Мегалиты Гавриниса (Бретань) и Ди Сото (Испания)
Строители мегалитов Бретани
Бретань знаменита своими каменными рядами Карнака, Кермарио и Керлескана. Неизвестно, кто и зачем их построил, однако исследованиями выявлена связь Бретани с древней культурой Испании.
На северо-западе Европы сооружение неолитических могильников началось, вероятно, в Бретани около 4000 г. до н.э. Это была культура неолита, когда произошла неолитическая революция и люди перешли от собирательства и охоты к осёдлому земледелию и скотоводству.
Наиболее древней металлоносной культурой, возникшей после неолитической на юге, Пиренейского п-ова, является мегалитическая цивилизация. Из этого утверждения следует, что мегалитические постройки создавала цивилизация медного века.
Тартесс мог быть основан в это время (3200 – 2500 г. до н.э.), и его местоположение совпадает с «наиболее древней металлоносной культурой юга Пиренейского п-ова» - Уэльвой. Именно из Тартесса могли прибыть во Французскую Бретань люди, умеющие возводить мегалиты. На это указывает сходство в строениях (см. фото). Во Французской Бретани так же, как в Южной Испании, мегалиты возводили люди медного века. Особенно это относится к коридорным могилам. Дж. Вуд в книге «Солнце, Луна и древние камни» пишет, что «коридорными могилами называются те, в которых ведущий к большой погребальной камере проход ниже и уже самой камеры». «Они встречаются в Ирландии – самый знаменитый находится в Нью-Грейндже (графство Мит), в Шотландии (в основном на севере) и в Бретани».
В Бретани находятся одни из самых замечательных мегалитов. Вполне возможно, что строители мегалитов прибыли в Бретань вдоль южных берегов Галлии. Это подтверждается распространением простых коридорных гробниц – большинство из них находится на побережье. Возможно, часть строителей мегалитов из тех, что прибыли сюда (в Бретань) морем, не захотела плыть дальше и осела здесь. Продолжая странствовать, строители мегалитов заселили западное и северное побережья Арморики (Бретани), хотя плотность населения здесь небольшая.
В медном веке в Бретани была распространена «культура кубков». «Сосуды очень красивы, как с точки зрения их орнаментирования, так и с точки зрения тонкости работы. Они окрашены в красный или оранжевый цвета, украшены тонкими глянцевыми полосками. Линии узора, нанесённые ещё на мягкую глину, иногда покрыты белым веществом, который делает орнамент более отчётливым. Глина однородная, красная и превосходно обожжённая. Формы сосудов постоянны...» (П. Р. Жио, «Бретонцы. Романтики моря).
Армориканские кубки, скорее всего, ведут своё происхождение из Испании. Действительно, между армориканскими и галисийскими кубками имеется заметное сходство. Так как кубки находят в галерейных и коридорных гробницах, можно сделать вывод, что «географическое распространение кубков связано с распространением мегалитов». В коридорных гробницах медного века находят изделия из золота.
В медном веке в Бретани были распространены плоские медные топоры. «Топоры со скошенными лезвиями иногда приводились в качестве доказательства того, что топоры и коридорные гробницы существовали в одно время. Коридорная гробница в Гавринисе – подтверждение этому». В кладе близ Нанта был обнаружен наконечник копья вместе с девятью плоскими топорами. Наконечник копья похож на кинжалы, встречающиеся в культуре кубков в Западной Европе, и встречается в халколитической (медного века) культуре Западной Иберии. Плоские топоры изготавливались из мышьяковистой меди, которая поддавалась ковке, стоит её нагреть в отличие от бронзы. Доля мышьяка в сплаве доходила до 4 %. Мышьяк придаёт меди определённую твёрдость. Зазубренные западноевропейские кинжалы из мышьяковистой меди – единственные предметы, связанные с кубками. В Бретани можно насчитать лишь 11 подобных предметов. Кинжалы подразделяются на два типа: короткие и длинные. Длинные имеют не такой выраженный хвостовик, как короткие. Короткие кинжалы с чётко выраженным хвостовиком по всей видимости являются переходным этапом к наконечникам копий, образчик которых был найден близ Нанта вместе с плоскими топорами.
