Если вы хотите удерживать состояние равновесия в самой сложной жизненной ситуации, отправляйтесь в цирк! Мастера эквилибристики умеют балансировать в любом неустойчивом положении тела – на руках, голове, катушках, проволоке, канате, бутылках, стуле, катушках, першах, лестнице, практически, на всем, что под руку попадется. А еще одновременно могут играть на музыкальных инструментах, жонглировать и делать акробатические трюки. У них точно есть чему поучиться!
История с повторением
Эквилибристы всегда вызывали восхищение публики. Древнегреческий комедиограф Аристофан возмущался, что публика с его представлений уходит смотреть на канатоходцев, греческий историк Ксенофонт восторженно рассказывал об артистке, которая декламировала стихи, стоя на гончарном круге. В Китае отважные артисты исполняли танцы с мечами на канате, имитируя движения воинов. Российский канатоходец Федор Молодцов демонстрировал целый набор чудес на канате – ходил по нему в мешке с завязанными глазами, плясал трепака, играл на балалайке, стрелял из ружья в цель, балансировал на голове зажженную лампу и кипящий самовар.
Искусство балансирования на вольно стоящих лестницах было знакомо еще сборщикам фруктов – держась за ветки и зажав лестницу ногами, они «переходили» от одного дерева к другому. А в некоторых болотистых французских местностях нормально передвигаться можно было только на ходулях – например, ими постоянно пользовались пастухи. «С корабля на бал» - все, что использовалась в труде праведном, рано или поздно находило отражение в цирке.
Балансирование на катушке «придумали» китайские красильщики тканей – сначала они раскатывали ногами валик для их отжимания, держась руками за палку, а потом уже обходились без поддержки.
Эквилибристика на велосипедах появилась относительно недавно по сравнению с другими ее видами, потому что это средство передвижения было изобретено всего два века назад.
Можно всё!
Балансеры, как называют артистов этого жанра, всегда умели удивлять публику. Вот как в одной из афиш писали о выступлении эквилибриста и его стойке на голове:
Стоит на главе вверх, не дотыкаясь руками до земли, концами острыми шпаги положа к шее и пьет рюмку вина за здравие всей компании.
В жанре эквилибристики артисты могут выступать как сольно, так и группами.
Выполнять упражнения можно: на руках, на першах, на канате (тугом, наклонном, пружинистом) и проволоке, на лестнице (вольностоящей, ножной, переходной), стульях и столах, а также на шарах, катушках и различных велосипедах.
"Умелые ручки"
Ручной эквилибр – самый распространенный, для него нужна только «ловкость рук, и никакого мошенничества». Главные элементы:
- стойка на двух руках
- стойка на одной руке
- стойка на одной руке с переходами с правой руки на левую (и/или наоборот)
- ходьба на руках
- стойка на локтях
- стойка на голове (с участием рук и без)
- стойки на одном локте («крокодил») и т.д.
Мия Мусихина, ученица Казанской цирковой школы блестяще демонстрирует все эти трюки.
"Доска почета"
Основатель знаменитой цирковой династии Владимир Волжанский еще в начале циркового пути впечатлял публику прыжком в стойке на одной руке на высокой ходуле, а позже сам конструировал новаторское оборудование для трюков на канате. Он катался по нему на роликовых коньках, взлетал на трамплине и приземлялся на противоположный мостик. Его дочь первая встала на канат на пуантах.
В групповых номерах Волжанских использовались сложные конструкции, когда несколько «нижних» шли по канату друг за другом, а между ними, опираясь на головы «верхние» девушки фиксировали шпагат. Узбекские, армянские, азербайджанские, осетинские артисты – настоящие легенды-кантоходцы, достаточно вспомнить легендарные династии Абакаровых, Ташкенбаевых, Алихановых, «Цовкру».
Николай Столяров совместил жонглирование с оригинальным трюком: сидя в седле высокого моноцикла, он носком забрасывал чашечки и блюдца на голову, формируя из них башенку.
Знаменитый эквилибрист Евгений Милаев придумал номер, который до сих пор никто не может воспроизвести – трюк длился несколько секунд, а готовился более шести лет. Суть его такова: на арене лежит человек, на ногах держит лестницу, на ее вершине находится другой человек, также удерживающий лестницу. По ней наверх поднимается сын артиста и стоит наверху. При этом нижний перемещает лестницу с одной ноги на другую и вращает ее.
Эквилибристу и основателю трюка "Балансирование лобового перша с партнёром в стойке "Kopfstein", на велосипеде", руководителю номера "Оригинальные перши" Борис Шабаеву поэт Михаил Якунин даже посвятил такие строчки:
Мельтешат акробаты, гимнасты парят,
перш на лоб ставит эквилибрист!
И под купол с трибун устремляется взгляд –
перекрестится и атеист!
Сергей Павлов в 1984 году в номере «Прыжки через скакалку на свободной проволоке» исполнял подряд в темпе до 4 прыжков (поговаривают, что иногда и до 7).
В 1920-х годах артисты Николай Аристархов и его ученик Хасан Мусин исполняли номер "Музыкальный акт", в котором верхний, стоя на голове партнера, играл на концертино, а нижний аккомпанировал ему на баяне.
Олег Попов изящно и легко демонстрировал огромное количество комических трюков на свободной проволоке, и его последователи с удовольствием продолжают в том же духе.
Современные эквилибристы, экспериментируя с синергией различных жанров, не перестают удивлять благодарную публику. А Казанский цирк с удовольствием приглашает мастеров баланса на гостеприимный манеж.