Найти в Дзене

Держи баланс!

Если вы хотите удерживать состояние равновесия в самой сложной жизненной ситуации, отправляйтесь в цирк! Мастера эквилибристики умеют балансировать в любом неустойчивом положении тела – на руках, голове, катушках, проволоке, канате, бутылках, стуле, катушках, першах, лестнице, практически, на всем, что под руку попадется. А еще одновременно могут играть на музыкальных инструментах, жонглировать и делать акробатические трюки. У них точно есть чему поучиться! Эквилибристы всегда вызывали восхищение публики. Древнегреческий комедиограф Аристофан возмущался, что публика с его представлений уходит смотреть на канатоходцев, греческий историк Ксенофонт восторженно рассказывал об артистке, которая декламировала стихи, стоя на гончарном круге. В Китае отважные артисты исполняли танцы с мечами на канате, имитируя движения воинов. Российский канатоходец Федор Молодцов демонстрировал целый набор чудес на канате – ходил по нему в мешке с завязанными глазами, плясал трепака, играл на балалайке, стре
Оглавление

Если вы хотите удерживать состояние равновесия в самой сложной жизненной ситуации, отправляйтесь в цирк! Мастера эквилибристики умеют балансировать в любом неустойчивом положении тела – на руках, голове, катушках, проволоке, канате, бутылках, стуле, катушках, першах, лестнице, практически, на всем, что под руку попадется. А еще одновременно могут играть на музыкальных инструментах, жонглировать и делать акробатические трюки. У них точно есть чему поучиться!

Юрий Ерофеев с номером на катушках в водно-цирковом ревю «На счастье!», Казанский цирк
Юрий Ерофеев с номером на катушках в водно-цирковом ревю «На счастье!», Казанский цирк

История с повторением

Эквилибристы всегда вызывали восхищение публики. Древнегреческий комедиограф Аристофан возмущался, что публика с его представлений уходит смотреть на канатоходцев, греческий историк Ксенофонт восторженно рассказывал об артистке, которая декламировала стихи, стоя на гончарном круге. В Китае отважные артисты исполняли танцы с мечами на канате, имитируя движения воинов. Российский канатоходец Федор Молодцов демонстрировал целый набор чудес на канате – ходил по нему в мешке с завязанными глазами, плясал трепака, играл на балалайке, стрелял из ружья в цель, балансировал на голове зажженную лампу и кипящий самовар.

Афиша выступления Федора Молодцова, фото отсюда: www.ruscircus.ru
Афиша выступления Федора Молодцова, фото отсюда: www.ruscircus.ru

Искусство балансирования на вольно стоящих лестницах было знакомо еще сборщикам фруктов – держась за ветки и зажав лестницу ногами, они «переходили» от одного дерева к другому. А в некоторых болотистых французских местностях нормально передвигаться можно было только на ходулях – например, ими постоянно пользовались пастухи. «С корабля на бал» - все, что использовалась в труде праведном, рано или поздно находило отражение в цирке.

«Привал пастухов», фото отсюда travelask.ru
«Привал пастухов», фото отсюда travelask.ru

Балансирование на катушке «придумали» китайские красильщики тканей – сначала они раскатывали ногами валик для их отжимания, держась руками за палку, а потом уже обходились без поддержки.

Эквилибристика на велосипедах появилась относительно недавно по сравнению с другими ее видами, потому что это средство передвижения было изобретено всего два века назад.

Семен Мишин-Моргенштерн, Московский цирк на Цветном бульваре. Номер «Эквилибристы на оригинальном велосипеде» под руководством Николая Андронова, фото отсюда www.ruscircus.ru
Семен Мишин-Моргенштерн, Московский цирк на Цветном бульваре. Номер «Эквилибристы на оригинальном велосипеде» под руководством Николая Андронова, фото отсюда www.ruscircus.ru

Можно всё!

Балансеры, как называют артистов этого жанра, всегда умели удивлять публику. Вот как в одной из афиш писали о выступлении эквилибриста и его стойке на голове:

Стоит на главе вверх, не дотыкаясь руками до земли, концами острыми шпаги положа к шее и пьет рюмку вина за здравие всей компании.

В жанре эквилибристики артисты могут выступать как сольно, так и группами.

Выполнять упражнения можно: на руках, на першах, на канате (тугом, наклонном, пружинистом) и проволоке, на лестнице (вольностоящей, ножной, переходной), стульях и столах, а также на шарах, катушках и различных велосипедах.