Этот предмет очень похож на кинжал из мегалитической гробницы в Локмарьякере и принадлежит к тому же типу, что и португальские кинжалы. В настоящее время существует лишь один образец анализа металла этих кинжалов. Этот образец выявил повышенное содержание мышьяка (2,34%), а металлографическая экспертиза показала, что кинжал был сделан путём ковки нагретого металла.
В Ирландии, где жили туата де дананн, есть могильник Нью-Грейндж. При входе в него лежит большой мегалит с вырезанными спиралями и концентрическими полукружьями, похожими на узоры на камнях могильника в Гавринисе (Бретань). Ирландские могильники появились несколько позднее бретонских. Не исключено, что туата де дананн приплыли сначала в Бретань, где их часть осела, а остальные мигрировали в Ирландию.
Можно заметить распространение в Бретани мегалитических рядов (некоторые из них детально описаны, другие – нет). Например, вблизи Эрдевана 1129 менгиров (стоячих камней) составляют 10 рядов протяженностью 2105 метров. В Сен Пьер Киберон 24 менгира образуют 5 рядов, неподалёку 25 менгиров образуют полукруг. Около Пенмарка группа из 500 стоящих камней, стоявших в 19 веке Пвыстроена в 4 ряда протяженностью 1 км. В Плеслине найдены 65 камней – остатки когда-то огромного комплекса, выстроенного в 5 рядов. В Лангоне сооружение состоит из 39 камней в 6 рядов. Вблизи Эрбиньяка памятник в 19 веке состоял из 57 менгиров, поставленных в 7 рядов. Причины и мотивация построения менгиров в повторяющиеся ряды до сих пор не выяснены.
Коридорные гробницы – остатки древнебретонской культуры. Можно привести описание такой гробницы. «Наиболее красивым...является сооружение в Эссе (Иль- и- Вилен). Оно около 19,5 м в длину и состоит из монументального входа в маленький коридор длиной в 3,5 м, шириной 3 м и высотой всего лишь 1 м. Два ортостата под прямым углом к оси сооружения отделяют коридор от камеры, которая поражает своими размерами и разделена на четыре части тремя перегородчатыми опорами. Камера 14 м длиной, её средняя ширина – 4 м, а высота потолка – около 2 м. Вся конструкция накрыта восемью огромными плитами. Плиты и подпорки из красного кембрийского сланца. Ближайшее месторождение этой породы в 4 км от гробницы. Каждая плита весит от 40 до 45 тонн. Это самое крупное транспортное предприятие в Арморике».
Удивительно, как люди в то время смогли перенести такие тяжёлые плиты. Они как бы демонстрируют своё умение справляться с огромными камнями. Они хотели произвести на нас впечатление и добились своего.
Менгир Керлоас в Плуарзеле – самый высокий из сохранившихся до сих пор, его высота – 9,5 метров. Он окружен выступающей круглой платформой, представляющей не что иное, как камни, положенные в яму, куда он был вставлен. В 18 в. в него попала молния и отбила часть вершины, поэтому он мог быть ещё выше – до 10,5 метров. Менгир стоит на высоте 123 метра над уровнем моря, возвышаясь на Леонском плоскогорье, и мог служить как навигационным знаком для каботажного плавания, так и просто напоминанием о божестве.
Искусство гробниц Бретани представляет из себя несколько типов рисунков. Самый распространенный – изображение боевых топоров. Оно встречается с ручкой и без ручки. Другой распространенный мотив – знак U. Считается, что это – изображение хомута или рогов скота. В гробницах залива Морбиана встречается изображение корабля. У него высоко поднятый нос и корма, а вместо мачты – вертикальные линии. У некоторых судов пририсовано изображение, по форме напоминающее парус. Некоторые учёные видят в этих судах ритуальные корабли, увозившие души умерших. Не исключено, что это изображение кораблей, на которых приплыли творцы мегалитов. В другой могиле Барненез на ортостате выбит рисунок лука, «нацеленного» на входящего в галерею – единственно возможный вход в гробницу. Волнистые линии в Гавринисе показывают «змеек», повернутых друг к другу, а в горизонтальном положении – символическое изображение моря.