Привет, киноманы!
На курсе кинокритика Алисы Таежной «Мечтатели» о фильмах новой французской волны разобрали картину Алана Рене.
- Моя оценка на КП 8/10
- Рейтинг КП 8.0/IMDb 7.8
Что характерно для направления? Это фильмы о любви без клише и стандартных описаний, как обычно пишут о романтичном кино.
Новые волны в кинематографах разных стран возникали после Второй Мировой Войны и появлялись гораздо позже (шведская, английская, немецкая, советская «оттепель», американская и др). В картине Рене ощущается отклик и японской новой волны. Часть локаций задействованы в Японии, картина частично снята и смонтирована японскими операторами. Союз Франции и Японии стал одним из самых влиятельных фильмов, в котором режиссёр перепридумал новые правила для рассказа о любви. Новаторам присуща съемка в городе, на открытых пространствах, им претила работа в павильонах («папино кино» в построенных декорациях и тщательно отобранных костюмах устарело). Вместо больших и громоздких появляются ручные, карманные камеры, что дает возможность режиссеру самому снимать фильмы, контролировать сценарий и монтаж, приглашать актеров. Контроль за съемками не только делал результат авторским, но и позволил снизить расходы на производство фильма. Появляются непрофессиональные актеры, в кадр часто попадают простые люди на улице. А в режиссуре себя стали пробовать бывшие кинокритики, которые уже посмотрели много фильмов. Части тела стали снимать с близких ракурсов, актеры часто снимались в собственной одежде и делали себе макияж, могли влиять на процесс съемки. В отличие от классического Голливуда, где звезды были привязаны к студии и снимались в фильмах ее производства, новая волна дала актерам свободу.
Фильмы новой волны стали антивоенным высказыванием, в котором многие режиссеры выступали против колониального захвата. Молодые французы выступали категорически против военных действий и объединялись в сильные протестные движения. Через кинематограф можно было достучаться до большой аудитории.
Алан Рене вдохновился дебютным фильмом Аньес Варды «Пуэнт-Курт» о кризисе общения молодой пары. При этом, соединив художественную и документальную съемки, он старался осмыслить последствия и наследие войны.
По сюжету между французской киноактрисой и японским архитектором вспыхивает короткая любовь в послевоенной Хиросиме. Каждый несет свой груз прошлого и проживает его снова.
Можно выделить несколько тем, которые поднимает автор.
Во-первых, как человек проживает мировую катастрофу, находясь в самом ее эпицентре. Главный герой подчеркивает, что людям за пределами, главной героине в частности, тяжело осознать до конца и пережить трагедию. Фотовыставки в музее и собственных додумываний недостаточно, чтобы представить масштаб и последствия.
С одной стороны, можно испытывать счастье в связи с наступлением мирной жизни для одних. Но для других след войны, о котором жители японского города не подозревали, будет длиться десятилетиями в виде последствий ядерного взрыва. Глобальный хаос искалеченных тел людей и судеб большого числа семей.
Во-вторых, измена и социальная жизнь, которые отличаются от духовной составляющей. Исповеди героев могут перевернуть представления о них, которые возникли при первом знакомстве.
В-третьих, история любви к оккупанту, рассказанная женщиной. Она делится болью утраты, пережитым чувством стыда и побегом в Париж, где и узнает о событиях в Хиросиме. Какого это жить с ощущением позора? Как зрителям оценивать героиню после откровений о любви к немецкому оккупанту? Как ей и нам справиться с этим фактом? Амбивалентность героини и описанной ситуации дают возможность проникнуться историями героев и понять, что мужчина и женщина - это смесь скорби и стыда, с которыми они продолжают жить. Как и в чем мешают травмы героев - вопрос, над котором стоит задуматься.
При этом, за кадром останется их семейная жизнь и супруги. В курсе ли они о прошлом главных героев? Это может быть отдельной историей и фильмом.
В-четвертых, как память влияет на проживание событий прошлого. Спустя время она не дает тех же воспоминаний и эмоций, которые были в момент случившегося. Рене пытается разобраться, как пережитый личный ужас позволяет эмпатировать. Может ли человек, получив трагический опыт, прожить трагедию другого человека и целого народа.
Фраза «за неимением другого» позволяет нам стать свидетелями события, не побывав в его эпицентре, через музеи, книги, выставки, архивы и другие источники информации. Но можем ли мы прочувствовать то, что они пережили? В этом плане интересны любые музеи памяти, где можно наблюдать, как люди реагируют на экспонаты. Художники новой волны делали акцент на разнице между «видеть» и «смотреть»!
Какие характерные черты почерка режиссера и новой французской волны можно выделить?
Конечно, это крупные планы и нестандартные ракурсы тела. Съемки любовных сцен, нежных прикосновений героев сменяются демонстрацией искореженных тел жертв взрыва.
Одним из героев безусловно является город, в котором происходят съемки. Много звуков города остается в кадре (транспорт, шум людей, разговоры и тд). Операторская работа подчеркивает уважительное отношение к японской архитектуре: наглядно показывает, как устроена городская жизнь, как страна потихоньку встраивается в жизнь большого мира.
Нужно отметить литературный текст и красивую музыку, которая была специально написана к фильму и идеально вписалась в тему меланхолии. Черно-белая съемка присуща японской новой волне и подчеркивает использование контрастного света в некоторых кадрах.
Поэтичность повествования создается за счёт операторской работы: как в кадре происходят движения, замирание камеры, медленная смена ракурсов, местами статичность. Ощущение, что происходящее и рассказанное героями - это реальность. Или что-то выдумано и только кажется реальным. В этой двусмысленности можно разобраться, пересмотрев картину не единожды, а может наоборот, оставить загадкой режиссёра для зрителя.
Это фильм о любви, о судьбах двух героев, об их пережитом опыте и полученных травмах, об истории целого народа, вписанной в мировую историю, о масштабной катастрофе, которая оказала влияние на героя, его соотечественников и отчасти на людей за пределами Японии, о городе и его жителях, о том, как жить дальше после потрясения. Каждый зритель найдет здесь свою тему, которой он готов сопереживать, эмпатировать. В этом прелесть не только французской новой волны, но и мировой киноклассики: между смотреть и видеть - большая разница.
***
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить обзоры фильмов новой французской волны и современного кинематографа.