Найти в Дзене
АиФ - Новосибирск

«Забрали из приюта, чтобы помыть, вот и хорошо»: три сестры 28 лет не знали ничего о судьбе пропавшего отца-следователя. Какой была встреча?

Оглавление

В одном из городов Ростовской области началась история одной многодетной семьи: судьба свела молодого врача, приехавшую по распределению, и будущего следователя. Их встреча произошла в общежитии, куда юноша, будучи студентом, заглянул к друзьям. Случайная встреча в коридоре положила начало роману, и вскоре молодой человек пригласил девушку на свидание, за которым последовало ещё череда встреч, а позднее — и предложение.

Однако, как вспоминала дочь пары Галина в беседе с «КП-Ростов-на-Дону», её бабушка не сразу приняла выбор своего сына. В семье жениха был достаток, отец занимал высокую должность, и родители видели рядом с сыном другую невесту. Но он женился по любви на простой девушке-враче. Лишь незадолго до своей смерти свекровь попросила прощения у невестки.

Фото опубликовано «КП-Ростов-на-Дону», архив героя публикации
Фото опубликовано «КП-Ростов-на-Дону», архив героя публикации

Несмотря на прохладное отношение со стороны родителей мужа, молодые люди поженились, и вскоре у них родились трое дочерей. Как молодые специалисты и многодетные родители, они получили трехкомнатную квартиру, где, казалось, обрели счастье.

Галина с теплотой вспоминает, как отец любил, разложившись на полу, изучать атласы и карты, увлекаясь географией, а они, дети, в это время играли у него на спине. Он всегда заботился о том, чтобы в доме были продукты, не обременяя этим маму. На работе у него все складывалось успешно. Отца даже привлекали к участию в операции «Лесополоса» по поимке маньяка Чикатило. Но однажды отец не вернулся домой. Дети были маленькими и не задавали вопросов, принимая его отсутствие как должное.

В семье на эту тему было наложено негласное табу. Девочки видели, как мама расстраивается, когда посторонние спрашивали об отце, поэтому сами старались не затрагивать эту тему. Лишь спустя много лет, став бабушкой, она иногда, во время семейных праздников, могла рассказать какие-то забавные истории из жизни с отцом, но не более.

После исчезновения мужа, оставшись одна с тремя детьми, мать бралась за любую работу, чтобы прокормить семью. Наступили сложные 90-е годы. Детские пособия не выплачивали, а пенсию по потере кормильца семья начала получать только через 9 лет, когда суд официально признал отца погибшим. Женщине месяцами не платили зарплату. Чтобы выжить, она хваталась за любую возможность заработать, в том числе дежурила в приемном отделении, куда брала с собой детей. Несмотря на финансовые трудности, мать старалась обеспечивать дочерей всем необходимым. Обновки покупали редко, но каждая вещь была любимой и носилась до тех пор, пока девочки из нее не вырастали.

Старшая из дочерей впоследствии стала экономистом, а младшие поступили в строительный вуз. Но девушки всегда мечтали стать парикмахерами. Поэтому, поступив в институт на заочное отделение, они параллельно пошли на парикмахерские курсы. Мама взяла кредит, огромную по тем временам сумму — 150 тысяч рублей, чтобы оплатить их обучение. Плюс 5 тысяч в месяц на квартиру и продукты. В тот год сестры не могли работать, так как усердно учились.

Уже на втором курсе девушки начали выходить на заработки, обеспечивая себя и помогая маме. Став технологами-колористами, они получили опыт за границей и проводили обучение мастеров по всей стране. В итоге им удалось осуществить свою мечту — открыть собственный салон красоты.

Все сестры вышли замуж, и у матери большого семейства уже есть двое внуков. Дочери возят ее на отдых на море, дважды возили за границу, о чем она раньше и мечтать не могла. Когда мама приезжает в гости в Ростов, сестры чуть ли не ссорятся, каждая хочет принять ее у себя. Они много лет уговаривают ее переехать к ним, ведь она давно на пенсии. Но она не хочет бросать родную больницу, говоря, что врачей не хватает и нужно учить молодежь.

Однако привычный ход событий и размеренность жизни самой Галины всегда нарушало только одно — мысль о том, где может быть папа. Гале и ее близняшке Свете было всего 7 лет, а старшей сестре Оле — 13, когда их отец пропал.