Анна Ивачева, ученица Детской цирковой школы Казанского цирка с номером "Сандугач", фото Елены Гредюшко
Анна Ивачева, ученица Детской цирковой школы Казанского цирка с номером "Сандугач", фото Елены Гредюшко

"Умелые ручки"

Ручной эквилибр – самый распространенный, для него нужна только «ловкость рук, и никакого мошенничества». Главные элементы:

  • стойка на двух руках
  • стойка на одной руке
  • стойка на одной руке с переходами с правой руки на левую (и/или наоборот)
  • ходьба на руках
  • стойка на локтях
  • стойка на голове (с участием рук и без)
  • стойки на одном локте («крокодил») и т.д.

Мия Мусихина, ученица Казанской цирковой школы блестяще демонстрирует все эти трюки.

Эквилибристика на руках, ученица Казанской цирковой школы Мия Мусихина
Эквилибристика на руках, ученица Казанской цирковой школы Мия Мусихина

"Доска почета"

Основатель знаменитой цирковой династии Владимир Волжанский еще в начале циркового пути впечатлял публику прыжком в стойке на одной руке на высокой ходуле, а позже сам конструировал новаторское оборудование для трюков на канате. Он катался по нему на роликовых коньках, взлетал на трамплине и приземлялся на противоположный мостик. Его дочь первая встала на канат на пуантах.

В групповых номерах Волжанских использовались сложные конструкции, когда несколько «нижних» шли по канату друг за другом, а между ними, опираясь на головы «верхние» девушки фиксировали шпагат. Узбекские, армянские, азербайджанские, осетинские артисты – настоящие легенды-кантоходцы, достаточно вспомнить легендарные династии Абакаровых, Ташкенбаевых, Алихановых, «Цовкру».

Николай Столяров совместил жонглирование с оригинальным трюком: сидя в седле высокого моноцикла, он носком забрасывал чашечки и блюдца на голову, формируя из них башенку.

Знаменитый эквилибрист Евгений Милаев придумал номер, который до сих пор никто не может воспроизвести – трюк длился несколько секунд, а готовился более шести лет. Суть его такова: на арене лежит человек, на ногах держит лестницу, на ее вершине находится другой человек, также удерживающий лестницу. По ней наверх поднимается сын артиста и стоит наверху. При этом нижний перемещает лестницу с одной ноги на другую и вращает ее.

Эквилибристы Милаевы на лестнице, фото отсюда: www.ruscircus.ru, russiainphoto.ru
Эквилибристы Милаевы на лестнице, фото отсюда: www.ruscircus.ru, russiainphoto.ru

Эквилибристу и основателю трюка "Балансирование лобового перша с партнёром в стойке "Kopfstein", на велосипеде", руководителю номера "Оригинальные перши" Борис Шабаеву поэт Михаил Якунин даже посвятил такие строчки:

Мельтешат акробаты, гимнасты парят,
перш на лоб ставит эквилибрист!
И под купол с трибун устремляется взгляд –
перекрестится и атеист!
Перши Бориса Шабаева, фото отсюда www.ruscircus.ru
Перши Бориса Шабаева, фото отсюда www.ruscircus.ru

Сергей Павлов в 1984 году в номере «Прыжки через скакалку на свободной проволоке» исполнял подряд в темпе до 4 прыжков (поговаривают, что иногда и до 7).

В 1920-х годах артисты Николай Аристархов и его ученик Хасан Мусин исполняли номер "Музыкальный акт", в котором верхний, стоя на голове партнера, играл на кон­цертино, а нижний аккомпанировал ему на баяне.

Олег Попов изящно и легко демонстрировал огромное количество комических трюков на свободной проволоке, и его последователи с удовольствием продолжают в том же духе.

Олег Попов, эквилибр на сводобной проволоке, фото отсюда vedomosti.ru
Олег Попов, эквилибр на сводобной проволоке, фото отсюда vedomosti.ru
Клоун Акула, Анатолий Окулов, в роли Чеширского кота в новогодней сказке "Лабиринт" в Казанском цирке
Клоун Акула, Анатолий Окулов, в роли Чеширского кота в новогодней сказке "Лабиринт" в Казанском цирке

Современные эквилибристы, экспериментируя с синергией различных жанров, не перестают удивлять благодарную публику. А Казанский цирк с удовольствием приглашает мастеров баланса на гостеприимный манеж.

Канатоходцы "Антик" под руководством Михаила Днепровского, программа "Эхо Азии", Казанский цирк
Канатоходцы "Антик" под руководством Михаила Днепровского, программа "Эхо Азии", Казанский цирк