Мне кажется, очень важно, чтобы человеку было, куда возвращаться. Для меня таким местом является моя малая родина, квартира родителей в г. Арзамасе, где они проживают вместе с младшей сестрой.
Вот и недавно, измученная житейскими невзгодами в виде неприятностей с мужем, захотевшая и отдохнуть душевно, и подумать о своей проблеме в спокойной обстановке, и показать ему, что не желаю идти на поводу у сложившейся на тот момент ситуации, - я взяла и уехала на выходные к родителям. Отпросилась еще и на понедельник, ведь у меня пятидневка.
И вновь: площадь трех вокзалов, Москва-Вековка-Арзамас. Город встретил меня, в первую очередь… зимой. Снова удивляюсь и ахаю, что «у вас тут, оказывается, снег», холодно, а у нас почти всю зиму около ноля и асфальт. Разлившийся в ночной темноте величественный белый покров действовал умиротворяюще и вызывал улыбку. На душе стало намного спокойнее.
Днем я не торопясь сходила в магазин за продуктами, идя мимо школы, до боли знакомыми дворами, ностальгировала и умилялась. Общалась с сестрой и родителями, узнавала главные новости из жизни их окружения. Вечером смотрела фильмы по телевизору, то и дело переключая каналы, благо, в Москве я его практически не смотрю. А рядом лежала любимая, подобранная когда-то в столице кошка, которую обнимала и тискала каждые полчаса. Она, казалось, платила взаимным интересом и симпатией.
Что еще нужно для счастья, кроме близких людей рядом и душевного спокойствия? Хотя полного спокойствия, конечно же, еще не было, но присылаемые мужем из Москвы сообщения вселяли надежду, что мы на пути к его обретению.
«Так ты ничего не добьешься», «зря ты так делаешь, уезжаешь от проблем» - проплывали где-то рядом фразы отца. Но почему зря? Раз я немного успокоилась, имею возможность отдохнуть – значит, уже не зря.
На следующий день – в воскресенье – я сходила на службу в Свято-Никольский женский монастырь, на сегодняшний день ставший местом всероссийского паломничества. А все из-за чудотворной иконы Божией Матери «От бед страждущих избавление», самостоятельно обновившейся и прославившейся чудесами.
Предыдущая игумения (ныне упокоившаяся) не согласилась отдавать или сжигать найденную черную доску, похожую на икону, но благословила перед ней молиться. И постепенно, месяц за месяцем, на темном фоне стал проявляться лик Божией Матери, а со временем стали видны и такие детали, которые позволили распознать именно этот, довольно редкий Богородичный образ: «От бед страждущих избавление».
И потянулся к нему сначала тонкой струйкой, а затем и широкой – людской поток, тем более что все ярче и красивее становился лик Божией Матери и Богомладенца, а чудеса от иконы – все сильнее и громче. Теперь большинство паломнических автобусов по дороге в Дивеево считают своим долгом заехать ненадолго и в Арзамас, чтобы побывать у иконы, прочитать акафист, заказать молебны, помазаться святым маслом. В этом же приделе для них проводит экскурсию одна из сестер монастыря, очень харизматичная, так рассказывающая об иконе и случаях ее помощи людям, что дух захватывает.
И я, по сложившейся традиции, зашла после Литургии помолиться перед чудотворным образом «Избавление от бед страждущих». Избавил ли он меня от бед? Конечно, причем в чем-то практически сразу, так как я ощутила в душе мир и спокойствие, укрепилась в надежде.
После обеда я отправилась в гости к подруге, которая живет в частном секторе. У нее трое детей, муж, который тоже в чем-то большой ребенок, немного захламленный, требующий доработок небольшой дом и двор и… совершенно удивительная, светлая атмосфера. Я думаю, что это из-за икон, детей и общей воцерковленности их семьи.
Хотя они живут достаточно бедно, но всегда стараются меня угостить, накормить. Я, конечно, тоже не прихожу с пустыми руками. Отправив детей кого к бабушке, кого – в другую комнату к мужу, она расспрашивает про мою жизнь, а я – про ее. Сетуем на проблемы, жалуемся на мужей, даем друг другу советы, но в конце обязательно стараемся произнести: «Все слава Богу!» Бывает и хуже, и ничего, живут люди.
Я же, на прощание, в сотый раз повторяю: «Как хорошо в своем доме». На что подруга может привести ряд контраргументов, и я ее понимаю и внутренне соглашаюсь. Известное дело, что в своем доме нужны или «рукастый» муж, или деньги, а если особо ни того, ни другого, то жизнь там тоже может сопрягаться с постоянной тревогой, дискомфортом и стрессом. Вспомнить ее: «У нас котел по приезде из санатория сломался», «труба во дворе замерзла, воды нет» и проч., и проч. И все-таки, несмотря ни на что, жизнь в своем доме все равно кажется очень хорошей.
На следующий день я уезжала со спокойным сердцем и умиротворенной душой, которую смущала лишь боль разлуки с родными людьми и местами, а также тревога за будущее. Но теперь, отдохнув и восстановившись, напитавшись живительной силой и благодатью родных святынь, я стала сильнее. С Божией помощью, мы справимся.