— Когда я сама стала матерью, начала искать его в соцсетях, через знакомых по всей стране — безрезультатно. А неизвестность мучила: умер ли или все-таки жив? А, если жив, то почему не пришел к нам? — делилась с «КП-Ростов-на-Дону» тогда уже 36-летняя Галина. — Я лелеяла надежду, что он просто потерял память и хочет к нам вернуться, но не помнит как. Не могла поверить, что мы ему не нужны, ведь мой муж и супруги сестер очень заботливые и чуткие. Я вижу, как муж трепетно относится к трем дочкам от первого брака. А разве наш отец мог иначе?

«Папа, ты узнаешь меня?»

История о воссоединении семьи началась с надежды, которую жительница Ростова питала, посещая Покровский монастырь в Москве. Она дважды молилась у мощей Матроны Московской, прося о встрече с отцом. Спустя несколько месяцев ее мать организовала видеозвонок, объединивший всех дочерей.

Долгие годы молчания об этой главе их жизни скрывали от дочерей многие детали. По словам Галины, ее мать была потрясена, получив известие о том, что отец жив и находится в приюте Краснодарского края. Не теряя времени, Галина позвонила в учреждение, номер которого нашла в интернете.

Сотрудники приюта подтвердили, что у них находится человек, соответствующий описанию, но он в тяжелом состоянии и мало что рассказывает о себе. Вечером того же дня, во время разговора Галины с сотрудником, тот задал вопрос от ее имени:

— А дети у вас были? — услышала она в трубке голос специалиста.
— Да, девочка, Олей зовут.
— И все? У вас же еще дочки были.
— Да, точно, близняшки, — подтвердил мужчина.
Фото опубликовано «КП-Ростов-на-Дону», архив героя публикации
Фото опубликовано «КП-Ростов-на-Дону», архив героя публикации

Галина и ее старшая сестра немедленно решили ехать в Краснодар, чтобы убедиться, действительно ли это их отец, или просто однофамилец того же возраста, 68 лет. Галина вспоминала как они собрали за ночь два мешка мужской одежды и отправились в путь. За руль сел ее муж, так как она была слишком взволнована.

Когда они приехали в приют, отца вывезли на инвалидной коляске. Затем он медленно и неуверенно пошел к ним. Галина описывает его состояние как ужасное: грязный, заросший, избитый, обутый в шлепки, несмотря на зимнюю погоду. На вопрос Галины: «Папа, ты узнаешь меня?», он долго молчал, словно ошеломленный, а затем ответил: «Нет, я тебя не узнаю».

Во время видеозвонка он не узнал и сестру-близняшку Галины, которая в тот день не могла не могла быть рядом с родными. Однако, он безошибочно называл имена родственников на семейных фотографиях, привезенных дочерьми. Галина делилась с редакцией, что во время видеосвязи с матерью отец весело поздоровался и помахал ей рукой, как будто ничего не произошло:

— Она была в шоке. Все это время рядом стояли три врача, санитар, охранник — они сначала потеряли дар речи, а потом стали спрашивать: «А как вы семью, дочерей бросили?» Отец же просто молча кивал головой.

После 28 лет разлуки судьба дочерей не особо интересовала

Сестры попросили разрешения забрать отца на день, чтобы привести его в порядок. По словам Галины, ее муж отмыл его, снял присохшую одежду, переодел, она подстригла его и обработала раны на ногах. Они накормили его и купили сигарет, которые он попросил. Почувствовав заботу, он начал раскрываться, больше говорить и даже смеяться. Однако, на любые неудобные вопросы он замолкал и опускал взгляд. На вопрос супруга Галины, почему он молчит, отвечал, что ему стыдно.

Мужчина рассказал, что все эти годы находился в Адыгее, где его держали в плену, забрали документы и заставляли работать за еду и проживание в бараке. Он утверждал, что иногда получал деньги и ездил тратить их в Краснодар. Галина отметила, что чем дольше они разговаривали, тем яснее становилось, что он в здравом уме и многое помнит. Он детально рассказывал о жизни в доме прабабушки, о покупке родителями собственного жилья, о ремонте и даже о том, какие фотографии висели на стенах. Дочерей впрочем удивляло, что за три часа беседы отец ни разу не спросил о них самих.

