Бывают фильмы хорошие, интересные глубокие, которые заставляют задуматься о чём-то важном. Бывают весёлые, лёгкие, тёплые - посмотришь, через пару дней забудешь, но на душе после просмотра радостно. Бывают вопиюще плохие. Когда после просмотра переполняет возмущение, а режиссёру хочется врезать.
А бывают никакие, пустые. Ну, посмотрел и посмотрел. Зачем снимали, непонятно - в пустоту деньги выкинули. На следующий день никто об этом фильме не вспомнит.
От "Аноры" у меня было именно такое впечатление. Абсолютно ерундовый, проходной фильм, который абсолютно не стоит 2 часов времени на его просмотр.
Однако этот фильм получил золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и номинирован на Оскар. А Юра Борисов, сыгравший гопника, вообще взорвал Голливуд и был номинирован на всё, что только можно (несколько премий за эту роль уже получил).
И это здорово, правда, потому что это отменяет отмену* русской культуры. Но... Ведь по-честному, фильм-то никакой....
*да-да, масло масляное, но вот тут оно оправдано, именно такая формулировка нужна
Круто сделать нечто такое, что сразит врагов или скептиков наповал, покажет всю значимость и ценность того, от чего они отказались. Но чем мог сразить этот фильм - да ничем.
Сюжет фильма кратко
Действие происходит в Америке. Аноре Михеевой 23 года, она живёт со своей матерью и отчимом и называет себя Эни. Работает стриптизёршей в клубе. Однажды в этот клуб приходит 21-летний Иван Захаров - сын русского олигарха, мажор, не желающий взрослеть и прожигающий свою жизнь на родительские деньги.
В Америке он на неделю, а потом придётся возвращаться в Россию, ведь отец хочет, чтобы сын работал в его компании. Сам Ваня хочет только веселиться. Ему нравится Анора, и он "выкупает" её на неделю для себя. Они вместе тусуются, веселятся, употребляют, летают в Вегас. В Вегасе у Вани рождается гениальная идея - жениться на Аноре. Ну, им же вместе весело - что ещё надо. Плюс, это сделает его гражданином Америки, и ему не придётся лететь обратно в ненавистную Россию.
Они женятся, об их браке узнают журналисты. Газеты выходят с заголовками "Сын русского олигарха женился на эскортнице" - позор на весь мир. Родители Вани звонят местным армянам, которые должны были приглядывать за сыночкой в Нью-Йорке, чтобы те аннулировали свадьбу. И сами летят в США.
Армяне, которым помогает гопник Игорь (персонаж Юры Борисова), находят Ваню, популярно объясняют всё ему и Аноре - никакого брака быть не может. В это время прилетают Захаровы-старшие (абсолютно карикатурные, неестественные персонажи), разводят своё чадо со стриптизёршей. Тот уже не сопротивляется.
Анора видит, что Ваня полностью подчиняется родителям, у него нет ничего своего - ни денег, ни воли, он не собирается бороться за неё и их брак. Она разочаровывается в нём и злится на всех.
Всё это время рядом с ней был Игорь, который ей будто бы противен и который почти сразу влюбляется в неё.
Он отвозит её домой, куда она совершенно не хочет возвращаться. Понятно, кто же после роскоши и иллюзии вечного счастья захочет в нищету, к родителям и на постыдную работу.
Напоследок Игорь пытается понять, нравится ли он ей - она говорит "Нет". Он грустно, но достойно принимает этот ответ. После чего она садится на него верхом и 18+, а потом рыдает у него на груди. Конец фильма.
__________________________________
Я не буду оригинальной и повторю мысль, встреченную в других обзорах - этот фильм является антиподом, или более жизненной версией "Красотки". Героине Джулии Робертс повезло, но она была "нанята" взрослым мужчиной, который сам заработал свои деньги. А Анора поверила в большого ребёнка, сидящего на шее у родителей. Большая разница.
Интересно, что главная мужская роль в фильме - Иван (играет Марк Эйдельштейн). Однако фурор произвёл Юра Борисов и его гопник Игорь, хотя он присутствует только в последней трети фильма и почти ничего не говорит.
И вот здесь есть теория, которая кажется мне справедливой. Для нас Игорь - типичный гопник. Таких полно и в кино, и на улице, и среди знакомых. Это персонаж, который априори не вызывает интереса у русского человека. У кого-то, кто благоволит данной культуре, может быть вызовет симпатию, у тех, кто не романтизирует лёгкий криминал, отторжение, сглаживаемое внешностью (Борисов довольно симпатичный, хотя есть в фильме ракурсы, в которых он у многих русских женщин наверняка сильнейшее раздражение вызвал).
В общем для нас этот тип привычен и понятен. А вот для западных зрителей это чудо чудное.
Американское кино дико клишированное. Там почти не допускаются отклонения от стандартов, все персонажи прописаны от и до в одних и тех же рамках. А вот такого персонажа как Игорь у них нет. Для них это что-то совершенно непонятное, новое, невиданное.
Марк Эйдельштейн с его Ваней не имели такого успеха, потому что мажоров-торчков американцы и европейцы видели и раньше. А вот Игорь для них человек из другого мира, инопланетянин. Вероятно, поэтому Борисов получил столько премий за великолепную актёрскую игру, хотя игры-то почти не было! Западным критикам казалось, что он изобразил, сыграл что-то такое невозможное, сложное, глубокое, что это показывает его огромный талант! А в реальности русскому человеку Игоря сыграть легко. Его играть-то особо не надо, в каком нашем мужике этот Игорь не живёт)
Но в их парадигму Игорь просто не вписывается, он им непонятен. Отсюда, видимо, и успех фильма, и личный успех Юры.
Ну что, пожелаем ему удачи на Оскаре, пусть получит!
А как вам фильм "Анора"? Что думаете по этому поводу?