В конце прошлого десятилетия Билли Айлиш была одним из самых популярных в мире музыкальных исполнителей: у её клипа «lovely» около 2 миллиардов просмотров в YouTube. Особенно популярна она в подростковой среде: в России сегодня сложно найти подростка, который не знал бы, кто такая Билли Айлиш. Чем она так привлекла детей переходного возраста и о чём говорит её популярность?
Подросток – это тот, кто ищет себя
Приблизительно в 12 лет человек обнаруживает, что он теперь не совсем ребёнок. До этого он жил беззаботно, теперь же для него всё важнее становится вопрос о смысле происходящего вокруг. Общество требует от него определенной модели поведения: нужно хорошо учиться, слушаться родителей, быть уважаемым в среде ровесников. Перед ребёнком встаёт вопрос:
– Зачем?
– Чтобы потом у тебя была хорошая работа, друзья, деньги, положение в обществе, – отвечают ему.
– Зачем?
– Чтобы не испытывать ни в чём нужды.
– Зачем?
Часто сегодня взрослые не могут убедительно ответить на этот его вопрос, и ребёнок чувствует, что они сами не знают смысла жизни. Если всё так, то подросток теряет доверие к родителям, школьным учителям и всему «нормальному». Без доверия к ближним подросток становится одиноким – не потому, что вокруг нет людей, а потому, что он обнаруживает пустоту в душе, и никто не может её заполнить.
Высшее удовольствие для человека – в Боге. Когда человек отворачивается от Бога, разные желания затуманивают его разум, но не могут сделать счастливым. Он вечно ищет чего-то, но не может найти.
Депрессия и «дед инсайды»
Ребёнок интуитивно осознаёт, что погоня за временным счастьем не принесёт вечной радости и полноты. Эту полноту раньше люди находили в Боге, теперь они полагаются на себя. Подросток дышит, ест, желает чего-то, спит, боится и чувствует боль, но всё это не даёт ему ощутить жизнь. Он понимает, что с ним что-то не так, что в живом теле он не жив, и никто не может объяснить ему, почему так получается. Ребёнку остаётся только кричать о помощи.
Так появляется гротескный образ «дед инсайда» (англ. dead inside), «мёртвого внутри», который ярко выражает боль потерянных детей. Количество представителей этой субкультуры не так велико в сравнении с числом людей, переживающих свою боль незаметно, но суть дела не меняется: как те, так и другие находятся в депрессии.
Депрессия – подавленное состояние человека от душевной пустоты. Бессмысленное существование не может быть радостным. Сегодня только глубокой формой депрессии страдают 10 % россиян, а на практике более лёгкие формы встречаются в несколько раз чаще. Это люди, потерявшие себя.
Депрессия появляется у человека тогда, когда он ищет счастья и не может найти: все удовольствия обманывают его и оставляют ни с чем. Все вещи мира хороши только тогда, когда они направляют нас к Богу, а без Него весь мир – пустышка. Пустышкой становится и сам человек:
- «Лишённые мысли о Боге и обращённые к небытию, люди также навсегда лишены бытия» (свт. Афанасий Великий).
- «Человек в этом случае живёт в состоянии отчуждения от самого себя <…> и является живым трупом» (Жан-Клод Ларше).
Билли Айлиш – «икона» депрессии
Творчество Билли Айлиш даёт людям в депрессии почувствовать, что их понимают, что они не одни. Искусство позволяет человеку ощутить, что рядом есть не просто существо, а разумная душа, которая тоже ищет и страдает. Так потерянный человек выходит из изоляции.
Центральная тема самого популярного на сегодняшний день трека Билли Айлиш «lovely» – тема выхода из рамок через смерть. В клипе она находится в стеклянном кубе, из которого некуда идти, а в конце он совсем исчезает. Клип заканчивается фразой «Привет, добро пожаловать домой» (hello, welcome home) – отчётливый образ смерти.
Для потерянного человека смерть кажется единственным способом избавиться от тревоги и вопросов о смысле жизни, которые мучают его. Ответить на эти вопросы у него не получается, – смерть же заканчивает всё, в том числе и мучение от вопросов.
Художественные приёмы в треках Билли Айлиш представляют нам образ депрессии: подавленность, бессилие, разложение, изолированность от ближних. Из всего названного составляется картина, которой сегодня сочувствуют многие.
Здесь нельзя увидеть сильную самостоятельную личность, которая привлекает зрителя своей харизмой. Речь о другом: перед нами потерянная душа, не по своей воле погруженная в сложный и бессмысленный мир общественных отношений. Человек не может ответить, что он такое и зачем существует.
Билли Айлиш страдает, но надеется найти покой и не знает, где его искать. Она предстаёт не столько в образе сверхпопулярной состоявшейся звезды, сколько в образе потерянного ребёнка, который вызывает сочувствие.
Жизнь, которую мы потеряли
Тоска, которую выражает Билли Айлиш, и которую разделяют её слушатели – не просто мимолётное чувство. Эта тоска – глубокое ощущение оставленности и потерянности; она всегда сопряжена с душевной болью и страхом перед будущим. Эта тоска – симптом тяжёлой болезни души, которая надеется на спасение, но не верит в него. Если человек не выберется из неё, тоска неминуемо убьёт его, притом смерть эта не будет счастливой.
Где выход? Как человеку выбраться из всеподавляющей тоски? Куда идти и на что надеяться, если Бог ему – чужой?
Дорога домой
Человек после грехопадения испытал на себе и тоску, и смерть. Об этом плакал Адам у врат рая, об этом на своём языке говорит Билли Айлиш. Только говорит она это, будто бы смакуя эту тоску, отчаиваясь в безысходности происходящего. В этом контексте очень неуверенно звучит призыв домой. Но, может и вопреки всему посылу и содержанию песни, это единственная здравая мысль. Только надо понять, где наш дом и кто нас там ждёт?
Сложно представить себе иной выход из депрессии и отчаяния кроме стремления к Богу и жизни по Его заповедям. Нет иного счастья кроме соединения с Богом, любви и доверия к Нему. Нет иного дома, как только в Его присутствии, нет другого смысла существования, как жизни с Ним . Он – любящий Отец, готовый исцелить раны человека, если тот Его подпустит к себе.
Автор материала — студент 2 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии Егор Калинин