Советский Союз всегда уделял большое внимание развитию военной промышленности, и автомобили играли в этом важную роль. От простых грузовиков до бронированных монстров, советские инженеры создавали надежные и функциональные машины, способные выдержать самые суровые условия и выполнять задачи любой сложности.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из самых известных автомобилей военного назначения СССР, которые оставили свой след в истории.
АТ-Л
АТ-Л — это лёгкий артиллерийский тягач, разработанный в 1947 году. Его создали талантливые инженеры Харьковского тракторного завода. Из-за ограничений по мощности двигателя, пришлось использовать сложную, но эффективную планетарную трансмиссию, как у танка "Пантера".
Для улучшения проходимости по пересечённой местности и глубокому снегу, конструкторы решили вместо рамы использовать сварной несущий корпус. К сожалению, в ходе эксплуатации выяснилось, что такая конструкция не очень хорошо сочетается с первоначальной ходовой частью.
Поэтому пришлось переработать ходовую часть, увеличив количество катков. С 1957 года выпускалась модификация ХТЗ-5А, которая стала более надёжной и популярной.
АТ-Л заслужил уважение не только в армии, но и в народном хозяйстве. Он активно использовался для освоения труднодоступных районов СССР.
ТМС-65
ТМС-65 – это специальная машина, которая раньше использовалась Химическими войсками СССР, а сейчас – Войсками РХБЗ Российской Федерации.
Она построена на шасси грузовика Урал-375 и имеет поворотную платформу с кабиной оператора и специальным оборудованием. Эта машина может очищать от химических веществ (дегазировать) и дезинфицировать тяжёлую военную технику, здания, а также участки местности. Также ТМС-65 может создавать дымовые завесы для прикрытия своих войск.
На платформе установлены турбореактивный двигатель ВК-1, цистерны с топливом и специальным раствором, системы подачи жидкости и пожаротушения. Управление всем этим оборудованием осуществляется из кабины оператора.
Для запуска и работы систем ТМС-65 используются как двигатель грузовика, так и мощные аккумуляторы.
БАЗ-5921
БАЗ-5921 - это специальное трёхосное шасси, которое разрабатывалось Брянским автомобильным заводом для использования в составе тактического ракетного комплекса "Точка".
Его создавали на основе уже существующего семейства шасси БАЗ-5937, используемого в ЗРК "Оса", поэтому некоторые агрегаты оказались общими. Однако, из-за того, что ракете нужен был практически вертикальный старт, пришлось по-новому спроектировать несущий корпус и компоновку всего шасси. В отличие от ЗРК "Оса", где антенно-пусковое устройство находилось посередине, а двигатель - сзади, в "Точке" силовая установка расположена ближе к отделению управления, а пусковая установка - сзади.
Боевой мотоцикл Гроховского
Павел Игнатьевич Гроховский, советский авиаконструктор и изобретатель, в начале 1930-х годов разработал интересный проект боевого мотоцикла для молодых воздушно-десантных войск. В то время во всем мире был большой интерес к лёгким бронированным машинам, и Гроховский предложил свою оригинальную версию.
Его проект представлял собой одноместный бронеавтомобиль на полугусеничном ходу. Водитель сидел в закрытой бронированной кабине спереди, а двигатель и трансмиссия находились позади. Бронекорпус защищал машину от пуль и осколков. Кабина была сложной формы, с полусферической башенкой для обзора сверху.
Водитель мог наблюдать за обстановкой через смотровые щели в броне и вести огонь из пулемёта, установленного в лобовой части кабины.
Ходовая часть состояла из мотоциклетного колеса спереди и гусеничного движителя сзади с двумя опорными колесами для устойчивости на малой скорости.
ЗИС-153
ЗИС-153 был интересным проектом советских инженеров в конце 40-х годов. Представлял собой полугусеничный автомобиль с повышенной проходимостью, построенный на базе ЗИС-151. В его конструкции использовались детали как от наших вездеходов, так и от немецкого Sd Kfz 11.