— Я думала: «Ты же нас 28 лет не видел! Хоть бы сказал, как вы поменялись, девочки. Как выросли». Его не интересовало, как и где мы живем, кем работаем, есть ли у него уже внуки. Он даже не извинился: ни слова сожаления не сказал, ни разу в глаза не посмотрел, не взял ни меня, ни сестру за руку. Был настолько отстранен, будто мы вообще не его дети. Мол, забрали из приюта, чтобы помыть, вот и хорошо. Тогда все мои грезы рухнули. Я так ждала этого момента, хотела рассказать ему про сына, про свадьбу, венчание. А ему это все было неинтересно: просто не надо.

В приюте, куда обратились дочери, их предупредили, что у отца нет никаких документов, и их восстановление станет сложным и долгим процессом, требующим обращения в суд по месту его прописки, в том самом городе, где его когда-то признали умершим. Ей объяснили, что это может занять долгие месяцы, ведь юридически его не существовало, а значит, невозможно было, например, вызвать ему скорую помощь.

Когда-то был заботливым мужем и отцом, но теперь стал чужаком

— Я постаралась к себе прислушаться: утром ехала в Краснодар, чтобы забрать родного человека. Но за эти три часа поняла: мы ему не нужны. И уже не хотела его видеть и слышать. Он умер для меня в тот момент по-настоящему, будто его и не существовало.

И вот несколько телефонных разговоров расставили всё по местам. Матери пришлось рассказать дочерям о том, как они жили до ухода отца. В разговоре стали всплывать плохие воспоминания, которые были заблокированы детской памятью.

Как выяснилось, к отцу часто приходили друзья, и они могли долго «заседать». Из-за такого образа жизни отец пристрастился к алкоголю и был вынужден уйти из органов. Он пытался подрабатывать, но пил всё больше. А потом стал периодически исчезать. В один из таких загулов мать нашла его у друзей в Ростове, где он якобы пытался заниматься торговлей. Он сделал вид, что ничего не произошло, и передал им «гостинцы» — несколько банок зеленого горошка и почерневшие бананы.

Фото опубликовано «КП-Ростов-на-Дону», архив героя публикации
Фото опубликовано «КП-Ростов-на-Дону», архив героя публикации
— В детстве я не понимала: каково ей было. Как это нестерпимо больно. И до сих пор не представляю, как мама это выдержала! Говорит, что ради семьи. Мол, куда разводиться с тремя детьми? Да и надеялась, что все наладится: отец ведь до этого был заботливым мужем и папой. Мама даже не знала, что и сколько стоит. Она, когда папа пропал, попросила соседку сходить с ней на рынок — сориентировать по ценам. Все пошло под откос, когда отец запил.

В тот же вечер Галина приняла решение, что больше не хочет видеть отца. Она призналась журналистам, что в тот самый момент её мир рухнул. Все эти годы она жила в надежде, что они всё-таки нужны отцу, просто он не помнит, как, куда и к кому вернуться. А он всё помнил! Она не понимала, как можно родному отцу вот так хладнокровно уехать, ничего не сказав, а потом не спросить, как они жили, что они вообще ели.

Галина поделилась своими переживаниями с близкими, и те приняли их с пониманием:

— Мама сказала, что не хочет иметь с ним дело и дочек не осудит: «Он нас предал и бросил. Мы с вами голодали, когда зарплату не платили. А потом вместо денег выдали два мешка макарон, над которыми я плакала». Муж сказал, что поддержит любое мое решение, и выделит, если нужно, отцу место: «Но я его не уважаю и заниматься им не буду. Настоящий мужик детей не бросит».

Младшая сестра найденного мужчины, которая живет в родительском доме, также не приняла его. Галина поняла, что лучше будет больше заботиться о маме, а не тратить силы на того человека, который их бросил, ничего не спросив. Но, несмотря ни на что, женщина была рада, что эта встреча произошла. Она столько лет ждала этого, идеализировала образ отца. А теперь увидела, какой он, какой у него характер, смогла отследить, какие из этих черт передались ей, и, наконец, исчерпать эту тему, закрыть вопрос.

В тот же день дочери отвезли родного, но такого чужого человека обратно в приют. Там ему должны были помочь с восстановлением документов.

— Помню, как тогда он, будто ничего не поняв, лишь удивленно спросил: «А что, вы меня не заберете?».