Персиваль Лоуэлл был уникальной личностью. Успешный бизнесмен и уважаемый востоковед увлёкся астрономией и был одержим идеей наличия жизни на Марсе. Он так мечтал сделать открытие, что утратил способность рационально мыслить.
Я расскажу об этой личности, а так же о том, как сложности перевода зародят новую гипотезу, сведшую с ума многих мыслителей и пробудившую воображение у писателей фантастов.
Персиваль Лоуэлл родился 13 марта 1855 года в Бостоне. Он происходил из известной семьи Лоуэллов, среди его родственников были поэтесса Эми Лоуэлл, юрист и педагог Эббот Лоуренс Лоуэлл и активистка Элизабет Лоуэлл Путнам. Лоуэлл окончил Гарвардский колледж в 1876 году с отличием по математике. После окончания университета он шесть лет управлял хлопковой фабрикой.
Восток - дело тонкое
В 1880-х годах Лоуэлл много путешествовал по Дальнему Востоку. В августе 1883 года он служил министром иностранных дел и советником специальной корейской дипломатической миссии в Соединенных Штатах.
Около двух месяцев он провёл в Корее. Потом он долго жил в Японии, где писал книги о японской религии, психологии и поведении. Его тексты наполнены наблюдениями и академическими обсуждениями различных аспектов японской жизни, включая язык, религиозные практики, экономику, путешествия по Японии и развитие личности.
Самая популярная из книг Лоуэлла о Востоке, «The Soul of the Far East» (1888), содержит ранний синтез некоторых из его идей, которые, по сути, постулируют, что человеческий прогресс является функцией качеств индивидуальности и воображения. Именно воображение Лоуэлла сметёт все рациональные барьеры и приведёт к популяризации безумной идеи.
Писатель Лафкадио Хирн назвал ее «колоссальной, великолепной, богоподобной книгой».
Марсианские хроники
В 1893 году Лоуренс вернулся в Соединенные штаты. Вдохновившись книгой Камиля Фламмариона «La planète Mars», он посвящает себя изучения Марса и астрономии в целом.
Особенно его заинтересовали марсианские каналы, для изучения которых он основал обсерваторию, которая по сей день носит его имя. Это была первая обсерватория, которая расположена в отдалённом возвышенном месте для оптимального наблюдения, которого включало улучшенное качество изображения, резкость и устойчивость. В своей обсерватории Лоуэлл предпочитал использовать меньшие телескопы, а не большие, полагая, что они обычно лучше подходят для просмотра мелких деталей планет.
Он выдвинул теорию, что высокоразвитая, но отчаявшаяся цивилизация построила каналы, чтобы использовать воду из полярных ледяных шапок Марса — последний источник влаги на постепенно высыхающей планете.
В качестве так называемых каналов выступала сеть длинных прямых линий в экваториальных областях от 60° северной до 60° южной широты на Марсе, наблюдавшаяся астрономами с помощью ранних телескопов без фотографии, впервые описанные Джовани Скиапарелли. Именно его дело решил продолжить Лоуэлл, как только тот начал терять зрение. Только с одним нюансом.
Сложности перевода
Джованни не подразумевал каналы как нечто рукотворное. На итальянском слово «canali» может означать и естественный канал, похожий и на речную долину. Носители английского перевели это слово как «canal», значение которого более однозначно. Следовало было перевести как «channel» во избежании путаницы.
К началу XX века астрономы, используя более мощные телескопы, начали сомневаться в существовании каналов. В 1909 году наблюдения с 60-дюймового телескопа обсерватории Маунт-Вилсон показали, что поверхность Марса покрыта естественными геологическими образованиями, а не искусственными каналами. Окончательно гипотеза о каналах была опровергнута в 1960-х годах, когда миссии NASA Mariner сфотографировали Марс и показали, что его поверхность покрыта кратерами, а не каналами. Сегодня считается, что "каналы" были оптической иллюзией, вызванной ограниченными возможностями телескопов того времени и особенностями человеческого восприятия.
Психолог Мэтью Дж. Шарпс предположил, что восприятие каналов Лоуэллом и другими могло быть результатом сочетания психологических факторов, включая индивидуальные различия, гештальт-реконфигурацию и социокогнитивные влияния..
Другие проекты
Персиваль Лоуэлл, помимо изучения Марса, наблюдал Венеру, но его выводы о её поверхности оказались ошибочными: вероятно, он видел тени собственных кровеносных сосудов на сетчатке глаза из-за неправильной настройки телескопа.
Основной вклад Лоуэлла — поиски гипотетической Планеты X за Нептуном. Он считал, что её гравитация влияет на орбиты Урана и Нептуна. Хотя сам Лоуэлл не открыл Плутон, его обсерватория сыграла ключевую роль в его обнаружении в 1930 году. Позже выяснилось, что Плутон слишком мал, чтобы быть Планетой X, а отклонения в орбитах объяснялись ошибками в расчётах массы Нептуна. В 2006 году Плутон был переклассифицирован в карликовую планету.
Смерть
Лоуэлл умер от инсульта 12 ноября 1916 года в возрасте 61 лет. Его здоровье подорвали неудачи в астрономии и Первая мировая война. Это был сильный удар для убеждённого пацифиста. Его похоронили на Марсовом холме недалеко от своей обсерватории.
Влияние Лоуэлла на научную фантастику остается сильным. Каналы занимают видное место в «Красной планете» Роберта А. Хайнлайна (1949) и «Марсианских хрониках» Рэя Брэдбери (1950). Каналы и даже мавзолей Лоуэлла оказали сильное влияние на «Богов Марса» (1918) Эдгара Райса Берроуза, а также на все остальные книги серии «Барсум».
Как вам такой формат? Не слишком длинной получилась статья?
Подписывайтесь на меня в телеграм - там я пишу коротко, но часто.