Идея была в том, чтобы создать универсальный транспорт: он мог бы перевозить грузы, тащить артиллерию и служить основой для бронетранспортера. К сожалению, серийно ЗИС-153 не выпускался, были созданы только два прототипа с некоторыми конструктивными отличиями.
ЛуАЗ-967
ЛуАЗ-967, известный также как ТПК (транспортёр переднего края), был создан в СССР для нужд воздушно-десантных войск.
Представьте себе компактный, но очень проходимый автомобиль, который может перевозить раненых, боеприпасы и другое необходимое снаряжение. Он даже умеет плавать!
Этот уникальный автомобиль разрабатывался на Луцком автомобильном заводе с середины 60-х годов, а серийное производство стартовало в 1975 году. Машина получилась очень практичной: у неё водонепроницаемый корпус, мощный двигатель и даже откидная рулевая колонка, позволяющая водителю управлять автомобилем в разных положениях.
Со временем ЛуАЗ-967 постоянно совершенствовался. Появились новые модификации с улучшенной конструкцией и дополнительным оборудованием.
МТ-ЛБу
МТ-ЛБу - это советская гусеничная платформа, созданная в конце 60-х годов. Она очень универсальна и может использоваться для разных целей.
Представьте, что это как большой, прочный "ящик на гусеницах". Из него можно сделать мастерскую, лабораторию или даже транспорт для людей и грузов.
МТ-ЛБу отлично подходит для работы в сложных условиях, например, на бездорожье или в геологии, нефтегазовой промышленности.
Чтобы машина работала даже в сильный мороз, у неё есть специальная система обогрева, которая поддерживает внутри комфортную температуру.
Урал-5323
Этот автомобиль, Урал-5323, - настоящий внедорожный гигант! Он производится в Миассе на Уральском автомобильном заводе и славится своей проходимостью.
Его особенность - кабина расположена над двигателем, что позволяет равномерно распределить вес и использовать пространство для грузов или специальных установок. Двойная балансирная подвеска делает его очень плавным и устойчивым на любой дороге.
С большим баком (до 1000 км запаса хода) Урал-5323 идеально подходит для работы в удалённых районах, где нет хороших дорог. Его часто используют в нефтегазовой и лесозаготовительной промышленности.
Интересно, что Урал-5323 участвовал в соревнованиях по трак-триалу, демонстрируя свою мощь и проходимость!
УАЗ-469 и УАЗ-3151
УАЗ-469 и УАЗ-3151 — это советские и российские внедорожники, которые производились на Ульяновском автомобильном заводе. Они были созданы в первую очередь для военных нужд и служили основными командирскими автомобилями в Советской армии и странах Варшавского договора с середины 1970-х годов.
Разработка УАЗ-469 началась в 1950-х годах, и уже в 1965 году о нём можно было прочитать в советской прессе. Серийное производство стартовало в декабре 1972 года, заменив собой ГАЗ-69. В основе автомобиля использовались проверенные временем агрегаты от "Волги" ГАЗ-21, что обеспечивало его надёжность.
В 1985 году модель была модернизирована и получила индекс УАЗ-3151. Она выпускалась до 2003 года, когда её производство было ограничено несколькими версиями из-за появления новой модели УАЗ-315195 "Хантер".
В 2010 году, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, завод выпустил ограниченную серию автомобилей УАЗ-469 с улучшенным комфортом. Эта серия была очень популярна, но в 2011 году производство было прекращено.
В настоящее время Министерство обороны России планирует отказаться от закупки УАЗ-3151, хотя не исключает возможности приобретения небольших партий в будущем.
2 июня 2010 года, УАЗ-469 установил мировой рекорд по вместимости среди легковых автомобилей. Внутри поместились целых 32 человека! Вместе с водителем их общий вес составил 1900 кг. Машина проехала 10 метров с такой полной загрузкой, как того требует правило для регистрации рекорда. Международное агентство рекордов и достижений официально зафиксировало этот результат.