений, а также формированию здорового образа жизни.
Для подростков будут полезны следующие виды занятий:
- Силовые тренировки. Занятия с использованием тренажеров и свободных весов помогают развить мышечную массу и силу, а также улучшить физическую выносливость.
- Кардиотренировки. Бег, плавание, велосипед и другие виды кардионагрузок способствуют улучшению сердечно-сосудистой системы и общей физической формы.
- Экстремальные виды спорта. Такие виды спорта, как скейтбординг, ролики, сноуборд и другие, помогают развить навыки баланса, координации и смелости.
- Спортивные единоборства. Бокс, кикбоксинг, самбо и другие виды единоборств помогают развить навыки самообороны, улучшить физическую форму и уверенность в себе.
👩🦰🧑 Старший школьный возраст (15–18 лет)
В возрасте 15–18 лет подростки находятся на пороге взрослой жизни и активно готовятся к будущим физическим и эмоциональным вызовам. У подростков значительно повышаются жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.
Возрастание двигательной и нервно-психической активности ведет к значительному напряжению метаболизма и желез внутренней секреции, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, следствием чего являются повышенная утомляемость, неустойчивость вегетативной регуляции, расстройства сосудистого тонуса.
В этот период важно продолжать развивать физические навыки и формировать здоровый образ жизни, а также готовиться к возможным профессиональным нагрузкам.
Для молодых людей будут полезны следующие виды занятий:
- Тяжелая атлетика и пауэрлифтинг. Эти виды спорта помогают развить максимальную силу и выносливость, а также формируют дисциплину и целеустремленность.
- Спортивные туристические походы. Такие походы развивают выносливость, навыки ориентирования на местности и командной работы, а также способствуют укреплению здоровья и духа.
- Экстремальные виды спорта. Продолжать заниматься экстремальными видами спорта, если это было начато ранее, или пробовать новые виды, такие как скалолазание, серфинг или паркур.
- Йога. Этот вид занятий способствует улучшению осанки и общего самочувствия, развитию концентрации и внимания. Кроме того, йога способствует поддержанию стабильного и уравновешенного психологического состояния и помогает противостоять стрессам.
Обратите внимание на то, что йога появилась только в старшей возрастной группе.
Каждый возраст имеет свои особенности. Важно подбирать занятия, которые соответствуют возрасту и способствуют гармоничному развитию.
💢 О причинах отсутствия интереса у детей к занятиям йогой
Причины на самом деле очевидны и понятны:
- Отсутствие соревновательных и игровых элементовВ классической йоге нет места для соревнований или игр, что делает занятия скучными для детей. Дети любят активные игры и соревнования, поэтому им важно, чтобы занятия были не только интересными и увлекательными, но и с обилием активных движений.
- Однотипные и статичные упражненияЭто может показаться скучным детям, которые любят разнообразие и движение, а лучше, если они совмещены с игрой.Многие упражнения в йоге статичны и однотипны, что может показаться детям скучным.
- Возрастные противопоказанияНекоторые упражнения имеют возрастные противопоказания, что делает занятия йогой менее доступными для детей. Помним про важность учёта возраста и физических возможностей каждого ребёнка, чтобы не навредить его здоровью.
- Недостаток подвижных и активных упражненийДля гармоничного развития требуется большое количество активных упражнений. Классическая йога не может обеспечить их в полной мере, но зато занятия можно чередовать с другими тренировками, чтобы обеспечить разнообразие и баланс в физическом развитии.
Детская йога: что это такое?
Многие утверждают, что существует детская йога. Однако, если присмотреться к тому, как строятся занятия, то становится очевидно, что это скорее синтез различных направлений: физкультуры, ЛФК, танцев, гимнастики, атлетики и боевых искусств. Такую практику сложно назвать полноценной йогой.
Мне вполне понятно, почему детские занятия строятся подобным образом, и это, скорее всего, правильно, но называть йогой то, что ей не является, — это, как минимум, нечестно, а честность в йоге — наиважнейший элемент. Считаю, что корректнее использовать в качестве названия «физическая культура с элементами йоги».
Детская физическая культура включает в себя адаптированные по возрасту упражнения и игры. Безусловно, некоторые элементы йоги можно и даже нужно включать в программу.
Особо отмечу то, что педагог обязательно должен знать принципы безопасной практики всего набора даваемых им упражнений, чтобы дети развивались согласно своим возможностям, потребностям и готовности организма.
Когда можно начинать заниматься йогой?
Детям, при должной самомотивации, можно практиковать йогу в общих группах со взрослыми. Я рекомендую начинать после 12-15 лет, когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы выполнять все йоговские практики без особых ограничений. В этом возрасте дети уже способны выполнять сложные асаны, контролировать своё тело и осваивать правильное дыхание, которое является ключом к управлению психическими состояниями.
Однако важно найти компетентного преподавателя, который будет вести «живую» йогу и обучать точному выполнению йоговских практик. Инструктор должен учитывать не только возраст, но и физические возможности, особенности каждого, кто у него занимается.
Классическая йога в её чистом виде не рекомендуется детям младше 12–14 лет.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок занимался именно йогой и ему меньше 12 лет, стоит обратить внимание на специализированные детские занятия с элементами йоги, но предварительно рекомендую убедиться в том, что там не «раскрывают суставы» и не делают избыточные растяжки, т.к. это не полезно.
Ещё один вариант — найти квалифицированного преподавателя, который поможет вашему ребёнку развиваться гармонично и безопасно в индивидуальном порядке.
Также особенно отмечу то, что детям лучше занятия йогой чередовать с другими, более активными тренировками, чтобы обеспечить ребёнку достаточное разнообразие движений. В некоторых случаях, при наличии медицинских противопоказаний, целесообразнее выбрать занятия лечебной физкультурой.
По поводу подростков. Если нет специальных групп для детей старше 12 лет, то они могут посещать занятия для взрослых. Я, например, беру детей до 18 лет только в сопровождении родителей. Такой подход даёт двойной результат: родители подают личный пример, занимаясь вместе с ребёнком, а я, как преподаватель, могу лучше мотивировать их.
Кроме того, с юридической точки зрения, родители несут ответственность за поведение своего ребёнка на занятиях, поскольку я всегда позиционирую свои занятия как взрослые.
На этом рассказ про детские занятия йогой завершён. Как вам статья? Есть вопросы, возражения или дополнения? Пишите в комментариях.
Успешной и безопасной практики!
С уважением, Сергей Парфёнов.